Вы здесь

«Звёзды» педагогики поделились своим опытом с коллегами


«Чудесная атмосфера единства, море креатива и позитива», «Вдохновляюще, позитивно, радостно», «Удивлена и очарована энтузиазмом, трудолюбием и профессионализмом всех выступающих», «Радость и гордость за коллег!», «Все было супер!», «Интересно! Полезно! Актуально! Хочу еще!» — такие впечатления оставляли в вагонах импровизированного новогоднего экспресса участники Республиканского рождественского фестиваля педагогического мастерства, который прошел в стенах Академии последипломного образования уже в седьмой раз.


Светлана Румянцева: «Все учителя очень любят на уроке говорить сами. Но какой процент информации задержится в головах наших детей?»

Скучно здесь не бывает

К слову, сегодня никто не может вспомнить, как у фестиваля появилась приставка «рождественский», хотя он всегда проводится во время зимних школьных каникул. Просто кто-то из педагогов написал однажды на импровизированной ограде: «Спасибо за отличный рождественский фестиваль!» Это одна из многолетних традиций — в конце каждого мероприятия его участники делятся своими впечатлениями и пожеланиями на подготовленной площадке, роль которой выполняет или специально оформленная огражда, или елочка, или новогодний экспресс, как в этом году. Но вскочить в «поезд» смогли далеко не все. Количество желающих значительно превышало физические возможности аудиторий в академии — повезло только 500-м педагогам. И это новый фестивальный рекорд! Регистрация на некоторые секции остановилась уже через полчаса с момента ее открытия. При этом участие в рождественском фестивале — абсолютно добровольное и никаких бонусов учителям вроде бы не дает. Хотя это, конечно, неправда: попасть в среду единомышленников и небезразличных людей дорогого стоит.

Можно годами ничего не менять в своей практике и ностальгировать по советской школе и послушным ученикам, а можно хотя бы в зоне своей ответственности попытаться изменить систему образования к лучшему, поинтересоваться последними образовательными трендами и делиться своими профессиональным опытом и находками с другими.

«Лестница успеха» из познавательных заданий.

Как отметила начальник главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Светлана УКЛЕЙКО, все предыдущие фестивали были очень разные: классические и романтические, серьезные и шуточные, модернистские и постмодернистские, с педагогическими капустниками и КВН, когда зал буквально пищал от восторга. Но какие бы темы и формы ни избирались, главное — на фестивале никогда не было скучно!

Лейтмотивом VІІ Республиканского рождественского фестиваля стал девиз «Опыт лучших — достояние каждого». В ходе его было организовано 15 секций, в рамках которых за два дня проведено 113 мероприятий: предметных и межпредметных мастер-классов, уроков для взрослых, интерактивных перерывов, педагогических студий, тренинговых занятий. Своим опытом с коллегами поделились 127 лучших педагогов страны (преимущественно учителя-методисты), которые представляли все регионы страны. Многие из них были на первых фестивалях обычными слушателями, а сегодня уже выступают в роли менторов. Кстати, основные организаторы фестиваля — Ассоциация учителей-методистов «Імкненне», клуб «Хрустальный журавль» и Белорусское педагогическое общество. А поскольку буквально несколько месяцев назад в стране завершился конкурс «Учитель года», то к фестивалю присоединились его финалисты и суперфиналисты, которые также проводили для коллег мастер-классы.

Тематика заявленных тем была на самый разный вкус: интерактивные методы обучения, перевернутый класс, бинарные уроки, использование интерактивных игровых технологий для формирования орфографических умений, проектные методы в обучении математике, контрольно-оценочная деятельность на уроках, медиаобразование, кадровый менеджмент и другие. Посетить все было невозможно, потому что мероприятия проходили параллельно. Мы пожаловали на несколько из них.

Интрига на уроке

Победитель Республиканского конкурса педагогического мастерства «Учитель года — 2017» Светлана РУМЯНЦЕВА, которая преподает белорусский язык и литературу в Боровухской средней школе № 15 г. Новополоцка, посвятила свой мастер-класс системе познавательных заданий.

— Я искала средства, которые помогут мне сделать моих учеников успешными и в учебе, и в отношениях с другими, и во взрослой жизни, и для меня таким средством стали познавательные задания, — констатировала педагог. — Они направлены на поиск новых знаний, активное использование в обучении связей и доказательств, требуют активизации памяти, внимания, фантазии, мышления. Познавательные задания должны использоваться системно, с учетом уровня подготовленности учащихся, их возраста, жизненного опыта, чередоваться, содержать элемент новизны, опираться на межпредметные связи. 

Для разминки учителям было предложено поиграть в «Интригу», а фактически в испорченный телефон. Секретарь информирует учителя: «Директор школы Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас. Очень расстроился, что не смог пообщаться, и попросил вам передать, что если он не вернется до обеда, а это будет зависеть от того, сколько времени он проведет на совещании в отделе образования, то мастер-класс нужно проводить без него в 14.30. Кстати, на совещании обсуждается вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. После мастер-класса нужно объявить молодым специалистам, что они должны пройти инструктаж по заполнению классного журнала в 219-м кабинете с 9 до 12 часов». Естественно, что последний из участников этого испытания, который зашел в аудиторию, услышал лишь очень отдаленную версию озвученной информации. 

— Во-первых, такое упражнение способствует развитию коммуникативных навыков, но вместе с тем оно указывает на распространенную профессиональную ошибку. Мы все, в том числе и я, очень любим на уроке говорить сами. Но если будем говорить только мы, то какой процент информации задержится в головах наших детей? На своих уроках нужно предлагать ученикам такие задания, которые научат их добывать знания самостоятельно, так как только те знания останутся с ними на всю жизнь, которые они найдут сами, — уверена Светлана Румянцева. — Но на первом этапе наша задача — создать для каждого ученика ситуацию успеха.  

Отличное задание, направленное на развитие психических процессов, — «Волшебный мушочек». Педагог использует этот прием не только для тренировки памяти у учащихся, но и для пополнения их небогатого словарного запаса. В мешочек учитель кладет десять обычных предметов, которые на белорусском языке звучат по-другому, для примера, кофе, ежедневник, паспорт, носовой платок, карандаш, пуговицы, ножницы, конфеты, резинку, серьги (вариантов — множество). Если у ученика получится восстановить в памяти все 10 предметов, он может похвастаться отличной памятью. 8—9 предметов — очень хорошей памятью. А вот у тех, кто может вспомнить менее шести предметов, память «хромает».

Не секрет, что у современных учеников есть проблемы с тем, чтобы подобрать к слову хотя бы несколько прилагательных. А задание «украсить слово» направлено ​​именно на развитие коммуникативно-речевой компетенции. Участники фестиваля под руководством своего учителя подбирали характеристики к слову «фестиваль»: дружеский, чудесный, творческий, идейный, неповторимый, веселый, интерактивный, интеллектуальный, интересный, востребованный и так далее.

Ирина Казаченко: «Чтобы подготовить веб-квест, нужно быть очень одержимым человеком, но результат того стоит».

В путешествие... по литературному квесту

Ирина Козаченко, учитель белорусского языка и литературы с Лельчицкой районной гимназии, рассказала, что в поисках способов, как же заинтересовать учеников белорусской литературой, вышла на технологию веб-квестов.

— Речь идет о познавательной игре с привлечением интернет-ресурсов. Во время ее ученики выбирают для себя роли, предлагаемые учителем, изучают информацию из интернет-ресурсов (их перечень рекомендует педагог) и таким образом решают (индивидуально или в группе) учебную задачу. От учителя требуется разработать сценарий веб-квеста, подготовить серию заданий для всех его участников (вопросов, на которые нужно найти ответ, проблемных ситуаций), определить критерии оценивания результатов и продумать урок, на котором будут подводиться итоги квеста, — объясняет Ирина Козаченко. — Но сначала нужно создать интригу, продумать легенду, чтобы дети заинтересовались личностью литератора.

Вот один из примеров такой легенды: «Большой сын великого народа. Первооткрыватель многих тематических слоев в национальной литературе. Замечательный художник слова и не менее замечательный историк. Фотограф-профессионал. Непревзойденный шутник, душа многих и многих компаний... Эрудит, которых мало знала и мало узнает земля Белой Руси. Настоящий товарищ, друг. Народный заступник. Покровитель нации... Все это — про парня из Орши, из надднепровской кручи...

Быў. Ёсць. Буду.

Таму, што заўжды, як пракляты,

Жыву бяздоннай трывогай,

Таму, што сэрца маё распята

За ўсе мільярды двухногіх.

«Новогодний экспресс» с пожеланиями фестивалю.

Такие строки в посмертной книге «Был. Есть. Буду» мог написать только тот, кто сознательно распял себя, как Иисус Христос, на кресте во имя людского рода. Так и случилось на самом деле: поэта не признавали или признавали наполовину. Над мучеником-заступником издевались за то, что он показывал настоящую, драматическую, сложную и вместе с тем легендарно-героическую судьбу земли под белыми крыльями. Что воспитывал в живых любовь к национальному, родному. Что ценил и поднимал на неслыханную высоту страницы забытой истории. Ему не дали при жизни звание народного, а он стал почти самым читаемым, самым дорогим для абсолютного большинства белорусов писателем».

Класс делится на путешественников, литературоведов и биографов. Задание для последних — составить презентацию «Родословной Короткевича», для путешественников — создать карту Google и указать на ней место рождения писателя, места, где он получил образование, узнать о семейной легенде его рода, сформулировать главную заслугу перед белорусской литературой. Задачи для литературоведов — составить антологию изданных им книг, справочник «Символика повести «Дикая охота короля Стаха», придумать викторину по творчеству Владимира Короткевича с цитатами из его стихотворных и прозаических произведений.

Безусловно, чтобы подготовить веб-квест, нужно быть очень увлеченным человеком. Пошаговый сценарий отнимает много времени, но результат того стоит: старшие школьники с удовольствием погружаются в предложенную им литературную игру и соответственно в белорусскую литературу. Ирина Козаченко разработала уже восемь литературных веб-квесты, которые находятся в свободном доступе на сайте: «Без смешного нет сатиры», «Речь фактами», «Дорогами первопечатников», «Эпоха Барокко», «Белорусскому дударю» и другие.

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkalaeva@zvіazda.by

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Лучший управдом: государство, собственник или ассоциация?

Лучший управдом: государство, собственник или ассоциация?

Реформирование Жилищного кодекса и предлагаемые новшества — вопрос, волнующий абсолютно всех жильцов, независимо от того, владеет он жильем или арендует его.

Общество

Легенды о победах и поражениях хранит музей МИДа

Легенды о победах и поражениях хранит музей МИДа

Кому посвящает свои стихи Сергей Лавров? Как в цифровую эпоху работает дипломатическая почта?

Общество

Какой урок лучше: перевернутый или традиционный?

Какой урок лучше: перевернутый или традиционный?

Как сделать, чтобы у учеников загорелись глаза?