Вы здесь

Оценить фильм «Форма воды» в минском прокате можно до 14 февраля


В поисках хорошего или даже отличного кино, да еще и с хэппи-эндом, в кинотеатре сейчас можно наткнуться на удивительную историю любви — в фильме Гильермо дель Торо «Форма воды». В том самом фильме, что получил Золотого льва Венецианского кинофестиваля, а теперь претендует на Оскар, причем в тринадцати номинациях.


Картина может получить статуэтку Американской киноакадемии как лучший фильм, за лучшие режиссуру, сценарий, операторскую работу, монтаж, декорации, костюмы, несколько актерских ролей... Теперь в фильмографии режиссера «Форма воды» может посоревноваться даже со знаменитым «Лабиринтом Фавна», включенным, между прочим, в список лучших фильмов XXI века по версии BBC.

«Форму воды» почему-то часто называют историей о красавице и чудовище, хотя ситуация выглядит диаметрально другой: в центре внимания немая уборщица в научной лаборатории Элайза и поразительное «существо», человек-амфибия, которого в определенные времена на определенных территориях признавали за божество, а сейчас отловили и привезли в лабораторию для исследований. В общем, фильм рассказывает о любви между некрасавицей и, считай, Богом, а это уже совсем другая история. В кинотеатр стоит идти уже ради того, чтобы увидеть это «существо», которое, кстати, авторы создавали в течение девяти месяцев.

Действие фильма происходит в 1963 году: холодная война, соперничество СССР и США за достижения в космосе, коммунисты, шпионы, жестокость американской верхушки в желании догнать и перегнать, тайная лаборатория... Но все начинается с любовно показанного налаженного распорядка дня Элайзы: немая женщина выключает будильник, ставит вариться яйца, идет в ванную комнату, готовит ланч, чистит туфли, заходит к своему соседу-художнику, едет на автобусе на работу, опаздывает, встречает подругу, слушает ее болтовню, моет пол. Когда первый раз мы завороженно следим за ее движениями, придется понять, что этот счастливый покой Элайзы — то же самое, что рутина, а каждый ее день одинаковый.

Правда, этому спокойствию придется быть нарушенным – благодаря любопытству и смелости главной героини. В лаборатории волнуются в ожидании нового экспоната, самого ценного и интересного за всю их долгую работу. Кто-то выловил человека-амфибию, который прибывает сюда в специальном резервуаре в сопровождении сурового, бесчеловечного Ричарда Стриклэнда. Стриклэнд хочет завершить свою миссию и получить за нее личные дивиденды, а завершить миссию в этом случае значит убить «существо» и отдать его на исследования.

И визуально, и по смыслу от «Формы воды» сложно оторваться. Гильермо дель Торо искусно, в необходимой дозировке использует действительность, чтобы на ней построить все же особый мир и особую атмосферу. Коричневые 1960-е, в сумерках и солнечном свете через пыльное стекло, холодные стены лаборатории, насыщенный антураж квартир, сизый люксовый автомобиль, дождь и заброшенные постройки как место встречи. Во всем этом действуют его персонажи и хоть они и находятся в определенном политическом контексте, никак не страдают от авторской предвзятости. Шпион Дмитрий (который будто из Минска и разговаривает, по словам Гильермо дель Торо в одном из интервью, «с минским акцентом») оказывается способным противостоять двум системам, между которыми он оказался, чтобы сохранить жизнь «существу» и помочь его украсть. В то время как система управляет Ричардом Стриклэндом, но не через принципы и верность, а через корысть. В результате к обоим государствам может сложиться двоякое отношение, но над ними всегда будут Элайза и амфибия.

Кстати, несмотря на серьезность пересекающихся тем — холодная война, гомосексуализм, расизм, человек как часть системы, даже сотрудники, остающиеся ненужными из-за развития технологий и соответственно изменения форматов продукции, — у Гильермо дель Торо хватило деликатности, легкости и чувства юмора, чтобы показать это без личных оценок, дискуссионности и проблемного флера. 

«Форма воды» — это все равно история любви, причем любви безусловной, ведь что может быть общего между уборщицей и человеком-амфибией. Но фон для этой любви создан скрупулезно, реалистично и, что важно, свободно от страха высказаться некорректно.

Ради Элайзы и «существа», ради удивительного тепла между ними в невероятно красивых сценах и ради их хэппи-энда стоит пойти в кинотеатр, потому что такое кино, разумеется, лучше смотреть на большом экране. Оценить новый фильм великого творца киномиров Гильермо дель Торо в минском прокате можно до 14 февраля.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские журналы — на самом деле уникальные информационные сборники, значение и важность которых понимали в том числе их создатели и читатели.  

Общество

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

На юбилейной выставке Национальной академии наук.  

Общество

На лечение и охоту. Что привлекает иностранцев в Беларуси?

На лечение и охоту. Что привлекает иностранцев в Беларуси?

Белорусские санатории перестали быть местом отдыха преимущественно пожилых людей. 

Общество

Птицы, люди, цитаты из классиков: кто, как и зачем раскрашивает города

Птицы, люди, цитаты из классиков: кто, как и зачем раскрашивает города

Корреспондент «Звязды» встретилась с художником Александром Благием.