Вы здесь

Кто и каким образом ремонтирует дороги?


В Буда-Кошелевском районе 935 километров автомобильных дорог. В 2014 году здесь проходили областные «Дожинки», и на центральных улицах был проведен капитальный ремонт. Однако чем дальше от центра, тем хуже выглядит асфальт, а деревенские улицы вообще имеют либо песчано-гравийное покрытие, либо остаются обычной «грунтовкой». Мы проверили, насколько удобно по ним ездить, а заодно выяснили, каким образом достигается баланс между стоимостью ремонта и его качеством и почему нужно сообщать о ямах под окнами.​


Уваровичи. По нормативам, в городах и поселках городского типа около 70 процентов дорог должны быть заасфальтированы.

Разделение обязанностей

Заместитель председателя Буда-Кошелевского райисполкома Евгений Лисейчиков рассказывает, что сегодня за состоянием дорог следят три предприятия. Наибольший объем работ закреплен за дорожно-ремонтным строительным управлением №184. В самом городе Буда-Кошелево и городском поселке Уваровичи хозяйничает «Буда-Кошелевский коммунальщик», а дорожно-эксплуатационное управление №46 обслуживает пути республиканского значения.

— В этом году из всех источников финансирования — республиканского, областного и местного бюджетов — на дорожные работы было выделено 1 миллион 982 тысячи рублей. На эти деньги предприятия сделали частичную подсыпку 36 улиц общей протяженностью около 31 километра в Гусевицком, Кривском, Морозовичском, Николаевском, Рогинском, Патаповском и Уваровичском сельсоветах. Выполнили текущий ямочный ремонт асфальто-бетонных покрытий. Безусловно, проблема «плохих дорог» в районе существует. И она, в основном, связана с недостатком финансирования. Чтобы полностью навести порядок, нужно примерно 13 миллионов рублей. Выдержать такую ​​нагрузку бюджет не в состоянии. Так что срочно занимаемся только критическими случаями — это когда проехать в деревню не может социальный транспорт или от жителей поступают жалобы. В остальном придерживаемся плана.

Куда поехал грейдер?

Куда именно нужно отправлять ремонтную бригаду, решают собственники, за которыми закреплен определенный участок. Специалисты осматривают полотно, и в зависимости от его состояния составляют план, который потом попадает на рассмотрение в райисполком. Там могут вноситься коррективы: например, какой-то участок не попал в список, а жители жаловались на плохое состояние покрытия. Если жалобы частые или случай критический, порядок на улице наводят вне плана.

Похожая ситуация и с грейдированнием. На грунтовые и песчано-гравийные трассы специальная техника выходит дважды в год. Однако погода осенью, весной, во время сильных дождей вносит свои «коррективы». В таких случаях грейдер выезжает на места и чаще, вне сроках. Правда, перед тем как равнять, нужно дождаться, пока земля подсохнет, иначе польза от работы будет мизерная.

А вот позвонить и сообщить о непроходимых лужах необходимо, так как это первый «индикатор» того, что на улице непорядок. Например, в этом году в райисполком пришло 16 обращений, работы по девяти из них были выполнены полностью, остальные дороги прогрейдировали, чтобы уменьшить критическую ситуацию.

Дорога сложного рельефа

В прошлом году райисполком решил передать значительную часть улиц, которые ранее обслуживало ЖКХ, на баланс ДРСУ. Коммунальное хозяйство — не специализировано на ремонте дорог предприятия, кроме упомянутого долга она выполняет еще множество «традиционных» для коммунальщиков дел.

Не так давно житель городского поселка Уваровичи пришел с жалобой к руководству района. Мужчина возмущался состоянием улицы Базарной, на которой стоит его дом, мол, после дождя там ни проехать, ни пройти.

Татьяна Тротно, заместитель директора КЖУП «Буда-Кошелевский коммунальник», соглашается, что до недавнего времени это была одна из самых «популярных» у жалобщиков дорог.

— В поселке Уваровичи наибольшее беспокойство вызывает состояние улиц Базарной и Новой. В последнее время проблему удалось уменьшить, половину Базарной засыпали песчано-гравийной смесью. Сейчас на повестке вторая ее часть и улица Новая, с которой определенные трудности. Дорога там сложного рельефа: с одной стороны, где стоят дома, холм, а с другой наоборот, склон. Нетрудно догадаться, куда стекает вода.

Два облика улицы Базарной. Проехать, как мы убедились, можно. Но с комфортом ли - вопрос другой.

Финансовая гимнастика

Почему же ремонт происходит только наполовину? Проблема традиционная: ограниченные возможности бюджета. Казалось бы, сколько там средств нужно — всего лишь привезти машину песка и гравия, однако стоимость одного квадратного метра полноценной подсыпки составляет 7,5 рубля. «Вот и получается, что подсыпка половины Базарной улицы обошлась примерно в 13 тысяч рублей. При общем бюджете в 50 тысяч, который выделен предприятию на подобные цели, сумма огромная», — делится Татьяна Тротно.

Часть проектов ЖКХ вообще реализует в несколько этапов. Например, два года назад выполнялся проект по укладке плиточного тротуара по улице Ленина. После того как плитка появилась на одной стороне дороги, работа прервалась, а на следующий год, с новым бюджетом, была закончена. В понятие «тротуар», по объяснениям специалиста, входит не только место для прохода пешеходов, желательно, чтобы там был еще и бордюр, и фонари уличного освещения. Среди постоянных обязанностей коммунальщиков — обустройство остановок общественного транспорта и восстановление дорожной разметки. Проще говоря, каждую весну нужно рисовать «зебру» на пешеходных переходах.

Мастера на несколько районов

Ветка, Бодерый, Бушевка — эти населенные пункты находятся так близко друг от друга, что случайный человек может легко счесть их одной большой деревней. В этом году здесь рыжие грунтовые дороги заменили на серую «гравийку».

Если раньше на балансе ДРСУ-184 была только сеть дорог местного значения, иначе говоря, проселочной дороги между деревнями, то в прошлом году под надзор специалистов дорожно-ремонтной службы попали непосредственно деревенские улицы.

— Из 240 километров почти половина — грунтовые, — отмечает директор ДРСУ-184 Александр Куделько. Фактически, улицы никто не строил, люди наметили, где будут ездить и ходить, поставили дома с двух сторон и назвали это дорогой. Как результат, в дожди техника выбивает колеи...

Сегодня у дорожников, пожалуй, самый большой парк специализированной техники, около 80 рабочих и собственное производство асфальтобетона. Есть лаборатория, где будущее покрытие проверяется на качество. Организация продает песок, щебень, бортовой камень, тротуарную плитку как для организаций, так и для населения, ищет дополнительные работы, например, выигрывает тендеры в Житковичах, Ветке, Светлогорске.

 

Не шикарно, но проедем

Кажется, улицы при таком хозяине должны быть гладкие и ровные. Некоторые на самом деле приближаются к идеалу, но до повсеместного асфальта еще далеко, так как более половины дорожного полотна района требует капитального ремонта. Подобная ситуация не исключительная, многие местности имеют такую ​​же проблему большого объема работ и скромных возможностей. Особенно чувствительна ситуация зимой, когда нужно срочно расчищать снег. Так, на 53 условных километра улицы, ДРСУ может выделить всего одну единицу техники.

— Пока что наша задача — сделать «грунтовки». Для этого готовим основу, заливаем полотно эмульсией и на нее уже сыплем подготовленные гравий и песок. При лучшем раскладе такая дорога должна продержаться около пяти лет, — объясняет директор ДРСУ.

Разделения на большие и малые населенные пункты дорожники не придерживаются. Но прекрасно понимают, что в деревушку, где всего четыре жилых дома, прокладывать трассу нецелесообразно, так как через некоторое время жителей там еще поубавится, и затраты не окупятся. Поэтому ухаживают за улицей повсеместно, а вот совершенствование проводят в деревнях с перспективами.

На счету имеем...

Финансирование дорожного ремонта имеет свои обстоятельства. Средства выделяются из республиканского, областного и районного бюджетов, в определенных — особых — случаях предприятие само докладывает деньги на устранение нарушений. Из всех организаций только ДЭУ №46 полностью финансируется из Республиканского дорожного фонда — управление ухаживает за трассами республиканского значения, а им уделяется особое внимание. Также в приоритете центральные улицы, которые являются «лицом» населенного пункта.

В то же время периферийные и нетранзитныя улочки также не остаются без внимания.

Рогнеда ЮРГЕЛЬ

yurgel@zvіazda.by

Выбор редакции

Общество

Как удовлетворить кадровый голод в сфере IТ?

Как удовлетворить кадровый голод в сфере IТ?

Работодатели говорят, что быть хорошим программистом и уметь писать код для эффективной работы уже недостаточно.

Культура

В воскресенье евреи празднуют Новый год деревьев

В воскресенье евреи празднуют Новый год деревьев

На этот праздник особенным образом потребляют разные фрукты, запивая бокалами хорошо разбавленного вина.  

Экономика

Почему кредиты на строительство стали менее доступны?

Почему кредиты на строительство стали менее доступны?

Несмотря на стабильность ставки рефинансирования.