21 мая, понедельник

Вы здесь

На «Беларусьфильме» сняли картину о фотографе-краеведе


В последнее время мы углубились в независимые документальные кинопроекты с их ценными знаками страны и одновременно универсальными идеями. Программа нынешнего Национального конкурса кинофестиваля «Листопад», который уже который год становится определенным гидом по белорусскому кино, предпочла независимые фильмы не только, что естественно, в игровом секторе, но и в документальном, хотя флаг белорусской документалистики издавна держит именно студия «Летопись» «Беларусьфильма». Зато в Основной конкурс документального кино, в международную подборку, попала как раз картина, созданная на Национальной киностудии, — фильм «Сергей Плыткевич: человек с фотоаппаратом» Ольги Дашук. Здесь знаки Беларуси, точнее, белорусской природы, — просто буквальные. Разбираемся, что это за картина.


Одним из курсов Основного конкурса документального кино нынешнего «Листопада» был курс на личность, благодаря чему в программу попали польский фильм «Принц и Диббук» об аристократе в изгнании, режиссера и продюсера Михала Вашинского, российский дебют «Последний вальс» о композиторе Олеге Каравайчуке, хорватская работа «Моя жизнь без воздуха» о представителе специфического вида спорта и другие.

В концепцию вписалась также белорусская картина о Сергее Плыткевиче, которого сегодня называют одним из известнейших фотографов дикой природы. Он путешествует по стране и через свои работы показывает известные и малоизвестные стороны Беларуси, закрытый для обычного человека мир диких животных. Съемочная группа с кинокамерой путешествовала вместе с Плыткевичем и также, как и он, сидела в засаде, правда, чтобы заснять не лося, а своего героя и его окружение. На этом в результате построен весь фильм.

Надо отдать должное автору: свою картину она сделала скорее о деятельности краеведческого фотографа в целом, чем о Сергее Плыткевиче в частности. Так сказать, правильно расставила акценты: личности здесь отдается на столько преимущества, на сколько она способна быть интереснее зкраеведческой фотографии вообще. В результате получилось сбалансированное кино, в котором — белорусская территория, персонажи, имеющие отношение к дикой природе, и, наконец, сам герой.

То, что вы увидите в фильме, возможно, можно назвать уникальным. Фотоохота на лосей и тишина ожидания, создание искусственных гнезд для орлов и контакт орнитолога с глухарем и сами будни краеведческого фотографа, который днями находится в экспедициях. Правда, богатой фактурой, которую режиссер собрала в ходе совместных экспедиций, ценность фильма для меня иссякает. Съемочная группа терпела дискомфорт, бродила по трясине и по лесам, поджидала в тишине вместе со своим героем, а в итоге из отснятого сделала неплохую выборку. Но фильм о краеведческом фотографе остается фильмом для сообщества фотографов.

Ольга Дашук, дочь известного документалиста Виктора Дашука и жена не менее известного режиссера Виктора Аслюка, сама не нуждается в представлении. Еще недавно мы смотрели ее короткометражную картину «Портрет», которую она сняла по схеме, заимствованной у польского фильма «Говорящие головы» Кшиштофа Кеслёвского. Т.е. показала ряд персонажей, которые отвечали на ее вопросы и таким образом создавали портрет жителя страны и опосредованно — самой страны. И хотя с точки зрения профессиональной режиссуры этот фильм довольно прост, за счет разного рода мелких решений и собственно за счет самого содержания он кинематографически ценен. И если «Портрет» имеет амбициозные планы охватить глобальные вещи — общество, современность, страну, то новый фильм режиссера сужает амбиции и концентрируется будто на одном герое. Режиссер затронула не просто краеведческого фотографа, а фотографа, на пленке которого остались важнейшие события современной истории Беларуси. Но этот намек настолько мимолетный, что возможности замахнуться на более широкий контекст не возникает.

Название отсылает к основополагающему документальному фильму Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», снятому в 1929 году. Суть его в самой фиксации киноаппаратом — киноглазом — того, что происходит вокруг. Человек здесь существует лишь номинально, нам и рассмотреть его сложно, зато киноаппарат способен заходить в самые даже интимные сферы жизни, попадать в необычные места для интересного ракурса, быть почти вездесущим. Наверное, такие качества хотела подчеркнуть Ольга Дашук, имея в виду работу Сергея Плыткевича.

Интересная фактура, баланс и красивая отсылка — этим фильм «Сергей Плыткевич: человек с фотоаппаратом», наверное, и ограничивается. Удачная в рамках своей задачи картина намекает скорее, что задачи мы иногда ставим не те.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

katsyalovich@zviazda.by

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Как пожилому человеку не отстать от жизни

Как пожилому человеку не отстать от жизни

В столичном Центре активного долголетия недавно открылось антикафе для пожилых людей.

Общество

Как подростки становятся законопослушными

Как подростки становятся законопослушными

В Беларуси насчитывается четыре специальных лечебно-воспитательных профессиональных технических училища закрытого типа для подростков.

Общество

Как Колядки и Хаим Сутин вдохновили дизайнеров «Мельницы моды»

Как Колядки и Хаим Сутин вдохновили дизайнеров «Мельницы моды»

В финале XXVІІ Республиканского фестиваля-конкурса моды и фото представили 87 коллекций, разработанных сотней авторов. 

Общество

Личное подсобное хозяйство становится способом содержания семьи

Личное подсобное хозяйство становится способом содержания семьи

Хоць Тамашоўскі сельсавет самы аддалены ў Брэсцкім раёне — адлегласць да горада складае 60 кіламетраў — тут зусім няшмат зямлі, якую можна аддаць пад асабістую падсобную гаспадарку.