Вы здесь

Альманах молодых режиссеров национальной киностудии: чего ждать?


«Беларусьфильм» заговорил о сборнике короткометражек молодых режиссеров еще тогда, когда это было только идеей, хотя уже стало обычным о новой ленте киностудии узнавать только по поводу ее выхода в прокат. Директор киностудии Игорь Поршнев упоминал будущий альманах при каждой возможности, и это действительно звучало интересно в мире репутации «Беларусьфильма» как бюрократизированного поглотителя бюджетных средств, который создает разве что фильмы о войне, сериалы и неудачные боевики. А тут — работа сразу для нескольких дебютантов, возможность для режиссеров-новичков поработать на большой «кинофабрике» и сам факт интереса к молодому взгляду. Наконец идея эволюционировала к показу на большом экране — готов альманах «Мы», который состоит из пяти новелл, был впервые представлен публике на кинофестивале «Лістапад». 


«Подарок Санта-Клауса».

Правда, на деле альманах не то чтобы состоит из дебютов, разве что із дебютов именно в игровом кино. Евгений Сетько, снявший новеллу «Подарок Санта-Клауса», — давно не новичок в белорусском кинематографе и в частности на «Беларусьфильме». Автор короткометражки «Спутник» Анастасия Мирошниченко — уже известная дакументалистка, которая в эти дни показывает свой новый фильм на престижнейшем фестивале документального кино IDFA в Амстердаме. Получается, какой-никакой достойной ступенью участие в работе над альманахом стал только для трех режиссеров из пяти. Это, конечно, печально, так как указывает на то, что на конкурсе проектов — а для альманаха режиссеры с их идеями отбирались в ходе специальных встреч членов комиссии — от в полном смысле слова дебютантов не хватило достойных сценариев.

Но и из тех сценариев, которые комиссия в результате отобрала, тоже не каждый назовешь «достойным». Мне сложно объяснить, как сборник дебютов в 2017 году начинает бессмысленная для современного контекста агитка со сверхъестественной наивностью, внешним «глянцем» и начитыванием актерами штампованных фраз. Как сюжет, в котором романтизированный белорус с его драниками сравнивается с воплощенным в комическом образе немцем, может восприниматься всерьез, и как это попадает на экран? Почему великие традиции советского агитискусства возрождаются в современном мире, где царят ценности толерантности и корректности? Альманах начинается с новеллы Евгения Сетько «Подарок Санта-Клауса» — на мой взгляд, не просто нелепой, но даже позорной. 

Немец на белорусском железнодорожном вокзале, встретив свою знакомую, сознательно оставляет чемодан, который в итоге крадет молодой белорус. Внутри чемодана оказывается девушка из Москвы, которая надеялась уехать с любимым немцем на его родину. Понятно, что пока герои пытаются все разрулить, у девушки рождаются чувства к белорусу, и она бросает своего немца, закрыв его в чемодане. И это даже не спойлер, потому что концовка становится понятной с самого начала.

С таким лубочным подходом диссонирует короткометражка Анастасии Мирошниченко «Спутник», где присутствуют психологизм, сверхъестественность и кинематографическая эффектность. Молодой человек едет в поезде на похороны отца и своему спутнику говорит, будто едет убедиться, что отец (а он в свое время бросил их с матерью) «подох». У спутника есть своя история, которая для рассказа главного героя становится частью пазла...

По сравнению с предыдущей новеллой, что является определенным знаком мышления прошлого века, «Спутник» хорошо коррелируется с современной толерантностью, природа которой — в отрицании категоричности. История как раз утверждает, что мораль любого рода поступков не бывает однозначна. К тому же свой фильм автор украсила лейтмотивом, флешбеками и визуальной красотой, что не менее играет на пользу шаблонной истории.

Мне сложно говорить о новелле «Диалог» Надежды Абрамчук, которая не удалась ни драматургически, ни кинематографически, как сложно сказать, насколько режиссеры альманаха в огромной системе киностудии чувствовали себя самостоятельными. Короткометражка рассказывает о девочке, которая страдает от неналаженной коммуникации с постоянно раздраженной матерью и обсуждает это с собакой. Вот собственно и все.

Удивительно для молодого режиссера морализаторской удалась история «Кукла», снятая Арсением Ильиных. Главный герой, расточитель жизни, встречает в трамвае девушку, которая четыре года назад была в него влюблена и которую он некрасиво бросил. Девушка вспоминает о своей устроенной жизни, муже и трехлетней дочери. А после того, как эмоционально уходит и забывает о кукле, молодой человек понимает, что его шутка о том, что трехлетняя дочь может быть только его дочерью, — не шутка. И в его сознании все переворачивается. 

Новелла «Брачо» Кирилла Ерохина рассказывает о двух одиноких — в каком-то смысле похожих и в то же время очень отличающихся — ребятах, которые встретились на мосту над вокзалом и вместе пережили целую драму, которая вообще закончилась трагедией. Самый сложный для пересказа сюжет и самый непонятный материал для выводов. В написании сценария, кстати, участвовал небезызвестный драматург Дмитрий Богославский, и действительно, «Брачо», как и «Спутник», — не просто линейная история. Игра со временем, знаки сверхъестественного мира, метафоры сделали картину немного более интересной зрительскому взгляду и разуму. «Кукла».

Сборник короткометражных работ молодых авторов подавался как победоносная идея киностудии, пять фестивальных фильмов в одном, молодой взгляд и так далее. Но я все еще не понимаю, что в этом принципиально нового и важного для «Беларусьфильма», кроме того, что некоторые новеллы манипулируют флешбеками и художественными киносредствами. Когда на экране москвичка предсказуемо предпочитает белоруса немцу; когда главный герой в конце понимает, что только что разговаривал с отцом, через знакомый жест; когда девочке приятнее разговаривать с собакой, чем с матерью; когда два персонажа в географически разных точках умилительно смотрят на одно и то же небо; когда появление ангелов и затухшая ракета-петарда символизируют смерть — это все старо, как мир! Даже нелинейные «Спутник» и «Брачо», характеризующиеся большей драматургической сложностью и большим количеством затраченных усилий, все равно в мире кино видятся как проба пера, так как все о том же и теми же средствами. «Молодой взгляд», казалось бы, должен был привнести в контекст беларусьфильмовского контента нечто принципиально новое, возможно, даже, бунтарское. Если смысл только в том, чтобы киностудия позволила нескольким новичкам с так себе сценариями поработать под своим надзором, а режиссерам воплотить на экране свое штампованное мышление, наверное, от следующего альманаха, который уже значится в планах, ничего стоящего ожидать не надо.

Наконец, нельзя воздержаться от того, чтобы не посмотреть на альманах «Мы» как на срез интересов молодых режиссеров, так творческие люди всегда опосредованно транслируют мысли общества. А здесь у нас одна оторванная от реальности любовная история, две истории о родителях и детях, одна, скажем, об инфантилизме и «Брачо» — единственная,  попытавшаяся поставить героя в контекст общества.

Наверное, следовало бы избежать глобальных выводов. Ну, снял «Беларусьфильм» альманах и снял. Но мы видим, что киностудия даже на этапе отбора не смогла собрать пять перспективных проектов (если не хватает заявок, нужно искать молодых режиссеров и приглашать). В альманахе собралось устаревшее видение себя в мире (на примере первой новеллы), морализаторство, штампы, сосредоточенность на себе и почти полное отсутствие авторских амбиций. Возможно, непритязательный зритель с интересом посмотрит пять короткометражек белорусских режиссеров, но с точки зрения модели мировосприятия, стремления к творчеству, тупика отечественного кинематографа, из которого надо как-то выходить, новаторства и, наконец, контекста мирового кино альманах «Мы» — это провал.

Ирена КОТЕЛОВИЧ 

katsyalovich@zviazda.by

Выбор редакции

Спорт

Сегодня стартует один из старейших турниров Европы

Сегодня стартует один из старейших турниров Европы

111-й чемпионат Европы по фигурному катанию начинается на «Минск-Арене» женскими выступлениями одиночек.

Общество

Какой некачественный товар можно встретить в магазинах?

Какой некачественный товар можно встретить в магазинах?

 Вот вы, например, знаете, какие светодиодные лампочки не соответствуют техническим регламентам по безопасности? 

Общество

Система оплаты труда бюджетников станет проще

Система оплаты труда бюджетников станет проще

Это предусмотрено Указом Президента от 18 января 2019 года № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций».

Общество

В Чаусах создана система по поддержке людей и человеческих связей

В Чаусах создана система по поддержке людей и человеческих связей

Забота о людях преклонного возраста приобретает в нашем обществе особое значение.