19 сентября, среда

Вы здесь

Оценить фильм «Форма воды» в минском прокате можно до 14 февраля


В поисках хорошего или даже отличного кино, да еще и с хэппи-эндом, в кинотеатре сейчас можно наткнуться на удивительную историю любви — в фильме Гильермо дель Торо «Форма воды». В том самом фильме, что получил Золотого льва Венецианского кинофестиваля, а теперь претендует на Оскар, причем в тринадцати номинациях.


Картина может получить статуэтку Американской киноакадемии как лучший фильм, за лучшие режиссуру, сценарий, операторскую работу, монтаж, декорации, костюмы, несколько актерских ролей... Теперь в фильмографии режиссера «Форма воды» может посоревноваться даже со знаменитым «Лабиринтом Фавна», включенным, между прочим, в список лучших фильмов XXI века по версии BBC.

«Форму воды» почему-то часто называют историей о красавице и чудовище, хотя ситуация выглядит диаметрально другой: в центре внимания немая уборщица в научной лаборатории Элайза и поразительное «существо», человек-амфибия, которого в определенные времена на определенных территориях признавали за божество, а сейчас отловили и привезли в лабораторию для исследований. В общем, фильм рассказывает о любви между некрасавицей и, считай, Богом, а это уже совсем другая история. В кинотеатр стоит идти уже ради того, чтобы увидеть это «существо», которое, кстати, авторы создавали в течение девяти месяцев.

Действие фильма происходит в 1963 году: холодная война, соперничество СССР и США за достижения в космосе, коммунисты, шпионы, жестокость американской верхушки в желании догнать и перегнать, тайная лаборатория... Но все начинается с любовно показанного налаженного распорядка дня Элайзы: немая женщина выключает будильник, ставит вариться яйца, идет в ванную комнату, готовит ланч, чистит туфли, заходит к своему соседу-художнику, едет на автобусе на работу, опаздывает, встречает подругу, слушает ее болтовню, моет пол. Когда первый раз мы завороженно следим за ее движениями, придется понять, что этот счастливый покой Элайзы — то же самое, что рутина, а каждый ее день одинаковый.

Правда, этому спокойствию придется быть нарушенным – благодаря любопытству и смелости главной героини. В лаборатории волнуются в ожидании нового экспоната, самого ценного и интересного за всю их долгую работу. Кто-то выловил человека-амфибию, который прибывает сюда в специальном резервуаре в сопровождении сурового, бесчеловечного Ричарда Стриклэнда. Стриклэнд хочет завершить свою миссию и получить за нее личные дивиденды, а завершить миссию в этом случае значит убить «существо» и отдать его на исследования.

И визуально, и по смыслу от «Формы воды» сложно оторваться. Гильермо дель Торо искусно, в необходимой дозировке использует действительность, чтобы на ней построить все же особый мир и особую атмосферу. Коричневые 1960-е, в сумерках и солнечном свете через пыльное стекло, холодные стены лаборатории, насыщенный антураж квартир, сизый люксовый автомобиль, дождь и заброшенные постройки как место встречи. Во всем этом действуют его персонажи и хоть они и находятся в определенном политическом контексте, никак не страдают от авторской предвзятости. Шпион Дмитрий (который будто из Минска и разговаривает, по словам Гильермо дель Торо в одном из интервью, «с минским акцентом») оказывается способным противостоять двум системам, между которыми он оказался, чтобы сохранить жизнь «существу» и помочь его украсть. В то время как система управляет Ричардом Стриклэндом, но не через принципы и верность, а через корысть. В результате к обоим государствам может сложиться двоякое отношение, но над ними всегда будут Элайза и амфибия.

Кстати, несмотря на серьезность пересекающихся тем — холодная война, гомосексуализм, расизм, человек как часть системы, даже сотрудники, остающиеся ненужными из-за развития технологий и соответственно изменения форматов продукции, — у Гильермо дель Торо хватило деликатности, легкости и чувства юмора, чтобы показать это без личных оценок, дискуссионности и проблемного флера. 

«Форма воды» — это все равно история любви, причем любви безусловной, ведь что может быть общего между уборщицей и человеком-амфибией. Но фон для этой любви создан скрупулезно, реалистично и, что важно, свободно от страха высказаться некорректно.

Ради Элайзы и «существа», ради удивительного тепла между ними в невероятно красивых сценах и ради их хэппи-энда стоит пойти в кинотеатр, потому что такое кино, разумеется, лучше смотреть на большом экране. Оценить новый фильм великого творца киномиров Гильермо дель Торо в минском прокате можно до 14 февраля.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Все, что нужно знать про заместительную гормональную терапию

Все, что нужно знать про заместительную гормональную терапию

Лишний вес, бессонница, приливы, нарушения давления и остеопороз — далеко не все проявления, подстерегающие женщину в определенном возрасте. 

Экономика

Можно ли управлять спросом потребителей?

Можно ли управлять спросом потребителей?

От спонтанной покупки со «скидкой по-белорусски» можно не только не получить какой-либо экономии, но и переплатить за нее.

Спорт

Вячеслав Грецкий: Иногда называют меня Уэйном

Вячеслав Грецкий: Иногда называют меня Уэйном

Про знаменитую фамилию и современность белорусского хоккея.

Общество

Андрюс Пулокас: В Беларуси ищу не различия, а совпадения

Андрюс Пулокас: В Беларуси ищу не различия, а совпадения

С Литвой у нас общее историческое прошлое и теперь она — наша ближайшая соседка в Евросоюзе.