Вы здесь

При Витебском народном худучилище открылся музей истории


Открытие музея истории Витебского народного художественного училища состоялось в преддверии новогоднего праздника. Именно в этом здании творили Шагал, Малевич, Лисицкий и другие «революционеры» в искусстве. В этих стенах, кстати, Казимир Малевич с единомышленниками создал авангардное художественное объединение УНОВИС.


Один из учеников Малевича — архитектор Лазарь Хидекель принимал участие в разработках панелей солнечных батарей космических аппаратов.

На улице Шагала

Андрей Духовников, директор учреждения культуры «Музей «Витебский центр современного искусства», вначале отметил, что само здание — самый ценный экспонат. Построенное в 1912—1913 годах для семьи банкира Израиля Вишняка, оно чудом не было разрушено в Великую Отечественную войну и позже — во времена, когда в Витебске особо не старались сохранять построенное до революции.

Музей находится в центре города, на улице Шагала. Ранее это была часть улицы «Правды» (названа в честь самой тиражной газеты СССР). Новое название присвоили несколько лет назад. Интересно, что в Витебске до этого в одном из спальных микрорайонов в честь Шагала назвали проезд. Но об этом мало кто знает.

Андрей Духовников рассказал про историю здания. Господин Вишняк был одним из богатейших людей: ему принадлежал не только банк, но и акции витебского трамвайного акционерного общества, страховые компании. Поэтому его дом отличался особым комфортом: с водопроводом, ванной, системой канализации.

— А художники здесь начали творить и преподавать в 1918 году. Первый набор в училище начался 11 ноября 1918 года. Открыли учебное заведение 28 января 1919 года. Все это состоялось по инициативе Марка Шагала, уполномоченного Коллегии по делам искусств Витебской губернии, — рассказал директор.

Он напомнил, что тогда шла Гражданская война, Витебск был прифронтовым городом. Как говорится, времена были голодные и холодные. Как художнику удалось воплотить свою идею: открыть первое не только на территории современной Беларуси специализированное учебное заведение для будущих художников — этот вопрос до сих пор исследуют.

— Разумеется, новой власти нужны были таланты, способные писать на «растяжках», плакатах и так далее революционные лозунги. Таким образом, идеи революции «доносились в массы». По сути, училище создавалось в качестве трудовой школы. И преподаватели с учениками получили монопольное право осуществлять художественно-производственные работы в городе, — продолжает Андрей Духовников.

И смоленский филиал УНОВИС

Кстати, открыли художественные школы (студии) также в уездных городах. В частности, в Велиже, Невеле (ныне — российские), а также в белорусских — Лепеле, Орше, Полоцке. Однако в начале 1920-х из-за прекращения финансирования их закрыли.

— Кстати, в деревне Починок Смоленской губернии родился Эль Лисицкий, один из последователей Малевича, выдающийся авангардист. В Смоленске он окончил Александровское реальное училище... Также в Смоленске был напечатан первый вариант созданного в Витебске знаменитого плаката «Клином красным бей белых». «Реплику» этого плаката, исполненную в виде мозаики из полированного, цветного гранита, можно увидеть в холле первого этажа нашего музея. А Владислав Стржеминский, поддерживавший идеи Малевича, возглавлял смоленский филиал УНОВИС, — заинтриговал наш экскурсовод.

Белое на... белом

— Позже будет установлено мультимедийное музейное оборудование. В частности, огромные сенсорные экраны. А на интерактивной афишной тумбе можно будет изучать историю дореволюционного Витебска, — анонсировал директор.

Показал он нам и зеркало, которое использовалось для съемок в Витебске фильма режиссера Александра Митты «Шагал — Малевич». Приближаясь к нему, вы увидите образы Шагала и еще много интересного.

Витебский художник Александр Вышка показал нам еще одно чудо. Известно, что Малевич не только автор «Чёрного квадрата», но и белого на белом. В комнате, где работал Малевич, при включении ультрафиолетового освещения можно увидеть на белых стенах рукописи и его рисунки, созданные в Витебске.

В музее есть беспроводной интернет и возможность скачать в смартфон программу, с помощью которой можно получить подробную информацию о музее.

«Невесомость» и космические батареи

По мнению Андрея Духовникова, музей будет интересен не только специалистам, но и любителям искусства, которые узнают много нового. Например, Малевич придумывал новые слова.

В частности, «невесомость». Как установил исследователь его творчества Алексей Морозов, «невесомость» — слово, которое стали употреблять с наступлением космической эпохи, у него означало скорее не «безвесие», а рациональность технического прогресса, идеал которого — преодолевший свой вес и поднявшийся в воздух аэроплан. Тогда как развитие культуры и искусства для него, напротив, предельно нерационально тяготеет к «тяжести», то есть к устаревшим формам и традициям».

Малевич в статье «Супрематизм. Мир, как беспредметность, или Вечный покой» (1922 год) писал, что во всех истинах, очевидно, существуют практические соображения, цель которых все же невесомость.

Александр ПУКШАНСКИЙ

рukshаnskі@zvіаzdа.bу

Название в газете: «Вселенная» Малевича и других

Выбор редакции