Вы здесь

Как на школьных уроках учат ориентироваться в медиасреде?


«Подрастающее поколение получает сегодня информацию преимущественно из интернета, причем в наибольшей степени подростки склонны доверять своим друзьям, а это значит, что они получают тот блок новостей ежедневно, который «френды» перепостили в своей ленте в социальных сетях. Так формируется их видение мира. И это стало проблемой для традиционных СМИ, — считает Ян ЙИРАК, профессор Института коммуникации и журналистики факультета социальных наук Карлова университета. — Обычно самые важные новости идут в информационном блоке на телевидении первыми, а в газетах для них отводится первая полоса. Но что мы наблюдаем в социальных сетях? Там на первый план выходит то сообщение, которое больше всего перепостили. Оно разлетается по сети и становится наиболее важным. Поэтому приходится констатировать, что традиционные СМИ потеряли инструменты влияния на аудиторию. Им очень проблематично привлечь внимание к действительно важным событиям».


Профессор Ян Йирак: "Отвечать на вопросы школьников бывает очень непросто..."

Если «гуру» видеоблогеры

Ян Йирак — один из создателей концепции медиаобразования в Чехии. Начиная с 2006 года медиаобразование включено в обязательную учебную программу всех базовых школ и гимназий (с третьего года обучения). Каждая школа сама решает, как она будет реализовывать медиаобразование: как отдельный предмет или как сквозную тему в рамках различных предметов или комбинировать первое и второе.

— Дети в социальных сетях сталкиваются, как правило, только с теми, кто разделяет их мысли, и почти не пересекаются с людьми, которые имеют другое мнение. Психологи уже обратили внимание на то обстоятельство, что растет поколение людей, которым сложно будет идти на компромисс. Они воспитаны на тех постах в Фейсбуке, которые со своими друзьями взаимно лайкали, — подчеркивает профессор. — Для детей в возрасте 10—11 лет самые большие авторитеты — это видеоблогеры на YоuTubе, с которыми они себя отождествляют. В общем, концепция медиаобразования разрабатывалась в Чехии еще в начале двухтысячных годов, до появления Фейсбука и других социальных сетей. Но мир стремительно изменился. Дети сегодня не читают газет, а многие не смотрят и телевидение или делают это онлайн (опять-таки в интернете). Поэтому содержание медиаобразования нужно постоянно актуализировать. Его задача — сформировать критическое отношение ко всем медиа. Чтобы они понимали, на каких принципах основано движение той или иной информации в социальных медиа, как на них влияет аудиоконтент и видеоконтент, воздействует реклама.

Чаще всего элементы медиаобразования внедряются на уроках чешского, иностранных языков, истории, социальных наук. Для примера, на уроках истории педагоги могут работать с картами, карикатурами и... сборниками комиксов, которые могут сказать даже больше, чем фото, а выяснение позиции создателя карикатуры позволяет учащимся увидеть события с разных сторон, проанализировать различные точки зрения, углубиться в соответствующий контекст исторической эпохи. Есть школы, где удалось успешно включить медиаобразование в физику, географию и изобразительное искусство. В общем, как отмечает Ян Йирак, очень много зависит от личности педагога и его креативности.

«Поедем в Беларусь?»

В частной гимназии международных и общественных отношений в Праге главным «идеологом» и «двигателем» медиаобразования выступает заместитель директора по педагогике, учитель чешского языка и истории Ивана КЛАБАЛОВА-ВЕСЕЛКОВА. Учреждение образования, в котором она преподает, реализует программу восьмилетней, шестилетней и четырехлетней гимназии. Гимназия финансируется как из государственных дотаций, так и из средств родителей, но по чешсим законам средства на оплату труда педагогов выделяет только государство. Родительские деньги на зарплаты учителям направлять запрещается — таким образом педагогов страхуют от ситуации, когда родители учеников могут заявить, что платят им заработную плату.

«Мы поедем в Беларусь?». Урок истории в частной гимназии международных и общественных отношений в Праге.

— Наша гимназия не самая дорогая — 45 тысяч крон в год (около двух тысяч евро. — Авт.). Для сравнения, есть в городе гимназии, где плата доходит до 150 тысяч. К тому же средства можно вносить частями. А если в гимназии учится несколько детей из одной семьи, мы снижаем для них плату, — объясняет Ивана. — Школа для богатых — это не про нас. За что родители готовы платить? Мы можем гарантировать небольшую наполняемость классов — около 20 человек, а в обычных школах в классе может быть одновременно до 33 учащихся (в Чехии финансирование школ зависит от количества учащихся. — Авт.). Плюс у нас есть специализация: для учащихся, обучающихся по восьмилетней программе, это углубленное изучение иностранных языков. Первый обязательный — английский, второй — испанский или немецкий на выбор. А на пятом году обучения они выбирают третий язык (русский или французский). К тому же с первого года некоторые легкие предметы, вроде музыки, излагаются в них сразу на английском языке. На третьем году обучения элементы англоязычного обучения вводятся на уроках географии, а в старших классах история и международные отношения излагаются уже на английском языке.

В гимназии работает специалист по международным связям, который ищет партнерские школы в разных странах: Германии, Австрии, Испании, Болгарии, Китае, США. Школы обмениваются учениками. Это могут быть как краткосрочные выезды, так и выезды на полгода или даже год. Стоит ли удивляться, что появление белорусских педагогов в школьном классе дети радостно восприняли как сигнал: «Поедем в Беларусь?!»

Полное углубление

— Конечно, мы выполняем рамочную образовательную программу, но понимаем, что в дополнение должны дать нашим ученикам еще что-то, — рассказывает учительница. — У нас дополнительная специализация, одобренная министерством образования, — международные отношения и РR. Половина педагогов гимназии реализуют различные нетрадиционные методики обучения. У нас есть учителя иностранных языков, которые активно используют методику геймификации. Суть в том, что ученики играют какую-то роль в предложенном сюжете, обучение проходит в форме игры и сопровождается системой наград — дети переходят на следующий уровень. Например, изучение темы профессий на уроках испанского языка происходило следующим образом: все стали участниками детективной истории — произошло преступление, а подозреваемые — люди самых разных профессий. Пока гимназисты разбирались в детективном сюжете, параллельно изучали лексику, связанную с представителями тех или иных профессий и пополняли свой словарный запас.

Сама Ивана практикует еdulаrр — ролевые игры с полным углублением в предмет изучения, обращением к эмоциям и чувствам. Например, для изучения событий Второй мировой войны у нее подготовлена ​​история, где у каждого ученика в классе своя роль. Есть там чешская семья и чешско-еврейская: они сначала дружат, а потом удаляются друг от друга. С развертыванием исторических событий каждый должен реагировать на то, что происходит. Вопрос в том, как именно реагировать. Гимназисты оказываются перед сложным нравственным выбором: как поступить в той или иной ситуации, чтобы не потерять своих «близких», но и не стать «предателем». Это способствует развитию эмпатии углубляет во внутренний мир и эмоциональное состояние другого человека.

Пособие по медиаобразованию, созданное Яном Йиракам и его коллегами

Между серьезным и бульварным

До прихода на нынешнее место работы Ивана работала в гуманитарной гимназии, где медиаобразование преподавалось как отдельный предмет. Но такие случаи, скорее, исключение, чаще медиаобразование проходит как сквозная тема. В гимназии международных и общественных отношений акцент в медиаобразования сделан на проектное обучение: первый годовой проект реализуется учеником на первом году обучения (по-нашему это шестой класс школы. — Авт.), последний — на последнем. Например, в первый год им предлагается проект «Как понимать медиа?» В течение учебного года они в рамках чешского, английского языков, обществознания, физики, изобразительного искусства работают над разными задачами: создают плакат по истории медиа, собственный рекламный плакат, разбирают участие медиа в избирательной кампании, осваивают создание видеороликов и снимают свой, выкладывают его на видеохостинг, учатся делать репортаж, на уроках иностранного языка работают с иностранными СМИ. Результатом является создание газеты: деловой и бульварной.

— Насколько мы, учителя, можем быть конкурентоспособны в отношении YоuTubе? Самое правильное, наверное, это отталкиваться от опыта наших учеников, — рассуждает Ивана, — предлагать им те источники информации, которыми они пользуются, чтобы подростки сами научились анализировать истинность или недействительность источников, к которым они обращаются. Часто мы включаем в обучение методику критического мышления.

С учетом специфики гимназии ее воспитанники изучают права и обвязки гражданина, создают свою партию, проводят выборы, знакомятся с юридической системой (посещают настоящий суд), с внешней политикой Чешской Республики (едут в Вену, в центральный офис Европейской комиссии), делают симуляцию заседания ООН. И все это через изучение медиа.

Результаты проекта «Как понимать медиа?» — созданные школьниками бульварная и серьезная газеты.

На последнем курсе гимназисты защищают свой проект перед комиссией. Это что-то вроде выпускной работы в бакалавриате. Тему они выбирают на основе совершенных проектов, им назначают научного руководителя. Получается хорошая репетиция перед взрослыми испытаниями.

Между прочим, при поступлении в гимназию (на четырехлетнюю, шестилетнюю и восьмилетнюю программу) все претенденты сдают экзамены. Два года назад государство решило взять этот процесс под свой контроль. Поэтому по математике и чешском языке школьники сдают сейчас государственный экзамен. А третий экзамен гимназия, в зависимости от собственной специализации, устанавливает свой.

— В нашем уставе записано, что пользоваться мобильным телефоном на уроках запрещено, но лично я работаю с мобильными телефонами на занятиях — учу детей делать это не только для развлечения, а с пользой и смыслом, — отвечает Ивана на вопросы белорусских учителей. — Некоторые педагоги устанавливают на смартфоны учебные программы, а потом используют их на своих уроках. Как мы выстраиваем отношения с родителями наших учеников? Стараемся идти им навстречу, прислушиваемся к ним, но даем понять, что мы специалисты в своей области и делаем свою работу, в которой лучше нас никто не разбирается...

Результат проекта "Как понимать медиа?" — созданное портфолио

Источник информации твиты

Одной из самых успешных в реализации медиаобразования профессор Ян Йирак считает пражскую гимназию на Затланце. Речь идет о четырехлетней государственной гимназии, в которую поступают после окончания базовой школы (в 15 лет). Конкурс составляет четыре человека на место. Как сообщается на сайте гимназии, здесь готовят не только к продолжению обучения, а к жизни, поэтому учат, как правильно представлять свою работу, идею, проект аудитории, как дискутировать и вести переговоры, учат поиску и критическому анализу источников информации, интерпретировать тексты разных видов , писать работу в соответствии с университетскими критериями и требованиями.

— Ни в каких документах не прописано, как должна реализовываться медиаобразовательная составляющая. Медиаобразование в нас присутствует на различных предметах, — рассказывает учительница чешского языка Маркета ПЕЛЬЦОВА. — Недавно в стране прошли парламентские выборы, которые дали педагогам богатую почву для работы на уроке. Например, мы вместе с учениками анализировали заголовки в газетах, изучали предвыборные программы кандидатов, «твиты» Андрея Бабиша (чешский бизнесмен, партия которого выиграла избирательную гонку. — Авт.)... Когда в гимназии отбирали кандидата на пост наставника чешского языка, предпочтение отдали тому, который построил свой показательный урок на сравнении различных видов медиа. С третьего года обучения гимназистам предлагается специализированный семинар «Мир медиа», который ведет журналист.

В гимназии выходит электронный журнал «Ласточка» — он стал результатом совместного проекта с естественнонаучным факультетом Карлова университета и организацией «Интересная наука». Целью было разработать программу, которая упростит верстку школьных электронных журналов, но вместе с тем будет напоминать вариант для профессиональных изданий. Большим плюсом созданной программы является возможность работать онлайн — тогда, когда появляются свободное время и вдохновение. От бумажных носителей в гимназии сознательно отказались, потому что подростки их уже не воспринимают.

Ноябрьский номер будет посвящен последним выборам. Так решили ученики, которые сами определяют содержание. «Если подростки в 15 лет интересуются политической ситуацией в стране, это очень хорошо, — делится своими мнениями педагог. — Также в этом номере будет статья, посвященная Международному дню студента, статья о том, как можно дешево путешествовать автостопом. Обязательно будет рецензия на спектакль. Есть у нас девушка, которая отлично рисует. Кто-то увлекается фотографией. Одна из учениц любит театр и пишет рецензии на новые постановки. Какие еще темы интересуют подростков? Их волнует адаптация после базовой школы к требованиям гимназии, проблемы тайм-менжмента, интересуют разговоры с известными людьми».

Никто периодичность выхода журнала не устанавливает. Главный редактор, а его роль выполняет учитель, выделяет каждому автору электронную страницу, на которой тот сам верстает свою статью и подбирает иллюстрацию (если фото берется из интернета, обязательно должен упоминаться источник). Конечно, куратор ученические тексты редактирует, но без согласия автора на внесенные правки текст не размещается. Главное — не навязать свое мнение, а убедить юного «журналиста».

В школьной газете гимназисты пишут о том, что им интересно.

Не шоу и не развлечение

Одно из самых важных событий в гимназии — Дни медиа. В первый день с 8.00 до 9.30 проходят параллельно четыре занятия, на которые приглашаются в качестве гостей представители СМИ: издатели крупных газет, авторитетные журналисты печатных СМИ, интернет-изданий, радио, телевидения, специалисты в рекламной отрасли, специалисты по маркетингу медиа и даже по фэйк-новостям. Каждый сам выбирает, кого он хочет послушать и кому задать свои вопросы. Затем их сменяют еще четыре специалиста. А школьники снова выбирают...

— У наших учащихся должна быть полная картина медиа — от бульварной прессы до серьезных СМИ. Стремимся научить их различать различные источники информации для того, чтобы они уважали серьезных журналистов и ценили их информацию выше, — объясняет Маркета. — Мы очень долго выстраивали сеть контактов, которая сегодня хорошо работает. Журналисты, которые приходят в гимназию, не получают за это денег, но они делают свой важный вклад в медиаобразование.

Ян Йирак постоянный гость гимназии на Затланце. «Я здесь встречаю много своих друзей, — смеется он. — Но Дни медиа — это не шоу и не развлечение. Дети всегда серьезно готовятся к таким встречам. Признаюсь, что отвечать на вопросы школьников бывает очень непросто, это довольно стрессовое мероприятие... »

Второй день посвящается посещению гимназистами редакций, пресс-центров, агентств, радио, телевидения, интернет-изданий. Последний раз для посещения было предложено десять мест. А третий день отводится на рефлексию. Гимназисты оценивают эффективность своих встреч и выставляют баллы. Для педагогов эта информация очень полезна при составлении программы следующих Дней медиа. Возможно, не всем из приглашенных гостей удалось донести до учеников нужную информацию.

Надпись на стене в гимназии: "Если дать человеку рыбу - он будет сыт один день. А если научить ловить - он будет сыт всю оставшуюся жизнь".

Кстати, в первой половине следующего года школьная инспекция планирует провести Мониторинг того, как медиаобразование представлено в школах и какими компетенциями обладают ученики. Подготовлена анкета из 30 вопросов, которые проверяют, могут ли школьники отличить обычный текст от рекламы, знают ли манипуляционные техники и так далее. Ян Йирак улыбается: «Поверьте, если бы нам с вами предложили этот тест, над многими вопросами мы сильно задумались бы...»

Надежда НИКОЛАЕВА

nikalaeva@zviazda.by

Фото автора

Минск — Прага — Минск

Читайце также: Школьная демократия по-чешски

Выбор редакции

Культура

Хорватский кинофестиваль ZаgrеbDох исследует регион большим экраном

Хорватский кинофестиваль ZаgrеbDох исследует регион большим экраном

Балканские страны предстали перед зрителем с их насущным.  

Общество

Суворовское училище глазами его учащихся

Суворовское училище глазами его учащихся

Быть суворовцам во все времена было престижно.  

Общество

Интернет — зона риска или комфортных покупок?

Интернет — зона риска или комфортных покупок?

На 1 января было зарегистрировано 19 400 интернет-магазинов.