Вы здесь

Подсчет баллов на ЦТ обещают сделать понятным


«В 2019 году Республиканский институт контроля знаний начнет применять новую методику обработки результатов ЦТ», — сообщил в интервью телеканалу «Беларусь 1» директор института Юрий МИКСЮК. Поясним, что речь идет о новом подходе к подсчету баллов участников централизованного тестирования.


— Методик обработки результатов тестов в мире много — от очень простых до очень сложных. Мы собираемся найти золотую середину: чтобы для наших граждан этот подход был понятен и чтобы одновременно выполнялись две функции — ранжирования и оценивания знаний. Поэтому сейчас создается новая методика шкалирования тестов, — проинформировал Юрий Миксюк.

Трудно сказать, обрадует ли потенциальных абитуриентов это новость, так как пока рецептом будущего «блюда» никто с общественностью не делится. Но предложения пересмотреть систему подсчета баллов участников ЦТ, а также объединить итоговую аттестацию за курс средней школы со вступительными экзаменами в вузы звучат уже давно. Главный аргумент — родителям непонятно, почему их ребенок получает в школе «восьмерки» по предмету, а на тестировании набирает всего 30 баллов.

Заместитель премьер-министра Василия ЖАРКО, возглавлявший в прошлом году Государственную комиссию по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в высших и средних специальных учебных заведениях, также считает нужным проанализировать систему шкалирования баллов на ЦТ. «Корреляция между оценками в аттестате и результатами на ЦТ должна быть процентов на 70—80, — поделился он своим мнением на этот счет накануне старта в стране ЦТ. — Если средний балл аттестата выпускников по стране — 7 баллов, а по результатам централизованного тестирования — 4,7, то возникают вопросы. Или школы завышают оценки, или тесты виноваты?..»

Безусловно, если школьный отличник получает на ЦТ недостаточно высокий балл, то и для его родителей, и для педагогов такой результат — обидная пощечина. Несмотря на пятнадцатилетнюю практику проведения в нашей стране ЦТ, многие по-прежнему путают централизованное тестирование и итоговую аттестацию и не видят между ними принципиальной разницы. При итоговой аттестации используется нормативно-критериальный подход, направленный на выявление учебных достижений учащихся, а при централизованном тестировании — нормативно-ориентированный, основанный на статистических методах обработки результатов. Задача абитуриентского тестирования в том, чтобы распределить абитуриентов по уровню подготовки и соотнести их между собой, построить более точный рейтинг претендентов на звание студента. Это конкурс среди абитуриентов с претензией на определенное место, желательно более высокое, в общем списке претендентов. Поэтому проводить параллели между баллами на ЦТ и школьными оценками абсолютно неправильно. 30 баллов на ЦТ и школьная «тройка» — совершенно разные вещи.

В основу методики расчета тестового балла на ЦТ положена шкала, которая позволяет не только принять во внимание количество правильно выполненных заданий теста, но и учесть относительную сложность каждого выполненного или невыполненного задания, а она зависит от того, сколько абитуриентов с ним справились.

К тому же использование стобалльной шкалы с широкими дифференцирующими способностями упрощает систему конкурсного отбора абитуриентов ввиду отсутствия так называемых полупроходных баллов. А большое количество абсолютных 100-балльных результатов, наоборот, задачу ранжирования усложняет.

Между прочим, организаторы ЦТ на постоянной основе контактировали с некоторыми вузами для сопоставления школьных аттестатов, результатов ЦТ и экзаменационной сессии. Выяснилось, что оценка знаний молодых людей на ЦТ и оценка их знаний во время сессии в вузе, как правило, совпадают. Обладатели высоких баллов без проблем адаптируются к требованиям высшей школы. А вот у тех, кто с большими трудностями преодолел минимальный порог, чаще всего в процессе обучения возникают серьезные проблемы. Что касается школьных аттестатов, то оценки коррелируют с успеваемостью студентов в меньшей степени. Оно и понятно, ведь школьный балл — это оценка учителем знаний школьника, которая при этом выполняет и роль стимула в обучении, поэтому часто завышается.

Юрий Миксюк сообщил, что для абитуриентов образца 2018 года ничего в подсчете баллов не изменится. В январе в стране начинается уже второй этап репетиционного тестирования. А в феврале всем абитуриентам будет предоставлена ​​бесплатная попытка сдачи дистанционного репетиционного тестирования на компьютере онлайн.

Известно также, что нижний порог результатов централизованного тестирования по первому профильному предмету может быть в этом году увеличен на пять баллов, а сроки регистрации для участия в централизованном тестировании будут сокращены: пункты регистрации откроются для абитуриентов только 10 мая.

Среди планируемых нововведений — оптимизация льготных категорий граждан при поступлении в учреждения высшего образования; введение минимального стажа для абитуриентов, которые планируют поступать на заочную форму обучения; осуществление целевой подготовки специалистов независимо от места нахождения организаций при подготовке по наиболее востребованным экономикой специальностям.

Также будут проходить апробацию следующие механизмы — проведение профессионально-психологического собеседования при приеме на специальности, где требуются управленческие навыки. Предполагается, что беседа будет проходить до начала вступительной кампании. У вузов может появиться право проводить дополнительный профильный экзамен при поступлении на специальности, где требуется наличие практических навыков. Эта норма будет использоваться в экспериментальном режиме. Буквально на одной-двух специальностях в нескольких учреждениях образования, чтобы можно было точно отработать весь механизм, все положительные и отрицательные стороны нововведения... Какие из выше перечисленных найдут отражение в нормативно-правовых документах, пока неизвестно. Как свидетельствует практика предыдущих лет, очень важную информацию абитуриентам приходится ждать до февраля-марта и даже до апреля, как было в прошлом году. Поэтому новость о том, что система подсчета баллов на ЦТ в этом году точно не изменится, можно считать хорошей.

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkаlаеvа@zvіаzdа.bу

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.