Вы здесь

Чем районный краеведческий музей может привлечь туриста


Что видит путешественник, когда впервые попадает в незнакомый город? Вокзал, улицы, дома. Иногда глаз зацепится за необычный храм или памятник. Опытный путешественник сам ищет туристические впечатления, однако не настолько «продвинутому» гостю проще обратиться к профессиональным краеведам. Как региональные музеи раскрывают перед посетителями все краски города, и что им для этого нужно, корреспондент «Звяды» выясняла на примере Барановичского краеведческого музея.


Как отмечают сотрудники, информационная составляющая у музея сильная, даже по сравнению с коллегами. Одна беда — экспозиция непрезентабельная, в части залов не было обновления более двадцати лет. Концепция новой экспозиции уже разработана, осталось дождаться финансирования, а пока что экскурсоводы ищут пути, чтобы заинтересовать посетителей.

Сердце самолета

Барановичи — второй по количеству жителей город Брестской области. Здесь построено около 40 предприятий, так что экскурсии на производство стали органичным направлением туристических маршрутов. Особая популярность у авиаремонтного завода. Отследить процесс разборки и ремонта «железных птиц» интересно многим взрослым наравне с детьми. До недавнего времени вход на предприятие был запрещен, сейчас, благодаря протекции мэра города, экскурсии стали возможны, однако при условии, что посетители из Беларуси.

— Цель производственных маршрутов — не только познакомить экскурсантов с историей города, которую во многом создавали наши предприятия. Одной из задач экскурсий на предприятия становится профориентация. Одно дело, когда школьники знакомятся с предприятием по фотографиям, и совсем другое впечатление, когда они увидят рабочее место и технологические этапы производства, — рассказывает научный сотрудник Барановичского краеведческого музея Наталья Ярош. — Молодые люди знакомятся с условиями работы, задают вопросы о зарплате, перспективах, стажировке...

Промышленный туризм — новое направление в деятельности музея, оно только набирает популярность.

На встречу со старинной дамой

— Мы ищем новый способ подачи информации, так как обычная форма, когда один человек говорит перед группой, новому поколению точно не интересна, независимо от того, какие деньги будут вложены в экспозицию, — рассказывает директор Барановичского краеведческого музея Алла Самущева. — До того как стать директором, я 13 лет работала практическим психологом в Барановичском государственном университете, поэтому на музей смотрела скорее с позиции обычного посетителя, чем ученого по музейному делу. Ну и опыт работы со студентами подсказывал, что принудить молодежь к чему-либо невозможно — только заинтересовать.

Таким образом, в этом году в музее появились новые темы для экскурсий, маршрутов и музейно-педагогических занятий.

Одной из новинок стало проведение квестов и театрализованных экскурсий. Сотрудники выходят к группе в непривычном облике. Гостей встречает госпожа Брегман, потом посетители знакомятся с друзьями хозяев, которые собрались на вечер в литературном салоне послушать выступление скрипача — сотрудничество музея с музыкальным колледжем позволило приглашать настоящих музыкантов. В результате зрители попадают в «зарисовку» из жизни одной отдельно взятой семьи во время Первой мировой войны.

Вообще, много работы музея завязано на общих проектах. Путем сотрудничества с отделом образования и сетью городских библиотек работники музея распространяют абонементы. Они становятся «призом» на мероприятиях в другом учреждении. Связь с туристическим агентством «Горизонт», санаторием-профилакторием «Чаборок», работа по наполнению сайта дали приток туристов из России.

Большой простор для творчества открывают городские праздники и акция «Ночь музеев». Таким образом сочетаются образовательная и просветительская работа и деятельность творческих коллективов. Во-вторых, на площадке перед заведением музей собирает ремесленников, умельцев «развлекательного плана» — артистов с файер-шоу, фокусников, что привлекает аудиторию.

— Так получилось, что акция «Ночь музеев» особенно поразила посетителей. Мы впервые включили в программу театрализованные и пешеходные экскурсии и получили неожиданный результат — горожан пришло больше, чем рассчитывали. А утром одна семья передала нам шикарное зеркало конца XIX века, — делится воспоминаниями Алла Самущева.

Ежегодно в фонды музея попадает свыше 400 предметов. Понятно, что выставить их полностью на экспозиции невозможно, однако увидеть раритеты можно на тематических выставках. Сам музей несколько раз в год «бросает клич» через СМИ, чтобы люди приносили предметы старины.

Императорская ставка

— Если говорить о том, что сейчас необходимо музею, то хотелось бы расширения штата, — отмечает директор. — Для плодотворной работы нам не хватает как минимум еще трех научных сотрудников, это позволило бы структурировать работу. Не хватает специалиста для сайта (программиста), в штате музея мечтаем увидеть еще одного профессионального экскурсовода. Пока что в Барановичском музее соответствующая лицензия есть у двух сотрудников. Понятно, что организовать выезд к районным памятникам культуры проблематично и все экскурсии сосредоточены в самом городе.

На стене музея есть большая медная табличка, которая объясняет, что за учреждение здесь находится. На сегодня это наиболее явное обозначение, что здесь турист получит информацию. Однако работники учреждения видят перспективу в мобильной программе izi.TRАVЕL. Она позволяет составить для туристов маршрут от вокзала до музея с небольшой экскурсией по дороге. Кстати, платформа позволяет записывать аудиогид.

— Пока что для самостоятельного знакомства с экспозицией музей предлагает буклеты. Если создавать аудиогид, то на нескольких языках. На белорусском — основном языке, на котором мы проводим экскурсии, — на русском и на польском. Хотелось бы еще задействовать английский язык и иврит, но для этого нужен специалист, который бы мог написать и озвучить текст. Другое дело, что модерацией сайтов и другой работой в интернете я могу заниматься в свободное от занятий время. Поэтому дело идет медленно, — рассуждает научный сотрудник Елена Бычко.

Еще, как отмечают сотрудники, для музейной работы был бы полезен выезд специалистов за пределы страны: познакомиться с опытом соседей, наладить с ними сотрудничество с расчетом на совместные проекты. По Беларуси барановичские краеведы организуют выезды-знакомства два раза в год.

— Я думаю, что региональным музеям не помешает создать свой собственный бренд, — считает Алла Самущева, — в случае с Барановичами перспективно выглядит история с посещением города Николаем II, пока здесь существовала Ставка Верховного Главнокомандующего. Таким образом, каждый город имел бы изюминку, известную среди туристов. Люди бы приезжали посмотреть на главную достопримечательность, а по мере знакомства им бы предлагали другие.

Рогнеда ЮРГЕЛЬ

yurgel@zvіazda.by

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.