22 сентября, суббота

Вы здесь

Белорусская драматургия: лучшие спектакли определяли в Бобруйске


Республиканский фестиваль национальной драматургии — праздник не частой. Основная его задача — давать толчок отечественным авторам писать о том, что актуально для нашего общества. Но и для театров задается тон: ставить о своем, вести со зрителем разговор о том мире, в котором он существует, который может создавать вокруг себя. Выбирать было из чего в двух номинациях. Но решение жюри во главе с драматургом и председателем Союза театральных деятелей Алексеем Дударевым во многом кажется неожиданным. И в первую очередь результатом по основным наградам: фактически их собрал один спектакль.


Сцена из спектакля «Точки на временной оси».

Его показали на фестивале хозяева из Могилевского областного театра имени Винцента Дунина-Марцинкевича, что в Бобруйске. Можно было бы сказать здесь о доме и стенах, которые помогают. Но Бобруйскому театру действительно помогли — драматург Дмитрий Богославский и приглашенный из Минска режиссер Татьяна Троянович, которая поставила спектакль «Точки на временной оси», который в итоге был признан лучшим спектаклем Республиканского фестиваля национальной драматургии.

Бобруйчане успели подготовить эту премьеру буквально накануне фестиваля. Готовились специально. Понимали, что надо. Тем более что эту пьесу Дмитрий Богославский представил уже на знаменитой «Любимовке», получил хорошие отзывы...

Здесь документальная основа: рассматривая старые фото (признанные лучшими за последние 100 лет), можно попытаться восстановить (придумать) истории героев, изображенных на них. Герои — родом из разных мест (пространств, земель, стран), их связывает разве что время, в которое зритель наблюдает за ними. И еще то, что все мы — люди — одинаково чувствуем, понимаем, переживаем, независимо от того, где и в какое время живем. Тема, актуальная в период, отмеченный глобальными тенденциями, откликнулась даже в белорусском Бобруйске — доброта и человечность превыше всего...

Поэтому пьеса Дмитрия Богославского «Точки на временной оси» победила в своей номинации. А режиссера Татьяну Троянович назвали лучшим режиссером среди постановщиков в номинации театра драмы. Среди художников-постановщиков также отмечена сценограф этого спектакля Валентина Правдина.

На что могли рассчитывать в таких условиях другие театры, что рассматривались в конкурсной программе «Спектакль театра драмы»? Например, на отличную актерскую игру. Национальный академический драматический театр имени Максима Горького получил награду за лучшую мужскую роль в спектакле «Песняр» по пьесе Василия Дранько-Майсюка: отмечен артист Сергей Жбанков. В спектакле Республиканского театра белорусского драматургии «Синдром Медеи» по Юлии Чернявской были отмечены сразу две актрисы: Людмила Сидоркевич — в номинации «Лучшая женская роль», Гражина Быкова — в номинации «Лучшая женская роль второго плана».

Сцена из спектакля «Синяя-синяя».

Больше номинаций и больше конкурсных программ — больше театров, которые получают награды, соответственно. В программе «Эксперимент» все оказалось не так однозначно. Здесь, на удивление, было ощутимое преимущество кукольников даже по количеству участников. И действительно, белорусские кукольники способны удивлять не только отечественную публику, а еще и жюри...

Режиссер Могилевского областного театра кукол Игорь Казаков, который умеет впечатлять, на этот раз удивил обращением к Владимиру Короткевичу: его спектакль «Синяя-синяя» признан лучшим среди экспериментальных постановок. Сделала свое дело в этом и сценография Татьяны Нерсисян, получившая свою награду. В этом же спектакле обратили внимание на работу актера Николая Стешица — это «Лучшая мужская роль».

Гродненский областной театр кукол из «Комедии Юдифи» Сергея Ковалева не остался без наград в экспериментальном конкурсе благодаря прекрасной актрисе Ларисе Микулич — за ней «Лучшая женская роль».

Странно, что Скориновская тема на фестивале отмечена очень скромно. «Скорина» Могилевского областного драматического театра в постановке Николая Рудковского и Саулюса Варнаса отмечен за мужскую роль второго плана — Мастер, которого играет актер Василий Галец. Но слава Скорины, по-видимому, требует времени и в театре, как не сразу доходил до людей смысл его дел и слов.

Классики более близкие и более понятные. Как Владимир Короткевич: он оставил богатое наследство, которое может быть востребовано в наше время в театре. Тем более с такой вечной темой, что звучит в «Ладье отчаяния». Режиссер Белорусского государственного театра кукол Алексей Лелявский нашел современный подход к интерпретации, за что был отмечен в номинации «Лучшая режиссура». Фактически классик в экспериментальном конкурсе.

Вообще, обращает на себя внимание интерес к классике на современном фестивале: к Скорине, Купале, Короткевичу... Возможно, потому, что мы до сих пор не все их идеи поняли? И есть еще что осмысливать из тех, былых эпох? Может, поэтому наш новый современный театр так сложно отвоевывает свое место в сердцах и умах людей? И нужен еще не один театральный фестиваль, чтобы люди — не только в Бобруйске — поняли: это время и этот пункт на карте достоин исследований и экспериментов сейчас. Они помогают нащупывать путь к следующему пункту, который станет важным в будущем.

Лариса ТИМОШИК 

tsimoshyk@zviazda.by

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.  

Общество

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Для системы дополнительного образования присущ отложенный во времени эффект.  

Культура

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Их создали в честь предприятий, которые успешно функционировали в дореволюционное время.