Вы здесь

Кто они — отличительные белорусы?


Уже сегодня вечером, в 20.10, на международном телеканале «Беларусь 24» можно увидеть первый выпуск новой программы «Белорусы». Также он будет доступен и онлайн на сайте bеlаrus24.bу. Казалось бы, все просто, передача о белорусах. Однако иногда то, что кажется очевидным и простым, оказывается достаточно сложным. Какие они, самые интересные представители народа, кто и почему их выбирал? Мы обратились к автору проекта Елене Некрашевич, чтобы разобраться во всех нюансах. Однако беседа повернула в очень интересное русло...


— Госпожа Елена, с одной стороны, рассказать о белорусах — достаточно естественное желание. Однако с другой — мы не всегда делаем то, что является очевидным. Как возникла идея проекта «Белорусы», и что он собой представляет?

— Это программа на 26 минут, которая представляет собой монологи главных героев. По сути, там даже нет закадрового текста. Мы даем возможность участнику самому высказаться и рассказать о себе. Герой рассказывает, чем занимается, о смысле своей жизни, о трагедии, о предначертании и о том, как к нему пришел. Это культурно-познавательная программа. А наше журналистскоедело — выстроить текст так, чтобы он был логичен и понятен.

— Сложно ли раскрыть героя? Вы говорите, что он рассказывает даже о сокровенном — естественно, этому должна предшествовать большая работа.

— Когда ты задаешь наводящие вопросы, то даже по голосу, по интонации можно понять, насколько глубокие вещи звучат, насколько они задевают героя. Голос становится более низкий, спокойный. Пожалуй, разговорить героя несложно. Стараешься отыскать такие темы, которые интересны рассказчику, погружаешься в то, как он к ним пришел. Например, наш герой дудочник Алесь Лось долгое время показывал представления вертепа. Но однажды я прочитала, что со своими спектаклями он бывал в чернобыльской зоне — естественно, это не просто тема кукольного театра. Я задавала соответствующие вопросы, и герой вспоминал, как и где это происходило, всплывали разные истории... Из разговора в разговор ты выстраиваешь отношения с героями. Иногда я задаю и провокационные вопросы. Например, мы снимали ксендза Петра в Радзивилловском дворце, я спрашивала, не страшно ли ему спускаться к саркофагам?
Героя нужно зацепить — личным, сокровенном.

— У вас замечательная подборка героев. Как вы их искали?

— Мы выбирали героев, с которыми нам самим хотелось бы поговорить. Например, наш директор Александр Мартыненко рассказал, что в Дзержинске живет мастер, который делает часы из дерева. Мы сразу заинтересовались и решили снимать о нем передачу. Андрей Мартынюк занимается уникальным делом и вкладывает в него много работы: размечать различные шестеренки очень непросто. А в 1990-м на рынке ему попалась настройка с артиллерийского прицела. Это позволило делать удивительно четкие механизмы — например, чертеж на 1000 делений. Если раньше на изготовление одних часов у него шло три года, то сейчас — год. Все изделия мастера уникальны, с авторским дизайном. Например, есть часы, украшенные... сценами из Шекспира! Представьте самого человека, когда ему хочется это сделать! Очень важно, что в деле его поддерживает вторая половинка. Другие жены обычно говорят своим мужьям, чтобы шли зарабатывать деньги. А его жена положительно относится к такому занятию. Еще один участник передачи —Алесь Лось. Он живет на хуторе в Воложинском районе. Интересно, что еще Якуб Колас писал об этом хуторе и дружил с его хозяевами. В настоящее время Алесь Лось на своей усадьбе сохраняет белорусскость, служит нашей истории. Он возрождает дударство — объездил много деревень: живых музыкантов уже не застал, зато удалось увидеть их детей, людей, которые занимались пением. Ему наигрывали мелодии — например, на скрипке — или просто напевали те мелодии, что когда-то исполняли дудочники. Что-то сохранилось в нотах, записях, но много было потеряно. Алесю Дударю удалось многое восстановить, записать ... Для таких творцов их дело — смысл жизни. Встретиться с такими людьми — светлыми, яркими, добрыми — как в церковь сходить и подпитаться чистотой... Они исполняют красивую задумку, свое служение.

— Как думаете, насколько зрителю интересна форма монолога?

— Здесь, конечно, есть свои особенности. Это интересно, когда герой эмоционально произносит. Наш формат — не документальный. Документальное кино сложно смотреть по телевидению — его лучше показывать в кинотеатрах. А у телевидения есть свои спецэффекты, музыкальное оформление. А форма монолога... Наши герои настолько самодостаточны, что все важное могут рассказать и без закадрового текста! Третий наш герой — мастер Игорь Бышнев. Он работает в Березинском биосферном заповеднике, является кандидатом биологических наук. Но этот человек уже давно ушел в документалистику, снимает фильмы о природе. Наши герои — белорусы, которые самоотверженно выбрали определенный путь и идут по нему, делая все искренне и красиво, выполняя свою миссию.

В мастерской Андрея Мартынюка, который производит часы из дерева.

— Наверное, такой пример и зрителей вдохновит на то, чтобы идти своей дорогой. Может, и вы лично на что-то вдохновились?

— Больше узнавая о героях, понимаешь, что настолько самоотверженно делать дело они бы не смогли, если бы имели какую-то другую заинтересованность. Потребительские вещи для них на втором месте. Все эти люди оказались очень сильными личностями, работниками, которые готовы преданно служить своему делу. Иногда даже завидуешь тому, насколько велика в них интерес к жизни и к своему призванию.

— А у вас лично на первом месте телевидение? Есть ли другие заинтересованности?

— Я работаю с искусством. Сейчас на телеканале «Беларусь 24» мы делаем программу «АРТиШОК» — стремимся находить неформальные проявления творчества, обращаться к интересным, глубоким личностей, которые, может быть, не очень раскручены в обществе.

— Ваша цель — найти и показать особенность?

— Мне кажется, да. Ведь если ты выбрал профессию тележурналиста, нужно изыскивать интересные ходы. Выходить за рамки новостного формата, который делается на потребу дня. А такие циклы, как наш, позволяют затронуть глубокие темы, обратить внимание на что-то. Я рада, что стала журналистом. Естественно, каждый исходит из своих способностей. Ведь можно быть и бухгалтером, но, если это твое, ты будешь счастлив и будешь чувствовать, что находишься на своем месте. А у меня такой характер — всегда хотелось оказаться там, где закрыта дверь, познакомиться или узнать более того, что тебе, условно, разрешено по прейскуранту. Я рада, что получила возможность удовлетворить свое любопытство в этом проекте.

— Расскажите, какие плюсы и сложности в работе телевизионщика?

— Это командная работа. Результат зависит от многих составляющих. Нужно, чтобы герой оказался на месте, чтобы у него было хорошее настроение. Чтобы рядом не шла стройка, ничего не шумело и не гремело — иначе звук будет с изъянами. Чтобы внимание героя ничего не отвлекало и чтобы он нашел для нас время. Теперь мы переходим на новое качество, поэтому многое зависит от техобеспечения. Заявку на технику надо оставлять за две недели — и еще важно, чтобы у коллег в этот день не было съемок, ты должен с ними разделить оборудование, подстроиться под расписание. Нужен хороший оператор, чтобы картинка получалась красивой. Соответственно, и на монтаже должен быть режиссер, который замечает все нюансы. Это работа, в которой завязано очень много людей, — сложный организационный процесс, однако у нас он уже хорошо налажен. Как звезды должны сойтись в определенный момент, так и в работе телекоманды все должно удачно подобраться.

Алесь Дударь возрождает древнее мастерство.

— Не сложно постоянно ездить в командировки?

— Наша работа очень благодарная. Каждый раз ты будто покупаешь билет в кино. Едешь в командировку — и там обязательно будет что-то интересное. Тебе все покажут, расскажут. А определенные сложности есть в любом деле. Самочувствие зависит и от того, что получается в результате. Если это проект, который тебе интересен, то получаешь удовольствие.

— Используете новые подходы в работе?

— Да, теперь тележурналистика становится немного другой. Мы отходим от штативных съемок, используем подвижные камеры, снимаем слайдерами. И оператор больше двигается, и герой выглядит иначе. А что касательно формы монолога — мы также стали более свободными, более современными. Никто не пытается повлиять на наше мнение. На уровне монтажа мы можем закончить на той мысли, которая нужна. Монтажом можно формировать мнение и впечатление о герое.

— Можно сказать, что благодаря программе вы по-новому открыли для себя Беларусь?

— У меня всегда было убеждение, что в деревне ты отыщешь очень интересного собеседника, и у каждого найдется своя удивительная история. В нашей программе важно показать тех людей, которые не просто проживают жизнь, а делают что-то важное. Мы представляем Беларусь на весь мир. Поэтому и показываем все уникальное и неповторимое для нашей страны.

— Если человек из другой страны посмотрит ваши передачи, какими он увидит белорусов?

— Помню, меня поразил комментарий одного этнографа, посетившего нашу страну где-то в XVIII—XIX веке. Тогда белорусы были совсем не те — неиспорченные, глубокие. А теперь будто что-то изменилось, и мы имеем другое поколение. Однако мне кажется, что те, кого мы показываем, — лучшие. Они действительно приближены к тому образу, по которому их создавал Бог. Они выполняют на земле очень хороший замысел. Наши герои — лучшие представители не только Беларуси, но и всего мира.

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

nina@zviazda.by

Фото из личного архива Елены НЕКРАШЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.