Вы здесь

В Минске начала работать новая культурная платформа


Атмосферная галерея недалеко от Троицкого предместья стала местом встречи неравнодушных к искусству людей. Там, в окружении картин, будут проходить лекции об изобразительном искусстве, литературе, музыке и моде. В планах — еще и о театре и кино. Корреспондент «СЕ» побывала на первом мероприятии «Арт-пары» и готова рассказать, почему картину Малевича продали за $60 млн.


Идейный вдохновитель и арт-директор про­ек­та Мариам Пет­ро­сян.

Идейным вдохновителем и арт-директором проекта стала Мариам Петросян. Она же читает лекции об изобразительном искусстве. Мариам окончила БГУ, защитив диплом на тему «Русские и белорусские художники в эмиграции (первая половина ХХ века)», а затем и БГУКИ с магистерской диссертацией «Образы природы в творчестве армянских и белорусских художников ХХ века». Конечно, с таким весомым багажом знаний и интересом к авангарду и искусству прошлого века она выбрала темой первой лекции русский модерн. В принципе все лекции, как обещают в анонсе, будут затрагивать ХХ век как переломный в искусстве.

В живописи начало столетия отразилось приходом новых художников. Сергей Дягилев и Александр Бенуа, организовавшие художественное объединение «Мир искусства», поставили перед собой задачу изменить вкус целой эпохи. И им это удалось. Дягилев сам ставил балеты, занимался декорациями, костюмами. Это он организовал «Русские сезоны» и буквально прокричал о русском искусстве в Париже. «Мирискусники» хотели, с одной стороны, уйти от этого мира, с другой — изменить его. За десять лет у них получилось подготовить русскую публику, воспитанную на классических живописных пейзажах того же Ивана Шишкина, к восприятию картин Марка Шагала и супрематизма Казимира Малевича. Сегодня картины русских модернистов держатся в топе самых дорогих на европейских торгах. И это было бы невозможно без Дягилева, без эмигрантов, благодаря которым столетие назад Европа открыла для себя русских художников.

Привычной теперь для нас, но в каком-то плане инновационной для того времени была идея Льва Бакста. Он начал писать для каждого представления новые декорации. Знаменитый «Черный квадрат» Малевича впервые появился в эскизах к декорациям оперы Михаила Матюшина «Победа над солнцем». Теперь изменилось представление о театре — художник становится в нем знаковой фигурой.

«Супрематическая композиция» Малевича бы­ла про­да­на на аукционе в Нью-Йор­ке за $60 млн.

В это же время Анна Остроумова-Лебедева, к слову, единственная женщина в «Мире искусства», возрождает жанр открытки. До этого времени не было традиции, как сегодня, привозить с собой открытку из путешествия. Анна рисует Петербург. И его современный образ во многом ее заслуга. В то время Петербург был чиновничьим городом, а Москва — открыта всему новому и экспериментальному. На юбилей города на Неве художники «Мира искусства» готовили большой праздник и украсили открытками весь город. Кроме этого, Остроумова-Лебедева своим творчеством обособила графику и гравюру как самостоятельный жанр.

В архитектуре одним из зданий, олицетворяющих перемены, стал особняк Арсения Морозова, расположенный в Москве недалеко от Нового Арбата. В нем объединены разные стили, дом значительно выделяется на фоне остальных своей причудливой отделкой. По городской легенде, мать Морозова, увидев построенный особняк, сказала: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать». Сегодня же он имеет статус культурного наследия и напоминает о временах экспериментов.

Другим примером служит особняк Степана Рябушинского в той же Москве. Внешне ничем не примечательный фасад скрывает внутреннюю отделку. Модерн тяготел к природному, плавному. Внутри здания нет угловатых форм, лестница выглядит как плавучий мрамор, а отделка потолка создает впечатление, что находишься внутри живого существа. Еще чуть-чуть — и дом задышит.

Такой была первая лекция культурной платформы «Арт-пара». Следующая будет о литературе. За новостями проекта можно следить в социальных сетях.

Надежда АНИСОВИЧ

Название в газете: Поговорим об искусстве?

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

На лечение и охоту. Что привлекает иностранцев в Беларуси?

На лечение и охоту. Что привлекает иностранцев в Беларуси?

Белорусские санатории перестали быть местом отдыха преимущественно пожилых людей. 

Общество

Птицы, люди, цитаты из классиков: кто, как и зачем раскрашивает города

Птицы, люди, цитаты из классиков: кто, как и зачем раскрашивает города

Корреспондент «Звязды» встретилась с художником Александром Благием.  

Экономика

Что ждет бизнес-сообщество?

Что ждет бизнес-сообщество?

​Потенциал Беларуси в привлечении инвестиций не исчерпан, а иногда используется неэффективно.

Общество

Что происходит в Юровичах?

Что происходит в Юровичах?

После трагедии люди общаются с журналистами на условиях анонимности