Вы здесь

На ком держится мир?


Все большое начинается с малого я в этом твердо убеждена. И, как бы пафосно это ни звучало, обычные школьные учителя закладывают фундамент будущего нашего общества. Насколько они способны любить своих учеников и верить в их силы? С каким вниманием и терпением доносят свой предмет? Уроки белорусского языка и литературы, например, можно любить или ненавидеть только из-за того, какой учитель тебе эти предметы преподавал. То же и с историей Беларуси. Посеять зерно истинной любви к своей стране, бережно пестовать молодые ростки будущего патриотизма... В частности, так было со мной. Любовь к этим предметам, заложенная еще в подростковом возрасте, жива и сегодня. Школа была домом, в котором рассказывали прописные истины, чего не скажешь об университете туда, сделав осознанный выбор, попадаешь в большой взрослый мир, где уже учишься жить сам.


Центральная площадь в Молодечно. Фотосравнение Владимира Садовского, сделанное на основе личного архива Валерия Третяка.

Мою школьную учительницу истории зовут Жанна Мечеславовна Тимченко. Она преподавала и предмет «Человек. Общество. Государство».
На уроках учительница вспоминала исторических личностей, которые на самом деле любили свой край, пожертвовали ради него жизнью. Она рассказывала, что любить Родину, делать что-то хорошее для ее процветания — это наш непосредственный долг — и сомнений в этом не было никаких.

С уроков ЧОГ я до сих пор помню, что такое презумпция невиновности — это право человека считаться невиновным, пока его вина не доказана в суде... Как же важно помнить про эту самую презумпцию в современном обществе, где люди так часто обвиняют друг друга, с легкостью предъявляют претензии, свободно бросают камни в огород другого, не замечая бревна в собственном глазу... Но ведь у каждого человека есть право считаться невиновным, пока его вина не доказана в суде!.. Кажется, в этом, полностью юридическим принципе, о котором можно узнать еще в школе, заложена и высшая человеческая мораль, и евангельская истина — «не суди»...

Благодаря учительнице истории наша параллель постоянно ездила в интересные экскурсии по Беларуси. Помню, с каким интересом мы осматривали руины Кревского замка, как останавливались возле памятника Матею Бурачку (Франтишку Богушевичу) — состоятельному юристу, который защищал интересы бедных крестьян, автору слов «Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлі». Вспоминаются и неимоверной красоты витражи в церкви из красного кирпича, название которой не осталась в памяти... Но больше всего поразило путешествие в Гольшанский замок. А точнее, в монастырь, что находится поблизости. Там можно было услышать щемяще-трагическую историю о строительстве монастыря. При возведении одна из его стен постоянно рушилась. Строители посчитали нужным принести жертву и решили: чья жена первой принесет мужу на стройку обед, ту и замуруют внутрь. Как же мысленно переживал, молча обращаясь к своей возлюбленной, самый молодой мужчина, который только женился, чтобы не она первой принесла обед... Но как раз его жена, счастливая и радостная, несла мужу еду... После принесенной жертвы стена больше не трескалась, и достроенный монастырь сдали в положенный срок. Только призрак красивой молодой барышни начал блуждать в новопостроенной кладке. Но это еще не конец ужасной истории! Уже в наше время — в середине 90-х — в монастыре проводили перестройку. В одной из стен нашли человеческий скелет. Его вывезли и перезахоронили на кладбище. А стена та... снова начала разваливаться — по ней пошла глубокая трещина. Хотели спешно вернуть кости на место, однако и строитель тот, и водитель машины, как выяснилось, уже умерли. Поэтому ни углов завязать, ни точек поставить в этой истории не удалось.

До сих пор помню, как рассказывали о таинственной комнатке в том же монастыре. Говорят, ночью посетителей, которые останавливались в ней, одолевал страх. Они начинали искать выключатель, чтобы зажечь свет, или дверь, чтобы покинуть помещение, однако, как ни старались, найти выход или какое-то спасение в этой келье так и не удавалось... Еще вспоминаются огромные деревянные головы, что стояли неподалеку в коридоре, возле печи, окрашенной в серебряный цвет. А в подвалах, в музее, были чрезвычайно красивые металлические фигурки.

Мне было лет четырнадцать, когда мы ездили на ту экскурсию, которая так сильно запомнилась. Я хорошо осознала, что вот такое оно, загадочное, привлекательное, в чем-то волшебное наше прошлое. С большим сожалением несколько лет назад я узнала, что филиал музея в Гольшанском монастыре уже не действует. А как же деревянные головы? А что с потрескавшейся стеной? И не утратила ли, отсыревшая, своих таинственных свойств та мистическая комнатка?..

Экскурсии, организованные школьной учительницей истории, навсегда создали в моем воображении образ интересной, приключенческой страны... Но кто способен открыть эту тайну взрослому, уже сформированному человеку? Мне кажется, не перевелись еще такие маги. И называются они экскурсоводами.

Конечно, сейчас мы не все принимаем на веру, услышанные сведения пропускаем через сито собственного опыта. Но существенно расширить наше видение окружающего мира знатоки прошлого точно способны.

С того что увидено в последнее время, вспоминается экскурсия с Антоном Астаповичем в Слоним. Интересно было побродить там, собирая осколки еврейского наследия и поликультурности одного места. Тогда стало ясно, что даже небольшие, отдельно взятые белорусские города могут быть чрезвычайно интересными! Другой вопрос, есть ли в Слониме кафе, где можно было бы выпить кофе или поужинать, отели или хостелы, в которых можно было бы остановиться? Ведь, ходя улицами города в то время, ни одной кофейни самостоятельно отыскать мне не удалось.

Ярким и запоминающимся был и «велопрогулка» с Романом Абрамчуком, когда мы, проезжая на велосипедах, смотрели «неформальный Минск». Помню серьезные и сосредоточенные лица участников экскурсии в начале путешествия и те взрывы смеха, которые после вызвали у них остроумные рассказы Романа Абрамчука.

Не забывается также экскурсия Владимира Садовского по Молодечно, проведенная в рамках «Фестиваля экскурсоводов». Я сама родом из этого города и, естественно же, раньше знала, что в свое время была Молодечненская область. Однако Владимир Садовский на конкретных примерах показал, что архитектурная планировка города свидетельствует о его областном уровне. Это и Центральная площадь, с одной стороны к которой примыкает пешеходная улица, что в настоящее время доходит вплоть до железнодорожного вокзала, а с другой — красивый парк Победы. Это и здание Политехнического колледжа, которое в свое время возводилось как помещение для облисполкома. Вот так и живешь себе в районном городке, внутренне чувствуя его величие, и только случайно узнаешь, что город на самом деле построен по всем канонам областного центра.

Думаю, важен и тот язык, на котором ведется экскурсия, и общий посыл, настроение экскурсовода... Стоит добавить, что 9 декабря в Минске в конференц-зале Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны состоится второй съезд экскурсоводов и гидов-переводчиков Беларуси. Все заинтересованные могут присоединяться, чтобы вместе поразмышлять о том, какой образ страны мы сегодня имеем и каким он должен быть. Чтобы найти тропы-дорожки к сердцам тех, кто не привык ездить на экскурсии.

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

nina@zviazda.by

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».