Вы здесь

Главную награду «Лістапада» получил эстонский фильм


Кинофестиваль завершился, а мы продолжаем поиски истины, любви и красоты.

В последнее время только и разговоров, что о «Листопаде». Главное кинособытие года, неделя углубления в кино, праздник, который всегда с тобой, — Минский кинофестиваль и все, что стоит за красивыми эпитетами, которыми мы его характеризуют, завершился. Основные мероприятия фестиваля начались в прошлую субботу, а уже вчера на церемонии закрытия в кинотеатре «Москва» были объявлены победители. Таким образом, Гран-при присуждено эстонской картине Райнера Сарнета «Ноябрь», фестивальные дни оказались делом прошлого, а для нас от этой кинонасыщенности остались только отголоски в виде фильмов, что и после листопадовских дней будут идти в прокате, и, конечно, рефлексий.


Не важно, имеете ли вы непосредственное отношение к фестивалю или нет, приобретаете билеты на то, что он предлагает, или нет — вы так или иначе прикасаетесь к прекрасному знаку белорусской киноиндустрии и принимаете во владение уникальный список фильмов, на которые в перспективе следует обратить внимание. Теперь, когда главная интрига обернулась списком победителей (смотрите справа), а все постепенно возвращается в нормальное русло, можно осмыслить увиденное либо воспользоваться живыми впечатлениями, чтобы более взвешенно выбрать следующие для просмотра картины.

«Лістапад» может угодить любым вкусам:

его можно не просто охарактеризовать разнообразием фильмов, а назвать воплощением контрастов. Во-первых, согласно нынешнему слогану «Лістапада» мы искали «истину, любовь и красотe» в шикарной подборке разножанровых и разностильных картин. Во-вторых, на официальных церемониях наблюдали людей в вечерних нарядах, джинсах и даже в форме спецподразделений. Правда, крупнейший организационный контраст кроется в ощущении, что церемонии и кинопрограммы на фестивале делают люди с разных планет (ими действительно занимаются разные команды). Из года в год заводится одна и та же пластинка о том, что церемония открытия «Лістапада» выглядит как безвкусное дополнение к изысканно составленным конкурсам, за что особенно стыдно перед иностранными гостями.

Но надо заметить, что в этом году в кинотеатре «Москва», где состоялась церемония открытия уже XXIV Минского международного кинофестиваля «Лістапад», вжиматься от стыда в кресло не хотелось. Церемония прошла почти безболезненно и сделала ставку на академическую музыку и оперный вокал Оксаны Волковой, хотя и с заставкой в ​​караоке-стиле.

К тому же присутствие режиссера картины «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, который в этом году получил специальный приз Президента Беларуси «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве» и разбил тарелку о штатив кинокамеры, чем объявил открытие кинофестиваля, придало церемонии какую-то нежную ноту. Хотя для приза Президента за духовность, который вручается на белорусском кинофестивале «Лістапад», можно было бы рассматривать более широкое кинематографическое пространство.

Так или иначе, главными достоинствами «Лістапада» остаются фильмы и полные или почти полные залы. Напомню, в этом году фестиваль показал 165 фильмов из 55 стран. Из этого круга выделяются шесть конкурсов; фильмы Михаэля Ханеке, Аки Каурисмяки, Франсуа Озона, Фатиха Акина, Брюно Дюмона, Сергея Лозницы, победителей Каннского и Берлинского кинофестивалей; программы, фокусирующиеся на постсоветском пространстве и пространстве бывшего советского влияния. Шикарный выбор, который позволяет немного войти в контекст мирового фестивального движения и имен живых классиков, но больше — способствовать удивительной киноподборке, из которой можно осмыслить общие постсоветские проблемы.

Своего зрителя нашел национальный конкурс, который собрал в себе около тридцати белорусских фильмов. В рамках индустриальной платформы прошел день виртуального кино «VIR: CINEMA», где зрители имели возможность узнать новейшие технологии в кино и в специальной «экипировке» заценить сферические фильмы.

Я вижу, насколько разные у зрителя подходы к «Лістападу» — кто-то берет отпуск, чтобы охватить как можно больше фильмов, кто-то делает ставку на вечерние показы (к счастью, фестиваль показывается во многих кинотеатрах, из программ которых образуется хороший выбор), кто-то приобретает билеты на считанное количество картин, чтобы иметь время осмыслить кино и, возможно, сделать какие-то выводы.

Мы же в это кино по-настоящему углубились и находились в нем с утра до вечера и во снах. Кинофестиваль завершился, а у нас все еще только и разговора, что о «Лістападе», и мы все еще не останавливаемся в поисках истины, любви и красоты.


Основной конкурс игрового кино

  • Гран-при «Золото Лістапада» за лучший фильм — «Ноябрь» Райнера Сарнета (Эстония, Нидерланды, Польша)
  • Приз «За лучшую режиссуру» — «Иней» Шарунаса Бартаса (Литва, Франция, Польша, Украина)
  • Приз «За лучшую операторскую работу имени Юрия Марухина» — «Ноябрь» Райнера Сарнета
  • Приз «За лучшую женскую роль» — «Аритмия» Бориса Хлебникова (Россия, Финляндия, Германия)
  • Приз «За лучшую мужскую роль» — «Вестерн» Валески Гризебах (Германия, Болгария, Австрия)
  • Приз «За лучшее звуковое (музыкальное) решение фильма» — «Ноябрь» Райнера Сарнета
  • Специальный приз жюри — «Аритмия» Бориса Хлебникова
  • Приз «За лучший сценарий» — «Гранатовый сад» Ильгара Наджафа (Азербайджан)

Основной конкурс  документального кино

  • Гран-при «За лучший документальный фильм» — «Удивительные неудачники: другой мир» Арунаса Мателиса (Литва, Италия, Швейцария, Бельгия, Латвия, Великобритания, Ирландия, Испания)
  • Специальный приз жюри — «Город солнца» Рати Онели (Грузия, США, Катар, Нидерланды)

Приз международного жюри кинопрессы ФИПРЕССИ

  • «Новые голоса — Приз ФИПРЕССИ» за лучший дебют — «Город солнца» Рати Онели (Грузия, США, Катар, Нидерланды)

«Молодость на марше»

  • Приз «За лучший фильм имени кинорежиссера Виктора Турова» — «3/4» ( «Три четверти») Илиана Метева (Болгария)
  • Специальный приз жюри — «Смутьян» Миранши Наик (Индия, Великобритания, Франция, Нидерланды) 

Конкурс молодого документального кино — конкурс национальных киношкол

  • Приз «За лучший фильм конкурса национальных киношкол» — «Узы» Зофьи Ковалевской (Польская национальная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)

Национальный конкурс  

  • Приз «За лучший игровой фильм» — «Завтра» Юлии Шатун (Беларусь)
  • Приз «За лучший документальный фильм» — «Вокруг Беларуси на велосипедах с моторами» Бориса Николайчика (Беларусь)
  • Приз «За лучший анимационный фильм» — «И луна остановилась» Юлии Рудицкой (Беларусь, Германия, США)

Конкурс фильмов для детской и юношеской аудитории «Лiстападзiк»

  • «Золотой «Лiстападзiк» за лучший фильм» — «Странствие Фанни» Лолы Дуайон (Франция)
  • Приз «За лучшую детскую роль» — Сарех Нур Мусави в фильме «Дуновение жизни» Наргеса Абиара (Иран)
  • Приз «За лучшую работу взрослого актера в детском фильме» — Эктор Гарсия в фильме «Шаги героя» Энри Ринкона (Колумбия)
  • Специальный приз жюри «За лучшую режиссуру» — Наргес Абиар за фильм «Дуновение жизни»

Приз зрительских симпатий

  • За лучший игровой фильм — «Канделария» Джонни Хендрикса Инестросы (Колумбия, Германия, Норвегия, Аргентина, Куба)
  • За лучший документальный фильм — «Удивительные неудачники: другой мир» Арунаса Мателиса
  • За лучший фильм конкурса «Лiстападзiк» — «Тим Талер, или Проданный смех» Андреаса Дрезена (Германия)
  • Приз Президента Республики Беларусь «За гуманизм и духовность в кино» — народному артисту Кыргызской Республики Актану Арым Кубату, режиссеру-постановщику фильма «Кентавр»

Ирена Котелович

katsyalovich@zviazda.by

Выбор редакции

Спорт

Александра Герасименя: У каждого свой рецепт успеха

Александра Герасименя: У каждого свой рецепт успеха

Александра Герасименя — настоящий боец, а еще — заботливая мать и жена. И просто трудолюбивый человек, который не знает преград.

Общество

Какие социальные инициативы белорусов получили признание на Sосiаl Wееkеnd

Какие социальные инициативы белорусов получили признание на Sосiаl Wееkеnd

Приз зрительских симпатий завоевала инициатива «Школа родительства».  

Общество

История девушки, победившей анорексию

История девушки, победившей анорексию

Случается, что в погоне за красивой фигурой некоторые девушки совсем перестают есть.  

Общество

Как Витебщина развивает отношения с Китаем

Как Витебщина развивает отношения с Китаем

Наш корреспондент постарался упомянуть самые интересные примеры совместной реализации проектов.