Вы здесь

Как мультимедийные технологии мотивируют учеников?


29—30 ноября в Минске пройдет международная специализированная научно-техническая выставка-форум «Информационные технологии в образовании» (ITE-2017). В течение последних двадцати лет средства обучения серьезно эволюционировали, и сегодня для того, чтобы обучаться, совсем необязательно посещать занятия и лекции. Та же интернет-академия Хана предоставляет бесплатный доступ к более чем четырем тысячам микролекций по самым разным дисциплинам. О последних мировых трендах в образовании и ситуации в нашей стране мы беседуем с директором Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Павлом ЛИСОМ (на фото).


Альтернатива компьютерным классам

— Павел Анатольевич, Концепция информатизации системы образования в Беларуси на период до 2020 года утверждалась четыре года назад. За прошедшее время почти все мы стали обладателями мобильных устройств (планшетов, смартфонов, ноутбуков), поэтому наличие в школе стационарных компьютерных классов перестает быть актуальным. Более актуально было бы иметь мобильные компьютерные классы или задействовать ту технику, что имеется в наличии у школьников и студентов?

— С этого года мы как раз начинаем более широкое внедрение в систему образования мобильных технологий. В школах уже появились планшеты, так сказать, два в одном — с клавиатурой, которая подключается отдельно, чтобы планшетом можно было пользоваться не только как мобильным устройством, но и как мини-ноутбуком. Также мы планируем внедрение так называемых тонких клиентов. Под ними понимаются устройства (терминалы), в которых нет собственных вычислительных мощностей, они подключены к общему для всех пользователей серверу, находящемуся в облаке. Это такие бездисковыя компактные персональные компьютеры, к которым подключаются периферийные устройства: клавиатура, мышь, мониторы, акустические системы и др. В школе будут находиться только интерфейсные части, связанные с сервером, на котором установлены все необходимые для работы программы и приложения. Там же в облаке вся информация будет обрабатываться и храниться. Но для этого нужно обеспечить непрерывную качественную связь, чем сейчас и занимаемся.

Централизованных закупок мобильных классов для школ у нас пока что не было, скорее, это были какие-то экспериментальные классы, инициатива современных руководителей, которые привлекли спонсорские средства. В стране есть много IТ-компаний, поддерживающих учреждения образования новыми технологиями для того, чтобы в школе царила атмосфера инноваций. Я считаю очень важным, когда ученики видят перед собой современного учителя, который умеет пользоваться современными устройствами — все это очень позитивно влияет на репутацию педагога.

Сейчас мы вместе с нашими партнерами, компанией «Белорусские облачные технологии» возрождаем образовательную сеть UNIBEL. В ближайшие годы проекты по этому направлению ждет сначала экспериментальная апробация, а затем внедрение во всей системе образования. Чтобы понять, какие технологии приживутся, нужно их опробовать. Мы стараемся в наших экспериментах задействовать самые разные учреждения образования в различных регионах: не только гимназии, но и обычные школы, в том числе сельские, с небольшим количеством учеников.

Параллельно разрабатываем методики использования мобильных устройств, имеющих различные операционные системы и разную мощность. Мобильное устройство подключается по беспроводным сетям, соответственно мы должны их развивать в учреждениях образования. К тому же мобильное устройство должно быть зарегистрировано во внутренней сети. Конечно, будем ограничивать доступ к определенным интернет-ресурсам, так как основная наша цель — образовательный контент. Сейчас думаем.

— А изучали ли вы, для каких целей используются компьютерные классы в школах сегодня?

— Это территория не только учителей информатики — другие предметники также очень активно их используют. Теперь предлагается очень много дополнительных материалов (и графических, и интерактивных) по всем предметам, особенно по естественным дисциплинам, которые требуют использования компьютерной техники. Кроме того, есть очень много математических программных продуктов. Современные информационные технологии однозначно нужно внедрять и использовать на уроках в школе, но у педагога при этом обязательно должно оставаться время для непосредственного общения с учениками. Роль педагога сегодня изменилась, он больше не является единственным источником знаний для учеников, а выступает, скорее, как ментор, который направляет своих учеников по источникам знаний, помогает их фильтровать и анализировать. Сегодня очень просто, имея мобильный телефон, найти в интернете при выполнении домашнего задания решение тех или иных задач, и для системы образования это определенный вызов. Задачи перед учениками нужно формулировать совсем другим образом, чтобы поиск решений был более сложным, чем раньше, чтобы нужно было для получения результата провести определенную работу.

У нас есть задумка с одним или несколькими партнерами реализовать дистанционную программу тестирования школьников. Речь идет не о контрольном тестировании абитуриентов, которым занимается Республиканский институт контроля знаний, а о возможности протестировать свои знания по конкретному разделу или теме, чтобы обнаружить, где есть пробелы. Надеемся все это централизовать, чтобы видеть, по каким темам у школьников больше всего проблем, и предложить нашим коллегам скорректировать подачу материала или, может, поменять разделы местами, изменить логику преподавания с учетом клипового мышления детей. Так как создают программы и пишут учебники взрослые.

Все наши усилия в области информационных технологий направлены на то, чтобы улучшить качество образования, его доступность, оптимизировать инструменты и упростить работу учителя, иначе смысла во внедрении информационных технологий нет.

Не наказать, а побудить

— А как вы считаете, стремительный рост мощностей и функциональных возможностей современных устройств не опережает сегодня готовность пользователей и, главное, готовность педагогов с ними работать? Удалось преодолеть «цифровой разрыв» поколений?

— Согласно закону Гордона Мура, мощность современной компьютерной техники удваивается каждые 18 месяцев. В математике, физике есть задачи, требующие больших вычислительных мощностей, но сегодня из-за их нехватки вопросы не решаются. Соответственно, прогнозируя рост мощностей, мы можем представить, что рано или поздно задачи будут решены. Соответственно нас ждут новые открытия, новые технологии, более совершенные, которые отразятся и на образовании. Непосредственный пользователь не чувствует сильно рост мощностей, потому что интерфейс для него, наоборот, постоянно упрощается, все становится более понятным.

Визуальная часть и далее будет упрощаться, при этом мощности будут расти, будет расти скорость решения задач и улучшаться качество картинки. Фактически каждые полтора года возможности устройств будут расширяться, мы сможем делать с их помощью более сложные вещи.

Когда мы внедряли в школах некоторые мобильные устройства и интерактивные панели, нам говорили, что мы подвергаем риску в первую очередь опытных педагогов, которые не хотят менять свои подходы, для них проблематично учиться чему-то новому. Но мы заметили интересную закономерность: и с планшетами, и с интерактивными досками педагоги разобрались очень быстро. Во-первых, они были мотивированы развиваться в своей отрасли. Во-вторых, если собственной мотивации недостаточно, многое зависит от директора учреждения. Я не имею в виду применение каких-то карательных мер, напротив, директор может материально поощрить тех, кто максимально внедряет у себя на уроках информационные технологии. В результате сегодня и молодые, и опытные педагоги с удовольствием пользуются новыми устройствами, причем на таких предметах, где мы и не ожидали. Например, на географии и истории очень активно начали использоваться 3D-карты. И тут уже встает вопрос к нашим разработчикам контента — смогут ли они дать столько, сколько требуется педагогу? Учителя давно живут по принципу, который активно пропагандируется во всем мире, — обучение через всю жизнь. И если вооружить учителя новой технологией, он ее усвоитьнамного быстрее, чем многие из родителей учеников. Наша задача — дать ему эту технологию и возможность ее усвоить с минимальными затратами времени.

Возможности «облачных технологий»

— Одной из основных мировых тенденций развития средств информатизации является переход к так называемым облачным технологиям. Насколько я знаю, у нас есть районы, где «облачные технологии» очень способствуют уменьшению документооборота и экономят время. Все планы работы, результаты анкетирования, статистику, актуальную переписку, материалы методического характера и другую важную информацию учреждения образования сохраняют в «облаке». А руководящие структуры могут к ней самостоятельно в любое время обратиться, не отвлекая ни администрацию, ни педагогов ...

— Такие инициативы, точки роста нас, безусловно, радуют. Теперь создаем республиканскую информационно-образовательную среду. В ее основе будет лежать сеть UNIBEL, объединяя учреждения образования всех уровней. Это будет одно большое образовательное «облако». Соответственно задачи, которые станут решаться в рамках этой среды, охватят всю страну. Они будут касаться в том числе и сбора статистики, отчетности. Информация на «облако» начнет стекаться со всей страны, там она будет обрабатываться и визуализироваться. Доступ к «облаку» и этой информации разобьют по категориям. Для Министерства образования будут доступны одни сведения, для областных / районных / городских управлений образования — другие. Мы уже и портал Министерства образования разместили в «облаке». Сейчас модернизируется портал Главного информационно-аналитического центра Министерства образования, на котором пропишется мультимедийная платформа, которая также будет «облачной». О внедрении в школах тонких клиентов я уже говорил. Если мы обеспечим устойчивую и качественную связь для каждой школы, серверы для хранения и обработки информации не нужно размещать в учреждениях образования. Там будут находиться только терминалы, а вся обработка будет происходить отдаленно, соответственно классическое приобретение компьютеров исчезнет. А вместо компьютерной техники нужно будет приобретать по подписке нужную мощность. В перспективе у нас останется несколько решений: это использование мобильных устройств, в том числе личных мобильных устройств педагогов и учащихся, и тонких клиентов. Между прочим, емкость каналов связи увеличивается вдвое каждые 12 месяцев. А при увеличении мощностей интернет будет дешеветь.

Транспорт технологий образовательного контента может использоваться по-разному. Скажем, школа, которая готовит победителей олимпиады по информатике, сможет заказать определенные мощности, чтобы заниматься решением конкретных олимпиадных задач. Или, например, школа может заказать какой-то курс или адаптированную мировую лекцию (мы будем их предлагать). Также учреждения образования могут кооперироваться и дистанционно обмениваться учителями, чтобы ученики могли побывать, пусть и виртуально, на уроке у учителя из другого учебного заведения. Современных школьников очень сложно мотивировать, им нужно постоянно обеспечивать разнообразие.

Меж нескольких огней

— Павел Анатольевич, не все учителя понимают, зачем повсеместно внедряются электронные дневники и журналы? Пока у каждого педагога на каждом уроке не будет возможности выходить из какого-либо устройства в интернет, это не имеет смысла, так как то же самое они пишут и в бумажном дневнике, и в классном журнале. Их интересует, что будет с личными данными, когда ученик из школы, где внедрен дневник schools.by, перейдет в школу, где действует дневник  znaj.by?

— Для всех операторов электронных журналов мы ставим условие — данные учеников должны мигрировать без помех, также они должны их представлять ежегодно и нам. Но поскольку речь идет о частных структурах, признаюсь, что проблемы есть. Поэтому мы ищем способ, как этот процесс централизовать, сделать единую точку входа через ГИАЦ, чтобы был единый для всех сервис дневников, причем бесплатный. Думаем, как разместить его у себя в «облаке», чтобы можно было контролировать поток данных, работать с безопасностью персональных личных данных, собирать статистику. Думаем и над тем, чтобы из электронного дневника ученик мог открывать интерактивные ссылки на домашние задания, на разделы параграфа в учебнике. Попробуем связать его с электронными учебниками, платформами тестов. Например, если наблюдается снижение успеваемости, школьнику будет предложено пройти тесты для выявления и устранения пробелов в знаниях.

Децентрализация электронных дневников и журналов показала очень неприятную вещь. Когда стали появляться новые сервисы, их создатели вместо того, чтобы охватывать неохваченными объекты, идут туда, где уже работают их конкуренты — это рынок. Директор школы звонит нам и просит, чтобы мы что-то сделали, потому что создатели электронного дневника уже поработали с родителями: один класс уговорили на один продукт, другой — на другой. А учителя не желают вести сразу несколько электронных систем. 

Что касается нежелания педагогов осваивать электронные журналы, скажу вам так: я могу вас завести в школы, где с электронными журналами работают успешно как молодые, так и опытные педагоги. И лучше научиться сегодня, пока тянется переходный период, чем завтра, когда электронные журналы станут обязательными. К тому же, например, в Ленинском районе столицы вообще отказались от дублирования дневников на бумажных носителях. Насчет невозможности выхода в интернет на каждом уроке замечание справедливое. Конечно, в идеале у каждого учителя должен быть планшет. Надо продумать, как это сделать: возможно, наш партнер будет устанавливать для учителей специальную цену на свой товар, давать беспроцентный кредит или рассрочку...

— Один из последних трендов — геймификация образования. Насколько мы далеко продвинулись в этом направлении?

— С помощью информационных технологий сегодня реализуются математическое моделирование, деловые игры, игры, основанные на жизненно необходимых знаниях и навыках, эксперименты в виртуальных лабораториях и так далее. Есть интересные визуализированные разработки по анатомии, когда с помощью специальных очков ты можешь заглянуть в организм человека, посмотреть, как там все функционирует. Одна из секций на выставке-форуме «Информационные технологии в образовании» будет посвящена мультимедийным и интерактивным технологиям виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе. Для нас это будущее. У нас пока нет ни средств на их внедрение, ни контента, ни нормативной базы. В общем, нормативная база катастрофически не успевает за развитием информационных технологий. Ну, кто мог спрогнозировать, что появятся очки дополненной реальности, что они будут использоваться не только в сфере развлечений, а придут и в сферу образования так быстро? Пока это дорогое удовольствие, но с каждым годом новые технологии дешевеют и становятся более доступными. Мы поддерживаем технологии визуализации различных процессов и предметов и будем рады сотрудничать с компаниями в этой сфере. Это сильный мотиватор для учебы детей, и мы таких мотиваторов должны собрать максимум.

В рамках форума, а это первое мероприятие в стране такого масштаба в области образования, будет подниматься много проблем, в том числе обсуждаться плюсы и минусы информатизации. Эксперты в области информационных технологий смогут выступить со своими идеями, дискуссионными тезисами, не просто что-то рассказать, а и показать, на каком уровне мы находимся, куда нам нужно двигаться и какими трендами руководствоваться. Гостей форума ожидают лекции, тренинги, семинары, круглые столы плюс небольшая выставка, где будут демонстрироваться возможности современных информационных технологий. Участие во всех мероприятиях бесплатное, но предварительно лучше все-таки зарегистрироваться на сайте ite.unibel.by. Самая большая площадка сможет принять одновременно до 800 человек, но будут задействованы и меньшие площадки. Очень надеемся, что форум будет полезен как для педагогического сообщества, так и для наших партнеров в сфере информационных технологий.

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkalaeva@zvіazda.by

Фото Марины БЕГУНКОВОЙ

Выбор редакции

Общество

Как в Беларуси развивается сектор беспилотников

Как в Беларуси развивается сектор беспилотников

Он молодой — в этом году ему исполняется 10 лет.  

Экономика

Как бизнес двигает политику

Как бизнес двигает политику

Конференция немецкого бизнеса «Евразийский экономический союз: значение, достижения, перспективы развития» прошла в белорусской столице. 

Общество

В Минске обсудили борьбу с отмыванием денег в Евразии

В Минске обсудили борьбу с отмыванием денег в Евразии

Белорусская «антиотмывочная» система вызывает определенный интерес у экспертного сообщества ЕАГ. 

Экономика

Насколько остра проблема контрафакта в Беларуси?

Насколько остра проблема контрафакта в Беларуси?

Поддельный алкоголь поступает к нам в основном через границу.