Вы здесь

Я подумаю об этом «Завтра»


Прорыв, сенсация, событие в белорусском кино.

В этом году в нашем кинематографе случилась маленькая неожиданность: впервые в истории кинофестиваля «Лістапад» белорусская картина вошла в конкурс «Молодость на марше». Этой картиной оказалась дебютная полнометражная работа молодого автора Юлии Шатун «Завтра» об обычной белорусской интеллигентной паре и ее ежедневной жизненной рутине. Режиссер сняла картину сама с суперминимальным бюджетом — минуя республиканский конкурс кинопроектов, местных или каких-то еще продюсеров, питчинги, фонды и гранты, и появилась она неожиданно, можно сказать, из ниоткуда. И вот после интригующей новости о включении белорусского фильма автора, о котором ты никогда не слышал, в два листопадовских конкурса в результате ты смотришь картину и думаешь... Юлечка, где вы были раньше?


Из нынешнего национального конкурса «Лістапада» (фильм «Завтра» был включен в программы национального конкурса и конкурса «Молодость на марше»), который собирает лучшее белорусское кино последнего времени, я видела не так и много. Но в контексте всего, что знаю об отечественном кинематографе, фильм Юлии Шатун выглядит чем-то необычным. Полнометражное, продуманное, меткое, со своим стилем и атмосферой, безбюжетное независимое кино — символ исключительности и торжества уровня красного флага в культовом «Броненосце Потемкине» Сергея Эйзенштейна.

Автор сумела без преувеличений, искажений и манипуляций показать мир, в котором мы с вами живем. Она сняла его непредвзято, без дидактики и пренебрежения и даже наполнила его холодной, но любовью. Здесь все и просто и сложно одновременно, вы с легкостью разложите сюжет фильма на составляющие части и в его бессобытийности увидите определенную шедевральность. В образе окрестностей поймаете своеобразную минималистичную, урбанистическую, серую эстетику. В непрофессиональных актерах (главными героями картины стали родственники Юлии Шатун) вас зацепит трогательная угловатость и абсолютная органичность. «Завтра» — тихое, взвешенное, нежное и очень умное кино.

Сюжет картины не строится по классической драматургической схеме и не развивает никакого конфликта, а скорее затягивает в определенную медитативную, ноющую несимпатичную рутину, неспешно воспроизводит на экране некоммуникацию Антониони и заставляет задаться вопросом о ее причинах. Речь идет о супругах — интеллигентной семье, которая живет в небольшом белорусском городе, ухитряется экономить, занимается скромным бытом, заботится о сыне, который учится в столице, растягивает ремонт, празднует годовщину. Все разливается по экрану размеренным повествованием, которое состоит из чрезвычайно метко воплощенных жизненных эпизодов.

Вот главный герой, бывший учитель английского языка, звонит по объявлениям в поисках работы (довольно распространенный в кино эпизод, из которого в этом случае фильм начинается, когда зритель только в процессе принятия нового для себя мира). Вот он, с мужским деловым портфелем, разносит рекламные листовки по почтовым ящикам. Вот семья ужинает с включенным телевизором (из которого звучат неслучайные вещи). Вот глава семьи относит на рынок очередной взнос за куртку, купленную для сына. Вот он дарит жене на годовщину обои. Вот он играет в лотерею... и так далее.

И ты смотришь картину, соглашаешься с каждым кадром, доверчиво проникаешься идеей автора и вроде понимаешь ее посыл, эти экранные дни, что растекаются соусом, правила и закономерности этой жизни, и вдруг — хотя даже слово «вдруг» звучит слишком эмоционально, на самом деле все прошло так же ровно — в жизни персонажей происходит что-то необычное. Лотерейный билет приносит удачу, и главный герой выигрывает путевку в теплую страну на двоих. Думаете, это что-то изменит в тягучей жизни семьи из глубинки?

Я израсходовала позитивные эпитеты для этого неожиданного для белорусского кино фильма, но имею ощущение, что с такой же положительной реакцией к картине «Завтра» отнесется обычный зритель. Потому что фильм Юлии Шатун — искренний взгляд на ту систему жизни, которая сложилась в нашем обществе. Потому что автор не выносит себя за пределы того мира, который отражает с сожалением за то, что он является именно таким. Потому что в поглощающей, безнадежной и неулыбчивая рутине есть потенциал и прячется он как раз в героях, т.е. вообще в людях. И потому что нам легко разделять теплую надежду, с которой режиссер завершает картину. Так, в сочетании всего выше перечисленного — такая себе безупречность, которой не потребовалось ни рубля из республиканского бюджета. Браво. Наконец я готова стоя аплодировать современному белорусскому игровому фильму.

Ирена Котелович

katsyalovich@zviazda.by

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

«Профессия Учителя священна. Учителя, а не продавца знаний в школе»

«Профессия Учителя священна. Учителя, а не продавца знаний в школе»

Что такое образование: услуга, товар или все же жизненная необходимость?

Общество

Почему омоложение научных кадров принципиально важно?

Почему омоложение научных кадров принципиально важно?

На каком этапе нужно начинать воспитание будущего исследователя: в аспирантуре, магистратуре или еще в школе?

Общество

Маленьких пациентов с аритмией оперируют на базе РНПЦ детской хирургии

Маленьких пациентов с аритмией оперируют на базе РНПЦ детской хирургии

Проведенные оперативные вмешательства — это надежда на радикальное излечение для тех, кто сейчас в силу своего заболевания принимает серьезные лекарственные препараты.

Калейдоскоп

Веселые истории наших читателей

Веселые истории наших читателей

Когда-то в наших деревнях люди были моложе. Во всяком случае почти все они держали коров.