Вы здесь

Корреспонденты «Звязды» отправились в рейд с судебными исполнителями


О добросовестных нарушителях, «уклонистах» и обычных водителях.

Единый день взыскания задолженностей с водителей-должников сейчас ежемесячно проходит в Беларуси. Это совместные рейды сотрудников Госавтоинспекции и судебных исполнителей Министерства юстиции. Пока первые проверяют права и зимнюю резину, другие выясняют по базе должников, не имеет ли шофер задолженностей и неоплаченных штрафов.


Рейд начался. Сотрудник ГАИ требует, чтобы водитель остановился.

Корреспонденты «Звязды» решили собственными глазами увидеть, как выглядят рейды на столичных улицах, и направились в Партизанский район столицы.

Если бы знал — заплатил бы

Инспектор ГАИ останавливает выбранный автомобиль, проверяет документы и состояние автомобиля. После судебные исполнители приглашают человека к себе в машину. Здесь через базу программы «АИС ОИП» (автоматизированная информационная система органов принудительного исполнения) выясняют, нет ли у водителя долгов.

— Подобные мероприятия рассчитаны прежде всего на то, чтобы повысить количество оплаченных гражданами задолженностей, — заметил Михаил ГАСТЕЛЛО, заведующий сектором отдела принудительного исполнения (ОПИ) Партизанского района г. Минска. — Люди увидят, что инспекторы и судебные исполнители работают вместе на улице. Возможно, это подтолкнет некоторых избавиться от своей задолженности.

Михаил ГАСТЕЛЛО, заведующий сектором отдела принудительного исполнения Партизанского района г. Минска, разъясняет водителям суть следующей проверки.

За первые полчаса остановили человек восемь. Все чисто — ответственные водители попались. Реагируют чаще всего с удивлением. Мало что их остановили, так еще и встречают дружной «толпой» из шести человек.

Вот девушка в красной куртке спрашивает, что происходит, пока ждет своей очереди попасть в машину к судебным исполнителям. Объясняем о рейде. Она делает большие глаза и говорит: «Даже интересно. Хорошо, что у меня все в порядке».

В это время из машины сотрудников Минюста выходит с недоумением в глазах и улыбкой на лице минчанин Денис:

— Я и не знал, что у меня четыре штрафа за превышение скорости. Возможно, письма и приходили, но с меня такой ходок на почту... Я рано встаю и поздно прихожу, да и ящик не проверял почтовый. Меня почти не бывает в Минске, и я просто мог пропустить это. Я сразу оплатил бы, если бы знал, что есть штрафы.

Кстати, каждый человек может сам проверить себя на существование задолженностей, если введет собственное имя в программу «АИС ОПИ». «Думаю, сейчас я раз в месяц буду также «рейды» по этой базе делать и проверять», — улыбается Денис и идет в банк платить штраф.

Документы водителей и данные транспортных средств сразу же попадают к компетентным проверяющим. Несколько минут требуется на ввод в электронную базу запроса и получение точного ответа.

И легковушка, и КАМАЗ

Добросовестные нарушители сами проверяют на сайте Министерства внутренних дел, выписан ли им штраф. Даже если они не заметили блеск фотокамеры и не имеют основания считать себя виноватыми, рассказывает Виктория ТУПКО, заведующий сектором АПВ Партизанского района г. Минска.

— Случается, когда к нам приходит документ о превышении человеком скорости, штраф уже оплачен нарушителем, — добавляет Алеся КУРЛОВИЧ, судебный исполнитель ОПИ Партизанского района г. Минска.

Несколько минут требуется на ввод в электронную базу запроса и получение точного ответа.

Сотрудники ГАИ останавливают не только легковые, но и грузовые авто и фуры. Проверяют всех, кроме водителей городского пассажирского транспорта.

— В каждый период свои задачи и планы проверки. Разные встречаются нарушения, — отмечает Александр ДЕКОВИЧ, госавтоинспектор Партизанского РУВД г. Минска. — И без техосмотра ездят, и без документов. Если права у человека отобраны, авто сразу на штрафстоянку отправляется. Если права просто не при себе, водитель получает предупреждение или штраф до пяти базовых величин и едет дальше.

У шофера остановленного КАМАЗа, например, не оказалось техпаспорта на машину и обнаружился неоплаченный штраф. Пока водитель расплачивался, приехал его директор и привез нужные документы.

- Ничего я не нарушал, - всем своим видом утверждал этот водитель. Оперативная проверка подтвердила: вопросов к нему нет.

— Наказание за проезд без документов — от предупреждения до 0,5 базовой величины штрафа, — комментирует инспектор Александр Декович. — Этому водителю мы выписали штраф.

Следом остановили маршрутку. Ее водитель Дмитрий из Сенницы Минского района отнесся к этому с пониманием:

— Это правильно, надо искать нарушителей и таким образом. Страх будет у тех, кто имеет долги, наверное.
А кто чист перед законом, — чего ему бояться?

Следующий остановленный нами шофер, проверен по базе должников, ничего не должен государству. Однако по его фамилии программа выдала задолженности его брата: пять различных исполнительных производств. Только один долг — 1056 рублей, второй — 202 — общий размер достаточно крупный.

Для молодых сотрудниц отдела принудительного исполнения Партизанского района г. Минска Виктории ТУПКО, заведующего сектором, и Алеси КУРЛОВИЧ, судебного исполнителя, этот рейд — прекрасная возможность расширить знания на практике.

— Такие рейды полезны еще и тем, что остановленные водители друг другу будут передавать, мол, судебные исполнители и на дороге встречаются. Тогда они задумаются об оплате штрафов, информация пойдет, что называется, в народ. И результат будет, но не сразу. Поездим раз, другой, третий, и сознание людей возрастет, — уверена Людмила КАБЫЧКИНА, начальник отдела принудительного исполнения Партизанского района г. Минска.

А вот элитная с виду машина без техосмотра, зарегистрированная на коммерческую компанию. Сам водитель, кроме отсутствия техосмотра, имеет криминальное взыскание, по которому ежемесячно половина его зарплаты идет на выплату государству сорока тысяч рублей, которые он должен, согласно решению суда, за уклонение от налогов. Мужчина с таким решением не согласен, но должен платить.

Арест наложен и на авто, стоимость которого решено обратить в зачет взыскания долга. Однако шофер утверждает, что это судебная ошибка, так как имущество принадлежит не ему, а фирме. Уже подан иск об оспаривании принадлежности имущества.

За отсутствие техосмотра водителю выписали штраф, что в его случае может плохо повлиять на его положение, поскольку из-за уголовной задолженности он находится на «домашней химии», с сожалением говорит инспектор ГАИ. Директор фирмы, которой принадлежит автомобиль, также будет оштрафован за допуск к управлению машиной, не прошедшей техосмотр.

Юлиан МИСЮКЕВИЧ, консультант главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Беларуси перед началом рейда ответил на вопросы журналистов.

Виноват — никуда не едешь

Особенно упорные «уклонисты» рискуют после проверки продолжить путь пешком, так как авто отбуксируют в зачет взыскания задолженности. Постановление о задержании и отбуксировке автомобиля действует на территории всей страны. Даже если должник живет в Минске, а судебные исполнители задержали его в Бресте, машину могут отобрать, если у ГАИ будет в наличии исполнительный лист.

За 10 месяцев 2017-го в органы принудительного исполнения поступило около 260 тысяч постановлений органов ГАИ о превышении скоростного режима, зафиксированных камерами фотофиксации. В прошлом году за весь год их было 252 тысячи. Почти половина «гонщиков» — жители Минска. Вместе с тем выполняется 85—90% дел данной категории.

Чтобы не лишиться авто прямо на дороге, Юлиан МИСЮКЕВИЧ, консультант главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции, советует должникам такой выход. Непосредственно на месте задержания сотрудниками ГАИ и судебными исполнителями оплатить штраф через мобильное терминальное оборудование, с которым работники управления принудительного исполнения выезжают на взыскание.

Владислав ТРИКОЗА, начальник управления принудительного исполнения главного управления юстиции Мингорисполкома, рассказал представителям прессы о цели рейда.

— Во время таких мероприятий действительно обнаруживаются лица, виновные по исполнительным производствам, — отметил Владислав ТРИКОЗА, начальник управления принудительного исполнения главного управления юстиции Мингорисполкома. — Если должники не платят непосредственно на месте, им напоминают об обязанности прийти в органы принудительного исполнения для оплаты штрафа. В случае неявки без уважительной причины им могут насчитать административное взыскание вплоть до 30 базовых величин.

Мер воздействия на должников сейчас много. Ограничение в пользовании сотовой связью, интернетом, управлением авто, в праве на охоту. Если человек имеет задолженность, его даже могут не выпустить за границу. Конкретная мера зависит не только от судебного исполнителя, а и от готовности самого должника погашать задолженность.

Одна из самых действенных мер — ограничение человека в специальных правах: лишение возможности выехать за границу и управлять автомобилем. Такие решения принимаются только судом по предоставлению судебным исполнителем соответствующих документов.

— Когда видно, что должник продолжает уклоняться от выплат, несмотря на принятые судебным исполнителем меры, ограничить его в праве выезда за границу могут независимо от суммы долга, даже если она совсем небольшая, буквально штраф за безбилетный проезд, — добавил Юлиан Мисюкевич.

Как видим, подход в рейдах серьезный, а шутки с долгами — дело опасное.

Ирина СИДОРОК

sidarok@zvіаzdа.bу

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Выбор редакции