Вы здесь

Игра в театр: опасно для жизни


Какая птица может предвещать беду?

Любитель театра ответит сразу: это чайка. Изящная птица, за полетом которой так приятно наблюдать. А как пронзительно могут кричать чайки — люди, кажется, понимают, о чем. А некоторые — что претендуют на особо высокий полет — могут, и хотели бы в определенные минуты вот так же отчаянно громко прокричать свою боль. Но так... не принято. Надо научиться жить по правилам, любить — тоже. Играть — по правилам. Даже в театре...


Костя Треплев играет в театр. Сын знаменитой мамы-актрисы тоже хочет самовыражаться, создавать шедевры, искать «новые формы». На даче, например, у него есть очень требовательна публика, для которой он разыгрывает свой спектакль вместе с Ниной Заречной. И почему это не может быть спектакль кукольный, поставленный в «Дачном театре Константина Треплева»? И это театр: с подмостками, с куклами, которые живут в особом сундуке, но выступают на свежем воздухе, в декорациях из настоящего камыша, изображения веток которого так эффектно вводят в мир изысканных существ. Таких как Аркадина и ее близкие. Потом этот камыш будет на картине, что якобы висит на стене (вообще здесь много удачных находок в художественном оформлении, над чем поработала художник Лариса Микина-Прободяк). Удалось создать мир богемы, которой нужна игра образов (в том числе игра в театр), даже в реальной жизни...

«Чехов. Чайка» Гродненского областного театра кукол можно было бы считать спектаклем, созданным согласно правилам: не просто же так режиссер-постановщик Олег Жюгжда поставил в названии своего спектакля имя автора на первое место. И именно сам Чехов действительно задал в этой пьесе одну из волшебных театральных загадок, которую пытаются разгадать на протяжении 120 лет разные режиссеры. Каждый стремится не просто озвучить на сцене чеховский текст, а дать свое ощущение того, что произошло между героями. В конце концов: что имел в виду Антон Павлович, когда рассказывал эту драматическую историю, да еще называл ее комедией? Где тут надо смеяться?

Свои варианты где (и нужно ли вообще) в последнее время продемонстрировали разные режиссеры в самых знаковых театрах Беларуси. Один из них — Гродненский областной театр кукол: здесь есть свой взгляд на все. Поэтому когда череда «Чаек» пронеслась по театрам нашей страны, то следовало ожидать: одна должна приземлиться в Гродно, где обязательно предложат свою версию событий. Она тут есть, и даже не столько в оригинальном разрешении — через театр Треплева. У Олега Жюгжды есть свое объяснение: что убивает Костю?

Инфантильный молодой человек якобы ничего не стоит как творческая личность. У мамы есть уже под боком один кумир, это место занято Тригориным. Претендовать не стоит, дает понять она — звезда, личность, достойная комплиментов и любви, которая пристально следит за своим внутренним наполнением и внешним его выражением (глядя на актрису Ларису Микулич в роли Аркадиной, между прочим, понимаешь, что для Чехова могло быть комедией в этой истории). Да вообще здесь есть много деталей-находок, заставляющих улыбнуться, сделанных с тонкой иронией, художественно. Даже то, как люди взаимодействуют с куклами Траплёва, такими миниатюрными-миниатюрными, что на их фоне люди — просто какие-то гиганты, может, поэтому их и не хочется жалеть даже в сложные моменты. Или когда эти люди ведут себя просто как чудовища; они могут, говорит нам режиссер в самом начале. Когда стая чаек проносится над сценой, стрелы уводят от пасторального контекста в сторону охотника. Кто-то, кто живет среди этих людей, должен стать жертвой. И это будут не куклы (своеобразное альтер-эго героев). Основные персонажи — артисты-люди, в их героев веришь, потому что таких много и в наше время. Вот почему «Чайка» не теряет актуальности и заставляет рассуждать: кто в ней настоящая жертва. В какой-то момент, кажется, куклы полностью уступают сцену людям: театр жизни оказывается более жесткий.

Жертвой в жестоком мире может выглядеть, бесспорно, Нина. По крайней мере, согласно тому, что с ней случается потом, когда девушка уже примерила на себя образ актрисы. Несчастная!.. Надо бы ее пожалеть: не угадала, не с тем связалась, бросил с ребенком, ребенок умер, большой карьеры не случилось, погибает в провинциальном театре. Но Нину (роль исполняет актриса Татьяна Евтух) из Гродно почему-то не жалко. Куда смотрела? Чего хотела? На что соблазнилась? Не счастья искала — карьеры. Вот и результат. Разве что понимаешь, насколько ей больно, когда она кричит криком, как подбитая чайка... Из-за несбыточной любви. Из-за того, что не любят ее. Среди множества персонажей этого спектакля «нелюбовь» передается от одного героя к другому и далее, по цепочке. Нелюбовь Аркадиной и Тригорина ведет к трагедии Нины: в ней видят молодую Аркадину, и только. А ее нелюбовь бьет по Константину. Ему сложнее: в его сторону «стреляет» еще и явная нелюбовь матери. Но куда ему бежать? Вот вопрос, ответ на который обозначен у режиссера Олега Жюгжды. Он избрал для себя главного героя, закрутил действо вокруг него.

Это не Аркадина (которую явно не любят, но пользуются ее известностью), даже не Нина, история хоть и трогательная, но понятная до банальности, что в каком-то смысле тоже воспринимается комедийно, особенно в наше время. Мягкий Костя (актер Александр Ратько) якобы на втором плане, за своими любимыми женщинами. Для обоих недостаточно яркий, недостаточно талантливый. Соответственно, недостаточно интересный. То, чего хочет он, озвучивается. Но тихо и ненавязчиво. Не слышат. Даже если он ищет другой язык — не словами, а действиями, — не верят. А вот о том, что любви нет, может сказать резче и громко, или сказать о любви к другому. И тогда понятно, что будущего нет.

В житейсткости, суете, собственном стремлении выжить не просто разглядеть другого человека, сфокусироваться на нем. Или когда занят высоким искусством, исключительными целями служения муз — люди где-то внизу. Даже близкие, они действительно как куклы, с которыми можно поиграть в свободное от высоких дел время. А потом искренне не понимать: почему сын не смог разобраться с жизнью. Такой он маленький и несамостоятельный, как та кукла. Что там с ней снова случилось?..

И почему так отчаянно кричат ​​чайки?

Лариса ТИМОШИК

tsimoshyk@zviazda.by

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Что происходит в Юровичах?

Что происходит в Юровичах?

После трагедии люди общаются с журналистами на условиях анонимности  

Общество

Дмитрий Жилунович. Товарищ песняр

Дмитрий Жилунович. Товарищ песняр

Он был автором Манифеста о провозглашении Советской Беларуси, первым премьер-министром республики, его дважды исключали из партии, он мог стать первым народным поэтом...

Общество

Упростит ли «Электронная школа» жизнь педагогам?

Упростит ли «Электронная школа» жизнь педагогам?

И как это отразится на качестве знаний?