Вы здесь

Реформы, которые сделали финские школы успешными


В Финляндии школьная форма — это джинсы и худи (толстовка), причем так одеваются там не только дети, но и педагоги. Все очень неофициально. Ученики обращаются к своим учителям по имени. Ситуация, когда на уроке говорит только педагог, невозможна. Школьников не заставляют запоминать множество информации, которую без проблем можно найти в интернете, зато учат, как ее искать. В одной школе учатся дети из самых разных семей, независимо от их доходов, и, конечно, дети мигрантов. В стране практикуется территориальный принцип закрепления за учреждением образования - рынке школ не существует. Во всех без исключения учебных заведениях для детей создаются одинаковые условия. Главный принцип - равные стартовые возможности для всех. Частная школа в стране только одна, причем рассчитана она на детей бизнесменов и дипломатов, которые вынуждены часто менять место жительства (с учетом этой специфики там действует международная программа). Об особенностях финской системы школьного образования, которая зарекомендовала себя как одна из самых успешных в мире, рассказал во время своего мастер-класса в Минске независимый консультант в сфере образования Кари ЛОУХИВУОРИ.


Не рок-звезда, а педагог

Кари имеет сорокалетний педагогический опыт, причем более 30 лет он возглавлял школу, которая стала символом финского образовательного чуда. Полтора года назад он оставил свой пост и с тех пор стал своеобразным послом финского образования. В Беларусь его пригласила компания «А-100 Девелопмент», которая собирается возводить в микрорайоне Новая Боровая «школу будущего». Над нестандартным проектом работала международная команда архитекторов. Создатели решили использовать "концепцию аэропорта", в основу которой положено постоянное движение и пространство: это значит, что предусматриваются максимум пространства для общения и игр школьников, многочисленные зоны отдыха и игровые комплексы, кафе со столиками на улице и выход на крышу здания из библиотеки и компьютерных классов... "Но самое важное все-таки не стены, а то, что в них происходит. Поэтому нам очень хотелось, чтобы хоть часть идей, которыми поделится эксперт, нашла отражение в нашей действительности", — подчеркнула перед началом выступлення Кари Лоухивуори директор компании Светлана ШЕВЛИК. Для того чтобы вместить всех желающих послушать финского педагога, пришлось арендовать концертный зал «Минск». Причем география участников не ограничилась столицей — на встречу зарегистрировались педагоги и директора школ из всех областных центров и из ряда райцентров. Добровольно, после рабочего дня в вечернее время они приехали в Минск, чтобы найти ответы на свои вопросы или подтверждение своим мыслям. И, наверное, нашли, так как неоднократно выступление гостя прерывалось аплодисментами...

— Я впечатлен! Столько людей, будто бы я рок-звезда, но на самом деле я обычный учитель. Вы, наверное, не туда попали, пошутил Кари. У меня часто спрашивают, в чем заключается секрет финской системы образования? Отвечаю: короткий день в школе, много перерывов для игр, мало домашних заданий и длинные каникулы. Вы думаете, что я снова шучу? Но то, что я сказал, действительно очень близко к истине...

Престижная профессия

Серьезно о необходимости реформирования школы в Финляндии задумались в 70-е годы ХХ века.

У нас нет, например, нефти, как в Норвегии. Да, у нас есть лес, но мы не можем бесконечно продавать «зеленое золото». Поэтому решили сделать ставку на образование, которое должно стать нашей сильной стороной, объясняет Карри. По этой причине очень много усилий было приложено и для подготовки учителей, и для перемен в школе.

Профессия учителя в Финляндии очень уважаемая, поэтому в вузы идет только хорошо подготовленная молодежь. Ранее действовало правило девушек и парней набирали «пятьдесят на пятьдесят», но сейчас такой подход считается противозаконным, поэтому отбирают исключительно по знаниям. А поскольку девушки демонстрируют лучшую подготовку, их представительство в профессии увеличивается. Обучение в магистратуре  обязательное для всех будущих учителей, которых готовят быть еще и исследователями. Будущих педагогов учат анализу своей работы и глубокому пониманию всех процессов, происходящих в детском коллективе.

Начальная школа в Финляндии — шестилетняя. А базовое образование учащиеся получают в течение девяти лет. Далее они выбирают: либо идут в старшую школу с прицелом на высшее образование, или выбирают профессионально-техническую подготовку.

— Я знаю много людей, которые будучи детьми, даже представить себе не могли, что они еще десять лет будут учиться. У них была только одна мысль — как отремонтировать свой мопед и как поскорее начать зарабатывать собственные деньги. Но в один прекрасный день они просыпаются повзрослев и думают: наверное, было бы неплохо пойти учиться дальше и запустить свой бизнес, выучиться на юриста или, может, даже на учителя. Самое главное — двери для получения образования у нас всегда открыты, — подчеркивает финский эксперт. — В старших классах школы можно одновременно получать еще и профессию. Желание учиться не зависит от благосостояния семьи. Образование для всех бесплатное. Финское правительство вкладывает средства в государственную систему образования, чтобы поддерживать ее в соответствии с самыми высокими стандартами. Эта система обеспечивает равенство для всех и во всех школах: бесплатные учебники, обеды для учащихся... У нас не возникает ситуаций, когда одна школа более популярна, потому что там созданы какие-то особые условия для обучения, которых нет в других школах.

Театр отменяется!

В Финляндии все строится на доверии. Причем это касается всего общества. Правительство доверяет местным муниципалитетам, местные органы власти доверяют директору школы, директор школы — учителям, а родители доверяют школе. Одно из основных достижений школьной реформы — отсутствие школьных инспекторов. В профессию идут лучшие, которых не нужно контролировать, они сами все сделают для своей профессиональной самореализации.

— Мы положили конец школьным проверкам, так как все учителя знают, что инспекция — это театр: ты надеваешь костюм, галстук, все встречают инспектора, улыбаются ему, дети перепуганные, боятся что-либо сделать или сказать не так, а когда проверка уходит, мы все выдыхаем: "Ну слава богу, теперь вернемся к нормальной жизни" — говорит Кари.

В финской школе много лет действует система самооценки. Она имеет трехлетний цикл. После окончания каждого цикла родителям, сотрудникам школы и учащимся направляется анкета, по результатам которой определяются десять направлений, по которым школа показала себя хорошо, и десять направлений, где она отстает. Из них выбираются три темы, на которых придется сконцентрировать свои усилия в ближайшее время.

— Регулярные проверки и мониторинги у нас не проводятся, хотя в некоторых странах считают, что детей нужно постоянно тестировать и экзаменовать. Мол, так можно выявить, насколько хорошо ученики подготовлены. Мои коллеги из США и Великобритании жаловались, что очень устали от многочисленных проверок, — подчеркивает Кари. — Первый серьезный тест наши ученики проходят после окончания средней школы, перед поступлением в университет. Национальный совет по образованию может выборочно взять несколько школ и проверить их по каким-то дисциплинам, чтобы убедиться, что система хорошо работает повсеместно. Это как сдать анализ крови — если ты идешь к врачу, у тебя же не берут всю кровь, а только несколько капель. Здесь действует такая же логика: предметом для анализа выборочно становятся небольшие группы по всей стране. Школьная реформа положила конец конкуренции за счет каких-то цифр. У нас нет необходимости доказывать, что твоя школа лучшая соседней.

В Финляндии нет реформ, которые спускаются сверху. Министерство и администрация ничего не навязывают, все всегда обсуждается с учителями. Сотрудничество и диалог с педагогами — очень важный момент в финской школе. Причем у учителей полная автономия. Они могут выбирать ту методику, которую считают эффективной. Учителя — эксперты, и они сами решают, как учить детей.

Найти ключик к каждому

Отдельная тема — система поддержки. Она должна быть оказана ученику сразу, как только появились первые проблемы, чтобы пылинка не превратилось в бревно. Вмешательство на раннем этапе очень важно. Если учитель сам не справляется, он может пригласить педагога по особым нуждам. Они вместе разрабатывают специальную программу поддержки. А в очень серьезных ситуациях ребенка могут перевести в небольшую группу (не более 10 учащихся). С такими группами работают учитель, педагог по специальным нуждам, социальный работник, который связан с городской организацией социальных работников, психолог, школьная медсестра... Но даже если детей переводят в специальные группы, все равно стараются, чтобы некоторые предметы они изучали в больших группах, а если в учебе появился прогресс, такой ученик может вернуться в свой класс.

— Какая рабочая обстановка считалась идеальной в школе сто лет назад? — поинтересовался Кари у белорусских педагогов. — Если в классе — тишина, все сидят за партами, разговаривает только учитель, ученику нужно поднять руку и дождаться разрешения, чтобы что-то сказать. Если он плохо себя ведет, его выгоняют из класса. Сегодня такие подходы неактуальны. Если есть проблема, ее надо решать, а если ребенка просто выгнать из класса, он вернется, но вместе со своей нерешенной проблемой.

Считается, что к каждому воспитаннику педагоги должны найти подход. Если метод в работе с учеником не работает, значит, это не тот метод. Задача педагога обеспечить совместное обучение детей с различными потребностями, помочь каждому воспитаннику найти оптимальный способ достижения цели. Поддержка ребенка в школе экономит существенные государственные средства. Если ученик исключается из школы, он становится безработным и никогда не будет платить налоги. Может стать наркоманом, преступником, попасть в тюрьму. Для его семьи это катастрофа, а для общества слишком высокая плата.

Раньше от школьников требовалось знать столицы всех государств, названия рек, множество дат... Учитель выливал ведро информации на ученика, а потом эта информация выливалась из его рта. Ученик был пассивным ее потребителем, продолжает финский эксперт. Сегодня, когда у каждого из нас в кармане смартфон, нет необходимости все знать наизусть. Требуется базовый уровень знаний, чтобы понимать ту информацию, которую можно найти в «гугле». Куда более важно научить своих учеников быть гибкими, восприимчивыми ко всему новому, инновационными, уметь организовывать поиск новых решений. Практические науки играют большую роль, поэтому мы учим своих воспитанников критически мыслить и самим создавать новую информацию. Это совершенно другой подход к обучению.

Одно из последних нововведений в финской школе — появление межпредметных модулей, которые включают в себя несколько дисциплин. Это могут быть, например, искусство и история. Химия, трудовое обучение и иностранный язык. Рисование, трудовое обучение и информационно-коммуникационные технологии. Вообще в финской системе образования большую роль играют такие предметы, как изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение. Кари говорит, что не стоит забывать о другом полушарии мозга, отвечающем за творчество, искусство, ремесла... В седьмом классе и мальчиков, и девочек учат готовить на уроках трудового обучения различные блюда, а в старших классах и юноши, и девушки осваивают техническую работу, их учат пользоваться различными инструментами.

Оценка или усный комментарий?

Уроки длятся 45 минут. Продолжительность перерывов — 15 минут. Если уроки объединяются, перерыв составляет 30 минут. Это то время, которое ученики должны посвятить активным играм, желательно на свежем воздухе. Финны уверены, что у детей нельзя отбирать детство. Они должны играть и общаться со сверстниками. Даже то, что мы называем «тратой времени», на самом деле очень важно для них. Именно поэтому никто не подгоняет детей с учебой и не требует, чтобы малыши, которые приходят в первый класс, умели читать и считать. Здесь уверены, что всему свое время.

Для оценивания в финских школах используется десятибалльная шкале. 8 считается хорошей оценкой, 9 и 10 — отличной, а 4 — это фиаско. Но оценка есть не очень много, куда важнее получить вербальную обратную связь, устный комментарий, особенно в начальных классах, где баллы вообще не выставляются.

«Любая оценка, выставленная учителем, во многом субъективная, в ней нет единой правды. Вот почему ученик, которого оценили в баллах, особенно если он сомневается в справедливости оценивания, должен иметь возможность получить от учителя прямую обратную связь, а педагог должен объяснить, на чем базировалась его оценка, — подчеркивает Кари. — Педагог ставит цели вместе с учеником, объясняет, чего он от него ждет, поэтому оценка делается прозрачной и понятной».

У финского эксперта поинтересовались, как можно стимулировать ребенка без выставления оценки? «Школьника нужно сравнивать не с другими учениками в классе, а с самим собой. Чтобы ребенок понимал, насколько он успешен сегодня, как развивается, далеко ли прошел вперед по сравнению с предыдущим годом. Это помогает ученику видеть свой прогресс, ставить собственные цели и развиваться непрерывно», ответил Кари.

Открыть окна и двери

Между учителями и педагогами в финских школах практикуются очень демократичные по нашим меркам отношения. «Мои ученики могли мне сказать: «Привет, Кари!» или «Привет, Рекс!» («Рекс» — это прозвище директора школы), но я не вижу в этом ничего обидного, — говорит финский педагог. Такое обращение нисколько не снижает мой авторитет среди учеников. Авторитет приходит через профессионализм и завоевывается на уроках. Конечно, всегда найдутся несколько человек, которые интерпретируют ситуацию по-своему, поэтому нужно будет обсудить ее со всем классом. Это как дрессировка собаки. Если постоянно бить своего питомца, вы его ничему не научите, кроме как бояться хозяина. А если вы вместе с детьми будете учиться отвечать на риски, находить вместе решения, тем более что решение часто может быть не одно, к вам обязательно будут прислушиваться».

«Что, по вашему мнению, можно было бы взять белорусской школе с финской, чтобы положить начало переменам в системе образования?», — спросили у Кари Лоухивуори белорусские педагоги.

— Любые изменения в школьной системе требуют очень много времени, поэтому нужно быть терпеливыми. Я думаю, что все начинается с подготовки учителя плюс нужно предоставить школе достаточно ресурсов, — ответил эксперт. — Необходимо открывать окна и двери для международного опыта, смотреть, какой подходит непосредственно к вашей системе, но нельзя просто взять и скопировать чужую школьную систему, потому что школа и образование очень сильно связаны с историей и культурой конкретной страны. Но в любом случае учителям нужно давать больше свободы и возможность влиять на те процессы, которые происходят внутри школы. Очень важно, чтобы школами управляли те люди, которые сами были учителями, стояли перед классом и завоевывали внимание учеников ежедневно. И чтобы был постоянный диалог между администрацией и педагогами. Школа — это прежде всего учитель!

Национальный совет по образованию Финляндии определил, каких граждан должна воспитывать школа: уверенных и ориентированных на будущее, с критическими и аналитическими способностями, активных, интерактивных, креативных, способных к взаимодействию, преданных сообществу, экспертов по многим вопросам, готовых использовать свой потенциал и учится в течение всей жизни.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

Молодая зелень — главный помощник при весеннем авитаминозе

Молодая зелень — главный помощник при весеннем авитаминозе

Сколько же стоит этот важный компонент здорового рациона сейчас?

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».