Вы здесь

Чем удивит временная экспозиция Коссовского дворца?


Этот архитектурный аристократ на протяжении долгих времен привлекал изысканностью и необычностью. Его неповторимые аркоподобные, продолговатые окна в сумерках напоминают свечи. Как огни прошлого, зажженные настоящим, они привлекают любителей старины.

Крутые центральные башни высятся грациозно, словно сторожа веков, ждут облегчения и успокоения. Каменный красавец зовет к себе. Но подняться к нему непросто: застыл на возвышении. Подъем к нему длительный, небыстрый. Так и сам он восстает из руин: нелегко. Сегодня дворец Пусловских глубоко вздохнул с надеждой. Частично восстановленный (реставрация длится почти десять лет), он представляет первую временную экспозицию и приветствует посетителей.


Макет отреставрированного Дворца Пусловских, представленный в экспозиции.

Под охраной белого зала

Из пяти залов, открытых для посещения, больше всего экспонатов в белом зале. Реставрация дворца продолжается, пока еще нет отопления, поэтому представлены «некапризные» предметы.

— Экспозиция создана в приспособленных условиях, без необходимой микроклиматической обстановки, поэтому сегодня здесь представлены экспонаты, которые не требуют специальных дополнительных условий. Это объекты, которые были найдены при археологических раскопках, когда мы только готовились к реставрационным работам. Все выставленные в витринах экспонаты имеют непосредственное отношение к дворцу, — прокомментировал Вячеслав Гарбузов, начальник управления культуры главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Брестского облисполкома.

Среди находок, найденных во время раскопок Коссовского дворца, — ложки, вилки, другие столовые приборы, стаканы, рюмки, специальная посуда, кольцо, пенсне (сер. ХIХ — нач. ХХ вв.). Также представлены фрагменты чугунного литья, дверные ручки, фрагменты декоративной лепки внутреннего убранства дворца (все сер. XIX в.), части керамики XVIII—XIX вв., солиды Речи Посполитой (вторая половина XVII в.), кавалеристские шпоры и фрагменты упряжи (ХVI —ХVIII вв.). Из особенно ценных экспонатов — объемный фрагмент парковой скульптуры (голова одной из уцелевших после Первой мировой войны статуй, которая когда-то украшала парк дворца; статую видели еще в 1925 году), найденный на территории дворца во время проведения земляных работ. Дворец помнит польское время, Первую, Вторую мировые войны, поэтому интересно посмотреть на найденные предметы военнослужащих, военное снаряжение.

Знаменитая библиотека и сохраненная Библия

Библиотека Вандалина Пусловского — крупнейшее частное собрание книг и рукописей в Беларуси во второй половине XIX в., которое насчитывало 10 000 единиц хранения — была гордостью хозяина и культурной сокровищницей дворца.

Часть книг принадлежала еще Войцеху Пусловскому, отцу Вандолина (он имел обширные связи в Петербурге, Варшаве, его принимал император Александр I; не раз гостил у Войцеха национальный поэт Польши Юлиан Немцевич, бывший адъютант Тадеуша Костюшко), однако основной фонд собрал Вандалин Пусловский, младший сын Войцеха.

Вандалин был чрезвычайно разносторонним человеком. Интересовался археологией, фотографией, архитектурой... Постоянно устраивал музыкальные вечера и концерты, приглашал знаменитых исполнителей. Залы и галереи дворца с течением времени наполнялись впечатляющим собранием картин и предметов искусства. Скоро Вандалин Пусловский стал одним из крупнейших коллекционеров на Литве, причем больше внимания уделял живописи и редким книгам. Коллекция имела настоящие раритеты. В 1869 году Вандалин Пусловский подарил 29 томов древних рукописей Краковской академии. Это были работы историков и философов XVII—XVIII вв., причем большинство — авторские оригиналы. Среди подаренного — памятник белорусской литературы «Речь Ивана Мелешко» (с подписью Ипатия Потея), уникальная средневековая рукопись «Vаtiсinium Mаrсhiсurn» и другие редкости. Считается, что многие экземпляры Вандалин Пусловский приобретал непосредственно у издателей. Не обходил также распродаж и аукционов, где можно было купить ценные книги из чужих коллекций. В личную библиотеку Пусловских поступала периодика, выходившая в Варшаве, Кракове, Санкт-Петербурге...

На книгах библиотеки проставлялись штампы: «Wаnd. Рuslоwski»,«Z bibliоtеki Wаndаlinа Рuslоwskiеgо». По некоторым меткам можно было расшифровать интерес и круг общения хозяина.

Так, сохранились «коссовские» издания с печатями и автографами писателя, депутата сейма и бывшего королевского камергера Войцеха Нарбута, а также его брата, брестского каноника Станислава Нарбута. Часть своих работ Пусловскому подарил знаменитый археолог и историк Евстафий Тышкевич, основатель Виленской археологической комиссии и Музея древностей в Вильнюсе, коллекционер, этнограф. Плацид Янковский, писатель и поэт, доктор теологии, посвятил владельцу Коссовского дворца свое произведение «Несколько университетских воспоминаний». Элиза Ожешко была другом семьи Пусловских, гостила во дворце и посвятила хозяевам одно из своих произведений — повесть «Помпалинские», где изобразила сложные отношения Вандолина Пусловского с сыном Леоном.

Часть своей библиотеки Пусловский передал дочери Марте, жившей в Свислочи. Потом, на рубеже XIX—XX в. от имущества Пусловских в Беларуси останется только ее поместье. Там находилась и библиотека, которую впоследствии, в 1927 году, Марта передала в Гродненский музей — сегодня Гродненский историко-археологический музей.

Художественная галерея, библиотека Дворца Пусловских были разграблены во время Первой мировой войны, частично разрушен сам дворец. Пострадал он и во Вторую мировую, чудом во время пожара в 1944 году одному из местных жителей удалось спасти Библию из библиотеки Дворца Пусловских. Издание с картинными литографиями Г. Доре в XIX в. имело большой успех и считалось произведением искусства. Сегодня копия Библии представлена в экспозиции дворца.

Библия (копия) из библиотеки Дворца Пусловских, спасенная во время пожара.

Волшебная музыкальная стена — миф?

В основных помещениях дворца была отличная акустика. В центральной части, рассказывают, находилась необычная музыкальная стена. Если девушка в пышном платье поднималась по лестнице и случайно прикасалась к стене, во всех комнатах начинала звучать музыка. Чудо? «В стену были укреплены голосники — глиняные горшочки, которые обычно использовались для улучшения акустики в древних церквях. В эти горшочки были насыпаны кости животных. И если кто-то проходил и прикасался к стене, кости начинали шевелиться. Таким образом получался звук», — рассказала Полина Савутина, научный сотрудник Ивацевичского историко-краеведческого музея.

Дворец был не только роскошным снаружи, но и удобным и комфортным внутри: работало воздушное отопление, пол подогревался от паровых котлов. Существовала очень продуманная система вентиляции. По всему периметру дворца было большое подземелье, где находились элементы инженерного оборудования, хозяйственные помещения.

Стенды экспозиции очень информативны, и даже самый требовательный посетитель удовлетвориться новыми знаниями.

— Сдвинулась наконец эта долгожданная реставрация, — высказался Юрий Зелевич, директор музея-усадьбы «Пружанскі палацык». — Пусть пока экспозиция временная, но будем надеяться, что появится постоянная, хотя экспонаты того времени найти трудно. Многое зависит от финансовых средств, экспонаты найдутся. Отлично все сделано для временной экспозиции. Единственное замечание, что нет информации на белорусском языке (есть русский, английский). Жаль.

Коссовский гигант мечтает о балах и торжествах, высоких приемах и новых знакомствах. Хочется верить, что он будет в центре внимания, будет радовать и приносить пользу.

Наталья СВЕТЛОВА

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.