21 сентября, пятница

Вы здесь

Насколько опасна установка газового оборудования в машине?


С 1 января 2018 года вступил в силу Технический регламент ЕАЭС, который посвящен требованиям к сжиженным углеводородным газам для использования их в качестве топлива. Чтобы создать комфортные условия для бизнеса, Евразийская экономическая комиссия установила переходный период до 1 июля 2019 года. Положения техрегламента общедоступны на сайте комиссии, поэтому изучить их можно уже сейчас. Сжиженные углеводородные газы используются в том числе и в качестве топлива для автомобилей, так что документ актуален как для автопроизводителей, так и для водителей.


Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Теория и практика

Но для начала нужно разобраться: что в целом представляет собой газовое оборудование для автомобилей, которое иногда называют газобаллонным? Это дополнительное приспособление, которое позволяет хранить и, конечно, направлять в двигатель газообразное топливо.

Есть два варианта, чем заправлять такой агрегат: сжатый природный газ — метан, а также сжиженный нефтяной газ — пропан-бутановая смесь. Зачем водители покупают автомобили с заводским газовым оборудованием или устанавливают сторонние приспособления? Все просто — финансовая выгода. Например, если обратиться к ценам крупнейшей отечественной сети заправок, то разница очевидна. Так, если один литр 95-го бензина оценивается в 1,27 BYN, а литр 92-го — в 1,19 BYN, то цена на газ ПБА (пропан-бутан автомобильный) — всего 0,69 BYN! Стоимость такого газа за литр ровно в два раза ниже, чем 98-го бензина.

Кстати, еще одним аргументом в пользу газа является его экологичность — в конце концов, не у всех есть деньги на электрокары, поэтому природе можно помогать хотя бы так.

Казалось бы, сплошная выгода, однако не все так просто, ведь установка дополнительного оборудования требует немалых денежных вложений. Следует также помнить, что стороннее газовое оборудование — это практически наверняка потеря гарантии на автомобиль. И это неудивительно, поскольку происходит вмешательство в конструкцию машины.

Следующее неудобство — большой баллон в багажнике, который, к сожалению, прилично сократит пространство. И последнее: заправок, которые могут предложить такой вид топлива, гораздо меньше, чем бензиновых и дизельных. Но маршрут всегда можно распланировать таким образом, чтобы без потери времени заправить собственный автомобиль.

Мифы или реальность?

О газовом оборудовании ходит немало легенд, например, про опасность взрывов. Новости по этой теме появляются регулярно: так, еще в августе 2016 года в Барановичах на газонаполнительной станции в автомобиле Vоlkswаgеn Tоurаn взорвался 40-литровый баллон. В феврале 2017 года в Минске произошла аналогичная ситуация, а в мае прошлого года все повторилось вновь.

Однако специалисты подчеркивают, что при должном техническом обслуживании газовое оборудование даже более безопасно, чем бензиновое. А вот изношенные баллоны, состояние которых долгое время никто не обследовал, действительно могут представлять опасность. Конечно, реален и заводской брак оборудования.

Кстати, что касается взрывов при столкновениях, то это тоже не соответствует истине: стенки баллона гораздо толще стенок бензобака, они легко выдерживают как ударные, так и температурные нагрузки. Интересно, что современные баллоны оборудованы клапанами, которые при малейших неполадках немедленно прекратят подачу газа.

Таким образом, машины «на газе» — это действительно экономичный и безопасный вариант для активной езды на большие расстояния. Особой популярностью, к слову, газовое оборудование пользуется в отечественных таксопарках, а также у водителей маршруток. Так какие же изменения принес новый техрегламент для Беларуси?

Что говорит документ

Регламент регулирует вопросы хранения, перевозки, реализации и утилизации сжиженных углеводородных газов, а также аспекты их маркировки. Кроме того, в нем определены основные опасные факторы, возникающие при осуществлении этих процессов: пожаровзрывоопасность, негативные воздействия на организм человека, а также риски загрязнения окружающей среды.

Например, в документе сказано, что массовая доля сероводорода и меркаптановой серы в газах для заправки автотранспорта не должна превышать 0,01 %. Давление насыщенных паров при температуре воздуха до 45 градусов по Цельсию должно быть не больше 1,6 МПа, кроме того, в сжиженных углеводородных газах не допускается содержание свободной воды и щелочи.

Каждая партия таких газов должна иметь специальный документ, в котором указано следующее: наименование и товарный знак изготовителя, его адрес и место, где производятся сжиженные газы, условное обозначение продукции. При перевозке нужно указать информацию о классе опасного груза, код экстренных мер, знаки опасности, сведения о пожаровзрывоопасности и опасности для живых организмов, а также способы и средства обезвреживания.

Что дает принятие этого документа? Сжиженные углеводородные газы будут свободно перемещаться по всей союзной территории, исчезнут излишние расходы производителей на подтверждение соответствия по национальным требованиям, а население стран ЕАЭС получит дополнительную законодательную защиту. Кстати, сокращение лишних трат поставщиков может положительно сказаться на ценах на газ, хотя стоит признать, что они и сейчас невелики.

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

Название в газете: Экономия, сопряженная с риском?

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.  

Общество

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Для системы дополнительного образования присущ отложенный во времени эффект.  

Культура

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Их создали в честь предприятий, которые успешно функционировали в дореволюционное время.