20 сентября, четверг

Вы здесь

«Позвольте русинам должности занимать»


В прошлый раз мы рассказывали о функционировании Полоцкого магистрата. Сегодня наш постоянный эксперт по истории местного самоуправления, старший научный сотрудник Научно-технологического парка БНТУ «Политехник» Максим Макаров предлагает узнать о конфессиональном составе органов власти самого древнего города страны в XV—XVII веках.


План Полоцка начала XVII века.

Парализовали католическое лобби

— В эпоху Средневековья и раннего Нового времени участие представителей той или иной конфессиональной группы населения в составе органов власти было важным показателем. Например, того, какое место эта группа занимает в жизни общества или определенной структурной единицы. Для истории Северной Беларуси, где в обозначенную эпоху имело место противостояние разных христианских церквей, изучение состава органов местных властей имеет достаточно актуальный характер, — рассказывает историк.

Привилеи на магдебургское право (1498 и 1509 лет) позволяли полоцкому магистрату с самого начала строиться на принципах конфессионального дуализма. Речь идет о равном участии лиц католического и православного вероисповеданий. Правда, в подтверждающем привилее Стефана Батория (1580) вопрос соотношения «римской» и «русской» («греческой») частей магистрата не затрагивается.

— И это позволяет предполагать о сохранении властями ВКЛ в конце XVI столетия прежних подходов к этому вопросу. Однако после 1580 года, в связи с введением выборности высших чиновников магистрата, ситуация в преимущественно православном Полоцке могла значительно отличаться от стандарта, утвержденного правовыми актами. В конце XVI — начале XVII века выборы «римской» и «русской» частей магистрата осуществлялись не по отдельности — при участии исключительно представителей соответствующей конфессии, а совместно — при участии всех мещан. Пользуясь этой системой, православное большинство намеренно избирало в состав магистрата неполное количество самых неспособных католиков. И этим эффективно парализовало деятельность католического лобби, — рассказывает исследователь.

И в итоге пришлось католикам защищать свои права в королевском суде. В феврале 1611 года они просили короля Сигизмунда Вазу, чтобы тот позволил избирать «римскую» половину магистрата без участия православных, «поскольку других голосов всегда больше будет». И монарх формально удовлетворил просьбу. Однако более поздние материалы не дают никаких оснований утверждать, что королевское решение было реализовано на практике.

За и против униатов

После заключения в 1596 году Брестской церковной унии к двум прежним конфессиям добавилась третья.

Однако в первые десятилетия существования униатской церкви заметного количества ее сторонников в Полоцке не было. И магистрат продолжал оставаться католическо-православным.

Ситуация с распространением униатства на землях Белорусского Додвинья начала меняться только в третьем десятилетии XVII века. В составе полоцкого магистрата униаты начали преобладать над православными только после убийства 12 ноября 1623 года в Витебске полоцкого униатского архиепископа Иосафата Кунцевича.

— 11 марта 1633 года король Владислав Ваза своим привилеем подтвердил принцип паритетного представительства католиков и «русинов» в магистрате Полоцка. Однако под термином «русины» в упомянутом документе понимались уже исключительно униаты. Таким образом, после 1633 года православные полочане были официально лишены возможности занимать должности городских чиновников. А те из них, кто не изменил вероисповедания, по всей вероятности, должны были выйти из состава магистрата. С большой долей уверенности можно утверждать, что с 1633 года до конца июня 1654-го в полоцком магистрате заседали только католики и униаты, — констатирует Максим Макаров.

В июне 1654 года Полоцк был захвачен войсками Московского государства. Большая часть местных бурмистров, райцев и лавников бежала на запад ВКЛ. В составе почти полностью обновленного (и лояльного к администрации царя Алексея Михайловича) магистрата осталось всего несколько довоенных чиновников.

— Они, по логике развития событий, должны были перейти в православие. Значительную же часть «новых людей» полоцкого магистрата составили идейные противники унии. Например, в скором времени после 1654 года бурмистром стал Филипп Семенович Кособудский, который в августе 1643 года участвовать в акции полоцких мещан по осквернению и уничтожению икон святого Казимира и святого Иосафата. Очень стремительную карьеру при царской администрации сделал и мещанин Федор Алексеевич Сатковский, который в 1646 году публично говорил, что вера униатская не от Бога, — уточняет историк.

По всей вероятности, полоцкий магистрат «московского» периода состоял из православных.

Рокировки госслужащих

В 1667 году, после возвращения Полоцка в состав Речи Посполитой, на должностях «чиновников» вновь оказались исключительно католики и униаты. В состав восстановленного магистрата вошла лишь незначительная часть лиц, участвовавших в работе городских властей в 1654—1667 годах...

Многие чиновники «московского времени» после 1667 года не изменили вероисповедания и продолжали жить в Полоцке. Но уже не занимали никаких официальных должностей. Можно сказать, что они являлись неформальными лидерами православной общины, сплоченной вокруг братства при Богоявленской церкви. Когда после 1680 года за давлением «низов» был восстановлен такой орган городских властей, как «мужи гминные» (представительство мещан, что контролировало финансовую деятельность магистрата), в его состав вошло аж четыре лица, которые являлись чиновники при «царской» администрации... 

Возвращение православных на должности бурмистров, райцев и лавников произошло в годы Северной войны (1700—7721) или, точнее, около 1708 года. В магистратских документах за 1709 год упоминаются следующие чиновники православного вероисповедания: бурмистр Ян Стебут, раец Аврам Снитко, лавники Михал Оловяшко, Александр Воронич, Григорий Дамьянович, Стефан Харкевич.

— Характерным явлением во внутренней жизни Полоцка первой четверти XVII века стало массовое переселение горожан, главным образом, католического и униатского вероисповедания, в Бешенковичи, Друю и другие места Великого Княжества Литовского. Вместе с частью мещан выехало также значительное количество чиновников магистрата. 5 декабря 1725 года магистрат публично признал, что в Полоцке «мало имеем католиков с римской стороны, а с греческой — униатов». А мещане в ответ на это просили, чтобы «русинам позволили занимать должности». 16 ноября 1726 года полоцкий воевода и войт Станислав Денгоф утвердил православного Александра Михайловича Стебута на посту бургомистра со следующей формулировкой: «вследствие недостатка униатов».

С этого времени и до 1772 года половина мест в Полоцком магистрате была всегда занята католиками и униатами, вторая — православными...

Александр ПУКШАНСКИЙ 

рukshаnskі@zvіаzdа.bу

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Чем удивляли организаторы Фестиваля науки?

Чем удивляли организаторы Фестиваля науки?

Только Ньютон и только хардкор!  

Общество

Каким образом может проявляться одиночество?

Каким образом может проявляться одиночество?

Одиночество и особенно одиночество в семье — реальный признак нашего времени.

Общество

Все, что нужно знать про заместительную гормональную терапию

Все, что нужно знать про заместительную гормональную терапию

Лишний вес, бессонница, приливы, нарушения давления и остеопороз — далеко не все проявления, подстерегающие женщину в определенном возрасте. 

Экономика

Можно ли управлять спросом потребителей?

Можно ли управлять спросом потребителей?

От спонтанной покупки со «скидкой по-белорусски» можно не только не получить какой-либо экономии, но и переплатить за нее.