Вы здесь

Главную награду «Лістапада» получил эстонский фильм


Кинофестиваль завершился, а мы продолжаем поиски истины, любви и красоты.

В последнее время только и разговоров, что о «Листопаде». Главное кинособытие года, неделя углубления в кино, праздник, который всегда с тобой, — Минский кинофестиваль и все, что стоит за красивыми эпитетами, которыми мы его характеризуют, завершился. Основные мероприятия фестиваля начались в прошлую субботу, а уже вчера на церемонии закрытия в кинотеатре «Москва» были объявлены победители. Таким образом, Гран-при присуждено эстонской картине Райнера Сарнета «Ноябрь», фестивальные дни оказались делом прошлого, а для нас от этой кинонасыщенности остались только отголоски в виде фильмов, что и после листопадовских дней будут идти в прокате, и, конечно, рефлексий.


Не важно, имеете ли вы непосредственное отношение к фестивалю или нет, приобретаете билеты на то, что он предлагает, или нет — вы так или иначе прикасаетесь к прекрасному знаку белорусской киноиндустрии и принимаете во владение уникальный список фильмов, на которые в перспективе следует обратить внимание. Теперь, когда главная интрига обернулась списком победителей (смотрите справа), а все постепенно возвращается в нормальное русло, можно осмыслить увиденное либо воспользоваться живыми впечатлениями, чтобы более взвешенно выбрать следующие для просмотра картины.

«Лістапад» может угодить любым вкусам:

его можно не просто охарактеризовать разнообразием фильмов, а назвать воплощением контрастов. Во-первых, согласно нынешнему слогану «Лістапада» мы искали «истину, любовь и красотe» в шикарной подборке разножанровых и разностильных картин. Во-вторых, на официальных церемониях наблюдали людей в вечерних нарядах, джинсах и даже в форме спецподразделений. Правда, крупнейший организационный контраст кроется в ощущении, что церемонии и кинопрограммы на фестивале делают люди с разных планет (ими действительно занимаются разные команды). Из года в год заводится одна и та же пластинка о том, что церемония открытия «Лістапада» выглядит как безвкусное дополнение к изысканно составленным конкурсам, за что особенно стыдно перед иностранными гостями.

Но надо заметить, что в этом году в кинотеатре «Москва», где состоялась церемония открытия уже XXIV Минского международного кинофестиваля «Лістапад», вжиматься от стыда в кресло не хотелось. Церемония прошла почти безболезненно и сделала ставку на академическую музыку и оперный вокал Оксаны Волковой, хотя и с заставкой в ​​караоке-стиле.

К тому же присутствие режиссера картины «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, который в этом году получил специальный приз Президента Беларуси «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве» и разбил тарелку о штатив кинокамеры, чем объявил открытие кинофестиваля, придало церемонии какую-то нежную ноту. Хотя для приза Президента за духовность, который вручается на белорусском кинофестивале «Лістапад», можно было бы рассматривать более широкое кинематографическое пространство.

Так или иначе, главными достоинствами «Лістапада» остаются фильмы и полные или почти полные залы. Напомню, в этом году фестиваль показал 165 фильмов из 55 стран. Из этого круга выделяются шесть конкурсов; фильмы Михаэля Ханеке, Аки Каурисмяки, Франсуа Озона, Фатиха Акина, Брюно Дюмона, Сергея Лозницы, победителей Каннского и Берлинского кинофестивалей; программы, фокусирующиеся на постсоветском пространстве и пространстве бывшего советского влияния. Шикарный выбор, который позволяет немного войти в контекст мирового фестивального движения и имен живых классиков, но больше — способствовать удивительной киноподборке, из которой можно осмыслить общие постсоветские проблемы.

Своего зрителя нашел национальный конкурс, который собрал в себе около тридцати белорусских фильмов. В рамках индустриальной платформы прошел день виртуального кино «VIR: CINEMA», где зрители имели возможность узнать новейшие технологии в кино и в специальной «экипировке» заценить сферические фильмы.

Я вижу, насколько разные у зрителя подходы к «Лістападу» — кто-то берет отпуск, чтобы охватить как можно больше фильмов, кто-то делает ставку на вечерние показы (к счастью, фестиваль показывается во многих кинотеатрах, из программ которых образуется хороший выбор), кто-то приобретает билеты на считанное количество картин, чтобы иметь время осмыслить кино и, возможно, сделать какие-то выводы.

Мы же в это кино по-настоящему углубились и находились в нем с утра до вечера и во снах. Кинофестиваль завершился, а у нас все еще только и разговора, что о «Лістападе», и мы все еще не останавливаемся в поисках истины, любви и красоты.


Основной конкурс игрового кино

  • Гран-при «Золото Лістапада» за лучший фильм — «Ноябрь» Райнера Сарнета (Эстония, Нидерланды, Польша)
  • Приз «За лучшую режиссуру» — «Иней» Шарунаса Бартаса (Литва, Франция, Польша, Украина)
  • Приз «За лучшую операторскую работу имени Юрия Марухина» — «Ноябрь» Райнера Сарнета
  • Приз «За лучшую женскую роль» — «Аритмия» Бориса Хлебникова (Россия, Финляндия, Германия)
  • Приз «За лучшую мужскую роль» — «Вестерн» Валески Гризебах (Германия, Болгария, Австрия)
  • Приз «За лучшее звуковое (музыкальное) решение фильма» — «Ноябрь» Райнера Сарнета
  • Специальный приз жюри — «Аритмия» Бориса Хлебникова
  • Приз «За лучший сценарий» — «Гранатовый сад» Ильгара Наджафа (Азербайджан)

Основной конкурс  документального кино

  • Гран-при «За лучший документальный фильм» — «Удивительные неудачники: другой мир» Арунаса Мателиса (Литва, Италия, Швейцария, Бельгия, Латвия, Великобритания, Ирландия, Испания)
  • Специальный приз жюри — «Город солнца» Рати Онели (Грузия, США, Катар, Нидерланды)

Приз международного жюри кинопрессы ФИПРЕССИ

  • «Новые голоса — Приз ФИПРЕССИ» за лучший дебют — «Город солнца» Рати Онели (Грузия, США, Катар, Нидерланды)

«Молодость на марше»

  • Приз «За лучший фильм имени кинорежиссера Виктора Турова» — «3/4» ( «Три четверти») Илиана Метева (Болгария)
  • Специальный приз жюри — «Смутьян» Миранши Наик (Индия, Великобритания, Франция, Нидерланды) 

Конкурс молодого документального кино — конкурс национальных киношкол

  • Приз «За лучший фильм конкурса национальных киношкол» — «Узы» Зофьи Ковалевской (Польская национальная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)

Национальный конкурс  

  • Приз «За лучший игровой фильм» — «Завтра» Юлии Шатун (Беларусь)
  • Приз «За лучший документальный фильм» — «Вокруг Беларуси на велосипедах с моторами» Бориса Николайчика (Беларусь)
  • Приз «За лучший анимационный фильм» — «И луна остановилась» Юлии Рудицкой (Беларусь, Германия, США)

Конкурс фильмов для детской и юношеской аудитории «Лiстападзiк»

  • «Золотой «Лiстападзiк» за лучший фильм» — «Странствие Фанни» Лолы Дуайон (Франция)
  • Приз «За лучшую детскую роль» — Сарех Нур Мусави в фильме «Дуновение жизни» Наргеса Абиара (Иран)
  • Приз «За лучшую работу взрослого актера в детском фильме» — Эктор Гарсия в фильме «Шаги героя» Энри Ринкона (Колумбия)
  • Специальный приз жюри «За лучшую режиссуру» — Наргес Абиар за фильм «Дуновение жизни»

Приз зрительских симпатий

  • За лучший игровой фильм — «Канделария» Джонни Хендрикса Инестросы (Колумбия, Германия, Норвегия, Аргентина, Куба)
  • За лучший документальный фильм — «Удивительные неудачники: другой мир» Арунаса Мателиса
  • За лучший фильм конкурса «Лiстападзiк» — «Тим Талер, или Проданный смех» Андреаса Дрезена (Германия)
  • Приз Президента Республики Беларусь «За гуманизм и духовность в кино» — народному артисту Кыргызской Республики Актану Арым Кубату, режиссеру-постановщику фильма «Кентавр»

Ирена Котелович

katsyalovich@zviazda.by

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

«Профессия Учителя священна. Учителя, а не продавца знаний в школе»

«Профессия Учителя священна. Учителя, а не продавца знаний в школе»

Что такое образование: услуга, товар или все же жизненная необходимость?

Общество

Почему омоложение научных кадров принципиально важно?

Почему омоложение научных кадров принципиально важно?

На каком этапе нужно начинать воспитание будущего исследователя: в аспирантуре, магистратуре или еще в школе?

Общество

Маленьких пациентов с аритмией оперируют на базе РНПЦ детской хирургии

Маленьких пациентов с аритмией оперируют на базе РНПЦ детской хирургии

Проведенные оперативные вмешательства — это надежда на радикальное излечение для тех, кто сейчас в силу своего заболевания принимает серьезные лекарственные препараты.

Калейдоскоп

Веселые истории наших читателей

Веселые истории наших читателей

Когда-то в наших деревнях люди были моложе. Во всяком случае почти все они держали коров.