Вы здесь

Каким образом возвращать на родину утраченные культурные ценности?


В Беларуси немного мест, способных поспорить своей известностью с Мирским замком. Для многих иностранных туристов знакомство с нашей страной начинается как раз с красно-белых башен. Не удивительно, что выездное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по международным делам также прошло в культурном сердце поселка Мир. Темой обсуждения стала возможность использования потенциала исторического и культурного наследия для укрепления международного имиджа Республики Беларусь.


Чистенько, но бедненько?

Несмотря на кризисы, людям все равно нравится путешествовать. Сегодня международный туризм составляет 7 процентов в общем экспорте товаров и услуг, на его долю приходится 10 процентов мирового ВВП.

Беларусь — удобная для путешественников страна. Сюда легко попасть на большинстве видов транспорта, к тому же здесь существует практика безвизового въезда.

Вместе с тем у зарубежных гостей существует ряд стереотипов о синеокой, самые популярные из них озвучила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по международным делам Ольга Попко. Например: «Беларусь — последний «кусок «СССР», «у белорусов существует культ Великой Отечественной войны», «белорусы не имеют национальных символов, они пользуются своим языком, заменяя его на русский».

— Конечно, хочется, чтобы о нас думали совсем другое, — подытожила парламентарий. — Надо доказать иностранным гостям, что мы живем в европейской стране, которая сохраняет часть европейской истории, имеем древнюю государственность, уважаем свое наследие, ценим и отстраиваем памятники. И поспособствовать изменениям в отношении туриста к Беларуси, по моему мнению, можно как раз через задействование историко-культурных объектов.

Как правило, туристы приезжают в страну с каким-то базовым ее знанием, пусть даже на уровне «что-то прочитал» или «услышал от знакомого». И перед работниками музеев, экскурсоводами встает задача: «влюбить» посетителя в местность. Гид с владением иностранными языками, аудиозапись экскурсии или буклет позволят гостю с комфортом воспринимать информацию на родном для него языке. Также нужны доступные сувенирные магазины с символикой или атрибутикой музея.

Третьей важной составляющей, по мнению Ольги Попко, являются сами экспонаты:

— Приведу пример. Во времена моей работы в Мирском замке услышала разговор двух женщин. Одна из них после посещения экспозиции сказала: «Здесь так же, как повсеместно в Беларуси, — чистенько, но бедненько». Был 2012 год. С тех пор музейная экспозиция замка значительно изменилась, но фраза осталась в памяти. Люди не хотят смотреть на фотографии предметов — им интересно увидеть саму историко-культурную ценность. Чем больше их хранится в музеях, тем больший престиж приобретает страна.

Я твоего не возьму и своего не отдам

И тут возникают вопросы реституции — возвращения исторических и культурных ценностей на родину. Дело в том, что новый «Кодекс Беларуси о культуре» содержит статью, которая касается необходимости возвращения культурного наследия. Также в кодексе записаны права и обязанности, которые получает комиссия по возвращении. Но сам механизм, по которому должна действовать комиссия в случае, если что-то будет найдено, отсутствует. Ольга Попко отметила, что инициативная группа уже начала работу над доработками в кодекс, которые можно было бы предложить в качестве дополнений.

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке, обратил внимание на сохранение статуса некоторых ценностей, как объектов, относящихся непосредственно к белорусскому культурному достоянию.

— Безусловно, существует общее культурное наследие, но надо иметь уважение к соседям, особенно если несколько стран претендуют на памятник как на национальное наследие. Это не значит, что нужно забрасывать «конкурентов» нотами протеста. Предлагаю акцентировать внимание на тех аспектах идентичности, которые принадлежат только белорусам, однако без отрыва от общего исторического контекста.

В частности, председатель Постоянной комиссии предложил несколько знаковых мест, на основе которых можно активизировать такую ​​деятельность. Это Хатынь, Куропаты и Береза-Картузская. Там происходили важные для белорусов события, и история мест позволит организовать совместную работу с россиянами, украинцами, поляками. Таким образом можно не только отследить историю нашей государственности, но и снять петли неведении, спекуляций на прошлом.

— Министерство иностранных дел регулярно ставит вопрос о возвращении исторических ценностей во время встреч с российской стороной. В частности, существует программа совместных действий в области международного сотрудничества. В прошлом году мы попытались поставить в тематику переговоров обсуждение вопроса совместной работы по выявлению общих культурно-исторических ценностей и совместном их использовании. Думаю, что какой-то ответ на предложение можно будет получить уже в апреле — мае, — считает Лариса Бельская, начальник главного управления многосторонней дипломатии Министерства иностранных дел Республики Беларусь.

Кстати, что касается совместной работы Беларуси и других стран, то мы участвуем во всех основных конвенциях ЮНЕСКО в области культуры. Возможно, в будущем в транснациональную номинацию попадет и часть проспекта Независимости в Минске — как пример послевоенной социалистической архитектуры. Есть возможность того, что под международной охраной окажется такой нематериальный объект, как Будславский фестиваль. В список памятных дат ЮНЕСКО были включены и мероприятия, приуроченные к юбилеям Франциска Скорины и Игнатия Домейко.


Игорь МАРЗАЛЮК, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке:

— Когда мы говорим об имидже страны, то должны обратиться и к регулированию экскурсионной деятельности. Мне неоднократно приходилось слышать замечания профессиональных экскурсоводов по поводу того, что у нас нет порядка в организации экскурсионного сопровождения. Иначе говоря, туристические группы выезжают и ходят, где вздумается, гиды рассказывают туристам что хотят, хотя иногда даже не имеют профессиональной аккредитации. В то же время в Италии или, даже ближе к нам, Литве существуют утвержденные, выверенные и точные маршруты и определенный контент для каждой экскурсии. Не думаю, что такой подход приравнивается к цензуре. Просто гостям нужно давать точные, подтвержденные исследователями факты.

Марина МАСТАШОВА, консультант департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь:

По моему мнению, в Беларуси все еще не хватает информационных щитов, указателей, в том числе с использованием латинской транскрипции. Требует оперативного решения вопрос обслуживания в музеях. Здорово, когда на знаковых объектах есть сотрудники, владеющие иностранным языком, записанный аудиогид и так далее. Но для большинства региональных музеев такой подход пока остается мечтой.

Надо отметить, что часто экскурсионные маршруты остаются необорудованными. Нет парковки для автобусов рядом с объектом, отсутствуют сувенирный киоск, бистро, места общественного пользования. Не хватает банкоматов, и это действительно обидно. Представьте, что иностранный турист, приехавший на Линию Сталина, хочет воспользоваться платными услугами, например покататься на танке, но возможности снять или обменять деньги поблизости нет. В результате мы теряем прибыль.

Рогнеда ЮРГЕЛЬ

yurgel@zvіazda.by

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.