22 сентября, суббота

Вы здесь

Когда за кино выдается то, что кино не является


В вопросе организации показов белорусского кино в Минске есть один, можно сказать, беспрецедентный проект «Свое кино», что в Арткинотеатре периодически организует показы фильмов белорусских режиссеров и их обсуждение с авторами. К счастью, показывать нам есть что, и «Свое кино» это часто подтверждает. Даже дискуссии действительно происходят — жажда зрителя к обсуждению увиденного, особенно если это территориально его касается, очевидна, что является одной из причин, почему названный проект привлекает к себе внимание. Но иногда, когда ты приходишь на показ и видишь не фильм, а только на его претензию, вдруг вспоминаешь, что белорусский кинематограф в затяжном кризисе. И если почти единственный в своеобразной концепции проект показывает даже не дилетантское кино, а просто видео, это о многом говорит.


На этот раз, 29 ноября, в арткинотеатре мы смотрели получасовую картину «Коля едет», которая почему-то называется еще и «антипокемонным фильмом». Глядя на название, сразу вспоминается более приличный проект — книгу кругосветного путешественника Романа Свечникова «Рома едет», что может быть преднамеренной отсылкой. Один из продюсеров Леонид Калитеня (его коллега и спутница по жизни — Наталья Бружник) перед показом рассказал, что картина стала результатом энтузиазма создать фильм на середине между зрительским кино и артхаусом, то-есть в интересной форме, но и с мыслью. Сценарий написал Сергей Анцалевич. Режиссером стал деятель борисовской театральной сферы Сергей Сергиенко, для которого, кстати, работа «Коля едет» стала почти что дебютной. Фильм оказался основанным на реальном происшествии (но разве каждое реальное происшествие стоит экрана? — разумеется, нет). В результате в рамках проекта «Свое кино» состоялась премьера ленты.

Фильм охватывает события одного дня. Родители празднуют годовщину; парень Женя — их сын — со своей девушкой тусуется в тату-мастерской; у одного из друзей Жени день рождения, но Коля, младший брат Жени, «подросток с ментальной инвалидностью», теряется в большом городе. Собственно на протяжении почти всего фильма мы смотрим, как персонажи нервно ищут Колю, а он в это время едет в автобусе или сидит на остановке и в целом чувствует себя нормально.

В ленте нет ни вразумительной идеи, ни конфликта, ни кинематографического «сока», зато здесь достаточно ненужных деталей. Это непонятные проявления эмоций Жени, чувства между парами, проявление доброты со стороны инспектора ГАИ либо напряженность рабочего дня в отделении милиции, земляничное мыло, которое муж дарит жене на годовщину, кроссворды, которыми занимается сотрудница социального центра и спешно прячет перед приходом озабоченных родителей Коли. Каждый персонаж несет с собой ненужную информацию, которая не только ничего не добавляет главной канве фильма, но и сама по себе не складывается в некую логическую картину.

Во время обсуждения было озвучено, что создатели картины «Коля едет» хотели показать, как через поиск пропавшего парня и эмоциональное потрясение подростки становятся взрослыми, а со взрослыми, возможно, тоже что-то происходит, но ничего такого в фильме замечено не было. Подростки остаются такими же и в конце фильма — это такой комедийный момент, — не замечают, как Коля садится в социальное такси и уезжает. Если авторы действительно стремились показать эволюцию героев, то последний эпизод это стремление перечеркивает. Драматургии фильма помогло бы пребывание в неизвестности, что с Колей и где он находится. Включение в картину эпизодов, где парень катается на автобусах и предлагает случайным людям яблоки, лишает картину возможности хоть в чем-то зацепить зрителя. Учитывая очевидные и неочевидные «косяки», картина «Коля едет» получилась совсем неудачной. Что говорить — кино здесь нет. Зато мы помним один из лучших фильмов последнего времени «Души мертвые», продюсерами которого также стали Леонид Калитеня и Наталья Бружник.

Что наиболее печально в этой истории — это не неудачный фильм, ой, сколько их создается каждый год. Печально то, что проект, который должен воспитывать доверие к белорусскому кино и показывать его лучшие образцы, показал картину «Коля едет», что кажется одним из самых интересных современных белорусских фильмов. В условиях, сложившихся в белорусском кинематографе, мы не можем себе позволить плохой отбор.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

katsyalovich@zviazda.by

Оставить комментарий

Выбор редакции

В мире

Как спастись от тайфуна?

Как спастись от тайфуна?

Более 60 человек погибли на Филиппинах из-за тайфуна «Мангхут», еще почти 50 пропали без вести.

Общество

Кому и чем поможет ТЦСОН

Кому и чем поможет ТЦСОН

От помощи на дому пожилым и до создания кризисных комнат для жертв домашнего насилия.

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.