Вы здесь

Почему Ливия превратилась в мировой рынок рабов?


Видео со сценой торговли на невольничьем рынке в Ливии вызвала волну возмущения во всем мире. Международное сообщество призвало власти североафриканской страны навести порядок. Очевидно, что ситуация с беженцами, превращением их в рабов, а также вербовкой в ряды ИГ здесь вышла из-под контроля. Актуальная проблема детально рассматривалась на V саммите АС и ЕС (Африканского Союза и Евросоюза), который прошел в ивуарском Абиджане. Почему Ливия перешла в «рабовладельческий строй»?


Землекоп за 600 динаров

«Кому-нибудь нужен землекоп? Это большой, сильный человек, он будет хорошо копать!» — кричит торговец на рынке рабов в Триполи, расхваливая коренастого и мускулистого негра. Покупатели постепенно поднимают первоначальную цену. Результат — 600 ливийских динаров (около 440 американских долларов по официальному курсу, реальный — намного меньше: за один доллар дают десять динаров, а за евро — 12). Проданный в рабство переходит в руки новых хозяев...

Эта, казалось бы, безумная для XXI века сцена, продемонстрированная по CNN, — к сожалению, обычная в ливийских городах. То, что в стране процветает работорговля, — не новость. Первые документальные подтверждения появились еще в апреле этого года. Невольничьи рынки действуют в Зуваре, Кастельверде, Кабаве, Гадамисе, Сабхе, Сабрате и ряде других городов. Живой товар — беженцы из стран Центральной Африки, пытавшиеся выехать в Европу. Схема превращения людей в рабов предельно проста. Мигрант обращается к перевозчику и платит ему определенную сумму за путешествие в Европу. Как правило, от трех до пяти тысяч долларов. Беженцы отдают последнее. Когда мигрант попадает в Ливию, ему сообщают, что уплаченных денег недостаточно, надо еще, и вообще нелегалу никто ничего не гарантировал. Если беженец отказывается доплатить и настаивает на своем, требуя выполнения договоренностей, его избивают или насилуют или то и другое сразу. После такой «обработки» несчастного, как правило, выставляют на торги и продают с молотка. Для ливийцев торговля африканцами из стран к югу от Сахары — дело привычное.

«Торговля чернокожими процветала там до 1940-х годов. Сейчас в Ливии хозяйничают боевики из различных группировок, вооруженные оппозиционеры, бандиты всех мастей, преступные кланы, которые сделали из работорговли прибыльный бизнес», — вспоминает lenta.ru тунисского социолога Монсефа Оуанна.

«Нас упаковывают, как спички»

«Нас упаковывают, как спички в коробке. Мы не можем спать. Многие страдают от различных болезней. Нам не хватает пищи, мы не принимали душ несколько месяцев. Мы все погибнем, если не вырвемся отсюда, это голгофа. Невыносимо жить в помещении, где люди лежат на полу и задыхаются от испарений мочи и фекалий», — так один из постояльцев созданного при опеке ЕС лагеря для беженцев описал сложившуюся ситуацию. Сейчас в ведении Департамента по борьбе с незаконной миграцией Ливии (DCIM) 19,5 тысячи человек, хотя всего два месяца назад беженцев было не более семи тысяч.

Наблюдатели ООН, посетившие в начале месяца несколько центров размещения мигрантов в Триполи, даже в официальном отчете не могли скрыть своего ужаса от увиденного: «Тысячи изможденных и покалеченных мужчин, женщин и детей закрыты в ангарах без доступа к самым элементарным удобствам, лишенные человеческого достоинства». Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш назвал работорговлю в африканской стране ужасным преступлением, которому «нет места в современном мире». «То, что было трудной ситуацией, превратилось в катастрофу. Международное сообщество не может больше закрывать глаза на невообразимые ужасы, которые переживают мигранты в Ливии, и притворяться, что положение можно исправить только улучшением условий содержания под стражей», — заявил верховный комиссар по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн.

Пустынное войско

Некоторым мигрантам удается убежать. Без денег и документов они — легкая добыча для многочисленных банд на территории Ливии. И прежде всего это боевики, так или иначе аффилированные с ИГ. О победе над радикальными исламистами в Ливии было торжественно объявлено после штурма города Сирт в начале декабря прошлого года. Однако затем начали происходить странные события. Например, в январе этого года американские стратегические бомбардировщики B-2 нанесли удары по позициям ИГ за 45 километров на юго-восток от Сирта. В августе сообщили, что террористы напали на блокпост ливийской национальной армии в 500 километрах к югу от столицы страны Триполи. Боевики взяли в плен и обезглавили девять солдат и двух мирных жителей. Скрывать очевидное было уже невозможно. В конце сентября высокопоставленный сотрудник прокуратуры Ливии Садик Аль-Сур признал, что в ливийской пустыне находятся тренировочные лагеря ИГ. По словам чиновника, фактически речь идет о «пустынной армии во главе с ливийским боевиком Аль-Махди Салемом Дангу, также известным как Абу Баракат. В его состав входят три бригады. Эта армия была создана после освобождения Сирта». Боевики даже установили собственные КПП на дорогах, ведущих к этому городу.

«Южная Ливия с ее широкими, неконтролируемыми территориями — основной маршрут миграции из Африки к югу от Сахары в северную Ливию и в Европу», — напомнил в интервью Gulf News эксперт по Северной Африке Валид Намане. В результате ИГ, с одной стороны, может получать пополнение, привлекая или просто запугивая беженцев, с другой — попросту взять их в плен, а затем продать тем же аукционистам на невольничьих рынках.

После Каддафи

Подавляющее большинство людей, которые идут с молотка, — молодые мужчины, которые нелегально приехали из глубины континента. Пленные — выходцы из стран Западной Африки, в частности Нигерии, Нигера и Буркина-Фасо. Власти последней, кстати, объявили об отзыве своего посла из Ливии для консультаций. В Нигере скандал с работорговлей прокомментировал глава государства Махамаду Иссуфу, который заметил, что речь идет о «преступлениях против человечности». В беседе с РИА Новости директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Богдасаров назвал ливийское рабовладение «историческим феноменом, конец существования которого, казалось, положил Каддафи». По мнению эксперта, после смерти Каддафи «открылась дорога к восстановлению прежних порядков в новых условиях». Российский арабист, сотрудник Института востоковедения РАН Олег Булаев поделился с РИА Новости мнением, что исчезновение рабовладения в Ливии было связано с урбанизацией и созданием элементов промышленности во второй половине прошлого века. «Однако реконфигурация экономики, которая началась после падения Каддафи, приход военных банд, которые взяли на себя контроль за нефтепромыслами, затухание возможностей для цивилизованной жизни — все это возродило экономические основания для этой преступной добычи», — заметил Олег Булаев.

Специальный представитель генерального секретаря ООН и глава миссии по поддержке в Ливии Гассан Саламе сказал, что нельзя игнорировать сложное положение в этой стране. «В прошлом Ливия являлась донором для значительной территории Африки. А сегодня 25% населения этой страны сами испытывают гуманитарную потребность», — отметил он. Очевидно, что главной задачей является восстановление национальной экономики. По словам Гассана Саламе, серьезными проблемами остаются безнаказанность и беззаконие.

Нет виноватых

Виноватых нет, и отвечать некому. Именно к такому выводу пришел президент Гвинеи и по совместительству Африканского Союза Альфа Конде. «Как можно было просить страну, в которой нет правительства, создать барьер на пути беженцев? Это безответственно! Те, кто предложил это, зная, что здесь (в Ливии. — «зв.») царит безвластие и нет возможностей для обеспечения достойных условий для мигрантов. Основные виновники — здесь (в Европе. — «зв.»), — возмущался политик в эфире телеканала France 24. — Необходимо, чтобы наши друзья (европейцы. — «зв.») признали свою ошибку».

Операцию по срочной эвакуации мигрантов из Ливии договорились провести в ближайшее время лидеры стран Европы и Африки. Об этом заявил президент Франции Эммануэль Макрон во время V саммита АС и ЕС в Абиджане. Решение было принято по итогам встречи, в которой приняли участие также представители ООН. Цель — освободить людей, ставших жертвами современных работорговцев. Ливийские власти пообещали найти лагеря, где это происходило, и обеспечить к ним доступ.

С другой стороны, положение мигрантов не может быть основанием для внешнего вмешательства в ситуацию в стране, заявил на заседании Совета Безопасности ООН заместитель постоянного представителя Российской Федерации при ООН Евгений Загайнов. «Есть любители разбираться с такого рода проблемами самостоятельно, в обход международного права и в нарушение суверенитета государств. Так можно только еще больше усугубить и без того весьма непростую ситуацию, возникшую после разрушения Ливии», — заявил российский дипломат.

Впрочем, эта проблема не только определенной африканской страны. Вопрос мирового масштаба. Согласно опубликованному в сентябре исследованию Международной организации труда и организации Walk Free Foundation в партнерстве с Международной организацией миграции, в прошлом году более 40 миллионов человек были признаны жертвами рабства по всему миру. Четверть современных рабов составляют дети. По словам президента Франции, оборот незаконного «бизнеса» достигает 30 миллиардов евро в год. Комментарии здесь, наверное, излишни.

Захар БУРАК

burak@zvіazda.by

Фото из открытых источников

Выбор редакции

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.

Экология

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Антарктика, такая далёкая и близкая.

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».