25 мая, пятница

Вы здесь

Какие кадры ждут на работу редакторы районных и областных газет?


Как развиваться региональным средствам массовой информации: идти по пути укрупнения и объединения или сохранять автономность? Как конкурировать с интернет-ресурсами и совершенствовать собственные сайты? Каким должно быть взаимодействие с местными органами власти и какие кадры ждут на работу главные редакторы районных и областных газет? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола, организованного Министерством информации и Издательским домом «Звязда».


Надо отметить, что такой встречи предшествовали областные семинары региональных СМИ, инициированные Администрацией Президента, где представители редакций и телекомпаний делились своими взглядами и изучали опыт коллег. Сейчас руководители региональных СМИ обсудили насущные вопросы на республиканском уровне и высказали свои предложения по совершенствованию деятельности.

— Региональные СМИ очень близки к подписчику, с местными новостями они приходят почти в каждый дом. Их роль чрезвычайно важна во время избирательных кампаний, — отметила начальник информационно-аналитического управления Министерства информации Татьяна Хмель. — В то же время подписчик сегодня очень требователен, а информационное пространство развивается стремительно. Поэтому средства массовой информации также меняются.

Сегодня они становятся мультимедийными, когда одновременно предоставляют информацию в различных формах — текстовой, аудиальной, а также фото- и видеоинформацию. СМИ превращаются в многоканальные источники информации — передают ее не только традиционным способом, но и через веб-сайты, сообщества в соцсетях. Региональные СМИ сегодня должны не ограничиваться информацией с мест, а производить республиканский контент. А журналист в сегодняшних реалиях должен быть универсальным — воспринимать и обрабатывать различную тематическую информацию, а также передавать ее с помощью современных средств.

На вопросы подготовки кадров обратил внимание и начальник управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома Геннадий Егоров. Он подчеркнул, что профессионализм журналистов играет важную роль в объективности освещения проблем. А от тенденциозных материалов несет убытки как авторитет издания, так и авторитет исполнительной власти. Татьяна Хмель сообщила, что сегодня специалистов для СМИ, кроме института журналистики БГУ, готовят государственные университеты в Гродно, Бресте и Могилеве. И с ними существует постоянная обратная связь. Студенты практикуются в разных редакциях, где создана система наставничества.

Главный редактор дзержинской районной газеты «Узвышша» Лариса Коршун сообщила, что проблему с кадрами они решили по-своему: при редакции создали «Клуб юных журналистов», куда приглашают старших школьников.

— Сегодня даже в районной газете журналист должен быть универсальным — он должен и писать, и фотографировать, и снимать для телевидения, и записывать радиопередачи, и работать с сайтом, — рассказала Лариса Коршун. — Кстати, наш сайт за непродолжительное время получил большую популярность в регионе. Сейчас у нас в среднем 1700 уникальных посетителей в сутки. По этому показателю мы занимаем второе место в области после Борисовского района. И у нас есть резерв, чтобы эта цифра выросла до 3 тысяч. На сайте размещаем 13—15 новостей ежедневно, причем они отличаются от тех, что печатаются в газете. Целевая аудитория сайта — люди от 24 до 49 лет, самая платежеспособная категория. А вот у печатной версии, как правило, подписчики более зрелого возраста. Через сайт стремимся рекламировать газету, и это срабатывает.

А вот Игорь Сергеев, главный редактор речицкой районной газеты «Дняпровец», которая вскоре отметит свой 100-летний юбилей, уверен, что интернет отвлекает подписчика. В издании самостоятельно разработали сайт, и ежедневно его посещает 4,5 тысячи уникальных посетителей. Страницу газеты в «ВКонтакте» читает 15 тысяч человек, в «Одноклассниках» — 6,5 тысячи. Тем не менее пока сайт не приносит прибыли, а наоборот убыточный.

— Интернет воспринимается как бесплатное средство получения информации. Но нужно помнить, что все печатные СМИ выполняют прежде всего идеологическую функцию, а затем информационную и развлекательную, — предположил Игорь Сергеев. — Поэтому все заинтересованные структуры должны объединить усилия, чтобы поддержать нас. Влияние печатных СМИ в информационном пространстве не должно ослабевать.

По мнению Игоря Сергеева, такие издания останутся и будут существовать. И привел пример Швеции, где планомерно поддерживают газеты.

— Основная аудитория периодики там — люди в возрасте 50 лет и старше. Это тот жизненный период, когда выплачены кредиты на жилье и существуют какие-то накопления. Один из способов их приумножения — приобрести акции одних предприятий и продать акции других. В то же время субъекты хозяйствования обязаны размещать отчеты о финансовой деятельности в местных газетах. Таким образом читатели получают полезную для себя информацию, анализируют и принимают решения, какие акции им приобрести, от каких избавиться. Такое решение на государственном уровне принято, чтобы поддержать газеты. В результате выигрывают все — и власть, и газеты, и их читатели, — поделился Игорь Сергеев.  

Он рассказал, что в Швеции региональные газеты принадлежат холдингам. Причем большинство изданий ведут свою летопись с позапрошлого века. Понятно, что за это время у них сменился ряд собственников, однако название осталось.

О работе в составе отечественного холдинга поведала Лариса Коршун. Около полугода назад Дзержинская районная газета «Узвышша» была объединена в холдинг с областным изданием «Минская правда». Главный редактор подчеркнула, что положительных моментов в таком укрупнении много.

— Сегодня наши читатели получают две газеты — районную и областную. Причем «Узвышша» вышла на цветную печать, и подписчики получили более качественный продукт. Формат районной газеты была излишне консервативной, и «Минская правда» подтолкнула нас к развитию — и в информационном наполнении, и в дизайне мы стали лучше. А областная газета через нас приблизилась к читателю. Причем мы предполагали, что часть подписчиков будет удовлетворена, а кто-то и негативно воспримет объединение, однако отрицательных отзывов не получили. Тираж нашей газеты не уменьшился, несмотря на то, что стоимость, хотя и незначительно, но увеличилась. Выросла и заработная плата у сотрудников редакции. Будем развиваться дальше: работать над сайтом и создавать свою рекламную газету, которая будет распространяться на территории Дзержинского района, — пообещала Лариса Коршун.

О еще одном варианте совершенствования работы региональных СМИ — кластерах — рассказал главный специалист главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского облисполкома Юрий Косицкий.

— Совместно с кафедрой журналистики Гродненского университета был создан медийно-информационный кластер на базе «Гродненской правды». Пользу от кластера получили в первую очередь, сотрудники районных газет, которые проходят стажировки и мастер-классы по различным направлениям, начиная от верстки, тематического наполнения газеты до продвижения сайта в сети. Кроме этого, между районными и областной газетой настроен определенный информационный обмен. В «Гродненской правде» печатаются новости из самых разных уголков области. Районные газеты в свою очередь получают полезную информацию со всей Гродненщины.

Посещают региональные журналисты и «Школу журналистики «Мастерская BY-RU», где профессиональные секреты раскрывают российские корреспонденты, редакторы, менеджеры СМИ и PR-специалисты. А также повышают квалификацию в творческой мастерской на базе телерадиокомпании «Гродно Плюс». Все это способствует росту профессионального мастерства.

— Унификация, глобализация — тот путь, по которому должны идти современные средства массовой информации, — согласился директор — главный редактор Издательского дома «Звязда» Павел Сухоруков. — Он имеет перспективу, так как такие издания выигрывают в плане взаимного информационного обмена, мобильности, подготовки кадров. 

Главный редактор брестской областной газеты «Заря» Александр Логвинович заострил внимание на том, что областной газете, в отличие от республиканской и районной, сложнее дойти к подписчику.

— Сегодня не каждая семья может позволить себе выписывать и районную, и областную газету. Мы оказались в непростых условиях конкуренции. Тем не менее, это заставляет нас развиваться. В газете, например, появилась рубрика «Регион». Людям интересно не только то, что происходит рядом, но и то, как живут соседи. Мы начали печатать интересные новости из Гродненской области, и видим, что читателям эта идея пришлась по вкусу. В борьбе за подписчика мы создали отдельный подписной индекс для предприятий, которые могут подписать своих работников. Но здесь нередко нам приходится конкурировать с отраслевыми изданиями.

Александр Логвинович подчеркнул, что со стремительным развитием информационного пространства не только редакторы и журналисты должны быть лицами публичными. Касается это и представителей местной власти. Они должны быть готовыми оперативно предоставить необходимую информацию, своевременно отреагировать на проблемный вопрос комментарием на телевидении, радио или в газете.

— Цель предыдущих семинаров региональных СМИ и сегодняшнего мероприятия — услышать голос регионов, получить предложения для дальнейшего совершенствования работы периодических изданий, — подчеркнула, подводя итог круглого стола, Татьяна Хмель. — Мы пришли к выводу, что разрозненные структуры сегодня, к сожалению, проигрывают тем, кто пошел по пути укрупнения. И информационные кластеры, и медийные холдинги демонстрируют свою итоговую деятельность и в экономическом плане, и выигрывают в борьбе за читателя.

Все предложения от представителей региональных СМИ будут рассмотрены и проанализированы в Министерстве информации, дальнейшая стратегия развития будет строиться с их учетом.

Елена КРАВЕЦ

kravets@zvіazda.by

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Почему быть средним специалистом экономически невыгодно?

Почему быть средним специалистом экономически невыгодно?

Обществу требуются творческие личности.

Общество

Лагеря наводят последний лоск

Лагеря наводят последний лоск

Средняя стоимость путевки в этом году — 430 рублей.