21 сентября, пятница

Вы здесь

Как изменились цены на наши продукты за последний год?


Предновогодняя пора — время не только подвести итоги года, но и присмотреться к продуктам, которые попадут на праздничный стол 31 декабря. Корреспонденты «СЕ» решили разобраться, как изменились цены на наши продукты за последний год и откуда белорусы берут деньги на изыски.


Фото Анны ЗАНКОВИЧ

На что тратим

По данным Белстата, примерно половина бюджета белорусской семьи уходит на продукты питания. Это самый объемный пункт в расходах. На одежду в среднем тратится около 5% бюджета. На мясо и мясопродукты —11%. Рыба и рыбопродукты в структуре расходов занимают только 2%. Молочка (включая сыры) — 7%, алкоголь — 5%, а хлеб и хлебобулочные изделия — 3%. На свежие фрукты и кондитерские изделия мы тратим в среднем 2% и 3% соответственно. Означает ли это, что и едим мы больше всего мяса? Увы, нет. Это одна из наиболее дорогих категорий продуктов, поэтому забирает свои проценты из бюджета скорее не количеством, а высокой ценой.

Индекс потребительских цен сентября 2017 года в отношении к декабрю 2016 года по продуктам питания, напиткам и табачным изделиям показал рост на 1,6%. В целом на все товары и услуги — 2,7%. Уровень инфляции на этот год изначально прогнозировался порядка 9%, в конце мая Минэкономики уже озвучило цифру в 5,5 — 6%. На деле по данным на сентябрь 2017-го инфляция с начала года составила 2,7%, а в годовом исчислении — 4,9%.

Конечно, изменение цен по разным категориям товаров произошло неравномерно. Мы изучили данные за октябрь 2017 года в отношении к декабрю 2016-го и вот что увидели. Как показывает статистическое наблюдение за изменением цен, за этот период незначительно снизились цены на свинину и курятину, а вот все виды колбасных изделий немного подорожали.

Рыба и рыбопродукты остались примерно на уровне декабря 2016-го. Молоко и молочные продукты показали рост почти на 9%, мороженое и сыры — на 7%. Яйца куриные и сахар-песок подешевели на 8% и 5% соответственно. Цены на хлеб и хлебобулочные изделия подросли почти на 3%, кондитерские изделия — на 1,2%. Овощи немного подешевели. А вот изменение потребительских цен по фруктам сильно разнится даже в своей категории. В целом цены выросли на 19%. Но на яблоки — в 1,5 раза. На цитрусовые — на 27%. А вот виноград почти на треть подешевел.

Интересно посмотреть через призму статистики, сколько продуктов питания «помещается» в нашем среднемесячном доходе. На сайте Белстата доступны данные за 2016 год. Проведем сравнительный анализ за пятилетку. Так, в 2011-м на среднемесячный доход можно было купить 67,6 кг свинины, кроме бескостного мяса, а в 2016-м — уже 79,8 кг. Мясо птицы (тушки кур) в 2011-м — 83,2 кг, в 2016-м — 133,9 кг. Картофеля в 2011-м — 633,4 кг, в 2016-м — 1179,7 кг. Яблок в 2011-м — 165,3 кг, в 2016-м — 377,9 кг. Как видим, сегодня можно позволить себе больше, чем пять лет назад. Однако по отдельным молочным продуктам наблюдается противоположная тенденция. Так, в 2011 году мы могли купить 49,2 кг сливочного масла, а в 2016-м — 45,9 кг, сыра твердого — 48,7 кг и 44,4 кг соответственно.

И откуда берем

В принципе стоимость товаров нас, как покупателей, не сильно волнует, когда рост наших доходов существенно превышает рост цен. А если иначе? Эксперты отмечают, что при отрицательном разрыве в этих показателях люди редко начинают тратить меньше, ведь уже сформирована определенная привычка в потреблении. И тогда на сложившуюся ранее сладкую жизнь приходится доставать средства из закромов, например, менять накопленную иностранную валюту или даже брать потребительский кредит.

Что касается последнего, это, скорее, косвенный показатель. Ведь зарплаты на еду, как правило, хватает, а на что-то большее придется взять взаймы. Кредиты на потребительские нужды больше всего стали брать в 2013 году. Как сообщается в ежемесячном статистическом бюллетене Национального банка Беларуси (№10 за 2013—2017 годы), по данным на 01.11 динамика задолженности по потребительским кредитам в 2010 году составляла 945,7 млн деноминированных рублей, а уже в 2013-м — 1414,3 млн, в 2014-м — 1594,4 млн, 2015-м — 1 645,1 млн рублей. В 2016-м наблюдается хоть и незначительный, но спад показателя — 1635,7 млн рублей. А вот в 2017 году эта статья кредитования пережила настоящий бум: выросла до 2715,8 млн, то есть на 60% к прошлогоднему показателю.

При этом очевиден рост динамики задолженности и по другим кредитам: на недвижимость с 2804 млн рублей в 2012-м до 5710 млн в 2017-м, на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья (по данным на 01.10) с 2781 млн рублей в 2012-м до 5602 млн в 2017-м. Правда, такого же радикально высокого скачка в номинально начисленной (по данным Белстата) зарплате не случилось: в деноминированных рублях по данным на октябрь она составляла в 2012-м 422 рубля, 2013-м — 547, 2014-м — 637, 2015-м — 683, 2016-м — 722, 2017-м — 841. При этом надо понимать, что этот показатель не учитывает выплаченных пенсий и пособий, но они тоже не показали значительного роста в этом году. Фактически, как выросла зарплата в два раза, такова и динамика задолженности по жилищным кредитам и на строительство. А вот рост задолженности с 2012-го до 2017-го по потребительским кредитам почти в 2,8 раза указывает на то, что они становятся все более востребованными. При этом нами не учитывались колебания курса рубля, который также влияет на покупательскую способность населения.

Что касается первого пункта, более чем двадцать последних месяцев белорусы выступают чистыми продавцами наличной валюты, увеличивая тем самым золотовалютный резерв страны. По данным за январь — ноябрь 2016-го население купило 3,9 млрд долларов США и продало почти 6,2, за такой же период 2017 это соотношение составило 4,3 млрд к 6,6 млрд долларов США. Всего с начала года белорусы сдали уже более $2 млрд чистыми наличными. Эксперты отмечают, что часть проданной гражданами валюты — это накопленные депозиты. При этом главной причиной, почему люди достают «заначки из-под матрасов», то есть увеличивают чистое предложения иностранной валюты со стороны физических лиц, по мнению экспертов, является желание населения поддержать приемлемый уровень потребления товаров и услуг, несмотря на то, как складывается финансовая ситуация в семье и стране. Ведь война-войной, а обед (и с икоркой бы!) должен быть по расписанию...

Надежда АНИСОВИЧ

anіsovіch@zvіazda.by

Вероника ПУСТОВИТ

pustavіt@zvіazda.by

Название в газете: Время идти в магазин

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.  

Общество

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Для системы дополнительного образования присущ отложенный во времени эффект.  

Культура

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Их создали в честь предприятий, которые успешно функционировали в дореволюционное время.