19 августа, воскресенье

Вы здесь

На «Беларусьфильме» сняли картину о фотографе-краеведе


В последнее время мы углубились в независимые документальные кинопроекты с их ценными знаками страны и одновременно универсальными идеями. Программа нынешнего Национального конкурса кинофестиваля «Листопад», который уже который год становится определенным гидом по белорусскому кино, предпочла независимые фильмы не только, что естественно, в игровом секторе, но и в документальном, хотя флаг белорусской документалистики издавна держит именно студия «Летопись» «Беларусьфильма». Зато в Основной конкурс документального кино, в международную подборку, попала как раз картина, созданная на Национальной киностудии, — фильм «Сергей Плыткевич: человек с фотоаппаратом» Ольги Дашук. Здесь знаки Беларуси, точнее, белорусской природы, — просто буквальные. Разбираемся, что это за картина.


Одним из курсов Основного конкурса документального кино нынешнего «Листопада» был курс на личность, благодаря чему в программу попали польский фильм «Принц и Диббук» об аристократе в изгнании, режиссера и продюсера Михала Вашинского, российский дебют «Последний вальс» о композиторе Олеге Каравайчуке, хорватская работа «Моя жизнь без воздуха» о представителе специфического вида спорта и другие.

В концепцию вписалась также белорусская картина о Сергее Плыткевиче, которого сегодня называют одним из известнейших фотографов дикой природы. Он путешествует по стране и через свои работы показывает известные и малоизвестные стороны Беларуси, закрытый для обычного человека мир диких животных. Съемочная группа с кинокамерой путешествовала вместе с Плыткевичем и также, как и он, сидела в засаде, правда, чтобы заснять не лося, а своего героя и его окружение. На этом в результате построен весь фильм.

Надо отдать должное автору: свою картину она сделала скорее о деятельности краеведческого фотографа в целом, чем о Сергее Плыткевиче в частности. Так сказать, правильно расставила акценты: личности здесь отдается на столько преимущества, на сколько она способна быть интереснее зкраеведческой фотографии вообще. В результате получилось сбалансированное кино, в котором — белорусская территория, персонажи, имеющие отношение к дикой природе, и, наконец, сам герой.

То, что вы увидите в фильме, возможно, можно назвать уникальным. Фотоохота на лосей и тишина ожидания, создание искусственных гнезд для орлов и контакт орнитолога с глухарем и сами будни краеведческого фотографа, который днями находится в экспедициях. Правда, богатой фактурой, которую режиссер собрала в ходе совместных экспедиций, ценность фильма для меня иссякает. Съемочная группа терпела дискомфорт, бродила по трясине и по лесам, поджидала в тишине вместе со своим героем, а в итоге из отснятого сделала неплохую выборку. Но фильм о краеведческом фотографе остается фильмом для сообщества фотографов.

Ольга Дашук, дочь известного документалиста Виктора Дашука и жена не менее известного режиссера Виктора Аслюка, сама не нуждается в представлении. Еще недавно мы смотрели ее короткометражную картину «Портрет», которую она сняла по схеме, заимствованной у польского фильма «Говорящие головы» Кшиштофа Кеслёвского. Т.е. показала ряд персонажей, которые отвечали на ее вопросы и таким образом создавали портрет жителя страны и опосредованно — самой страны. И хотя с точки зрения профессиональной режиссуры этот фильм довольно прост, за счет разного рода мелких решений и собственно за счет самого содержания он кинематографически ценен. И если «Портрет» имеет амбициозные планы охватить глобальные вещи — общество, современность, страну, то новый фильм режиссера сужает амбиции и концентрируется будто на одном герое. Режиссер затронула не просто краеведческого фотографа, а фотографа, на пленке которого остались важнейшие события современной истории Беларуси. Но этот намек настолько мимолетный, что возможности замахнуться на более широкий контекст не возникает.

Название отсылает к основополагающему документальному фильму Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», снятому в 1929 году. Суть его в самой фиксации киноаппаратом — киноглазом — того, что происходит вокруг. Человек здесь существует лишь номинально, нам и рассмотреть его сложно, зато киноаппарат способен заходить в самые даже интимные сферы жизни, попадать в необычные места для интересного ракурса, быть почти вездесущим. Наверное, такие качества хотела подчеркнуть Ольга Дашук, имея в виду работу Сергея Плыткевича.

Интересная фактура, баланс и красивая отсылка — этим фильм «Сергей Плыткевич: человек с фотоаппаратом», наверное, и ограничивается. Удачная в рамках своей задачи картина намекает скорее, что задачи мы иногда ставим не те.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

katsyalovich@zviazda.by

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Выбираем школьную форму вместе с учениками

Выбираем школьную форму вместе с учениками

Ежегодно «Беллегпром» выпускает к учебному году сотни моделей одежды.

Общество

Как активная оценка побуждает к учебе?

Как активная оценка побуждает к учебе?

Этим летом в Академии последипломного образования прошел уже второй фестиваль активной оценки.

Экономика

Когда  на Могилевщине повысятся надои?

Когда на Могилевщине повысятся надои?

Корреспондент «МС» попыталась разобраться.

Калейдоскоп

Веселые истории наших читателей

Веселые истории наших читателей

Про жатву, Мулявина и налогового инспектора.