Вы здесь

Как бывший бизнесмен уехал в деревню и ведет натуральное хозяйство


В деревне Стрельчики, что в Гродненском районе, Александр Маленков поселился несколько лет назад. Причем «просел», что называется, капитально. Мало того, что поставил сруб и завел хозяйство — кого этим удивишь? — Маленков углубился в крестьянский быт более радикально. В его семье потребляют только натуральные продукты, а сам хозяин даже научился печь хлеб и производить сычужный сыр.


Надо сказать, что хлебосольный хозяин рад гостям и искренне их принимает. Для таких случаев на столе появляется натуральное красное вино, маринованные белые грибы, салаты из овощей, огромная сковорода с судаком и, конечно, хлеб собственной выпечки.

Откуда это пошло

Маленков говорит, что все началось с рождения сына. Чем его кормить? Продукты из магазинов не удовлетворяли из-за большого перечня веществ, что пишут на упаковках. Тогда и решил постепенно переходить на свое питание. Начал с главного продукта — хлеба. Освоил пекарское дело еще в условиях городской квартиры. Муку приобретал не в магазине, а с органических полей Краснодара. В это же время начал искать наиболее благоприятную модель жизненного уклада.

Необычное хозяйство

Александр Маленков ведет на свои «производственные» объекты. Их несколько. Прежде всего посещаем пекарню, где недавно испекли около полусотни буханок черного хлеба. Зачем столько, спрашиваю. Оказывается, раздает друзьям и знакомым. Печка еще пылает жаром, а на столе в льняной покрышке рядами лежит ароматный хлеб. Основа всех философий. Гарант прочного хозяйства. Рядом, в холодной комнате, установлена аккуратная деревянная мельница. Теперь Александру не нужно покупать муку, достаточно приобрести зерно. Поставки те же — с полей Ростовской области. Здесь же готовится закваска для сычужных сыров из козьего молока, а сама оболочка, или сычуг, сушится около печи. Сыры делают только для себя, и с магазинными, по словам Александра, они не имеют ничего общего.

Но идем дальше. Через сотню метров — еще участок, где расположен сарай для коз. Их здесь около тридцати. Почти все ждут приплод, благодаря в том числе важного вида козлу Лотосу. Хозяин планирует довести стадо до 90 голов. Козы козами, но будут еще в хозяйстве корова и лошади.

На участке возводится необычное здание. Стены из шлифованного камня, а по углам толстые стволы дубов примурованы. Такая конструкция — для того, чтобы удерживать второй этаж. В этом доме хозяин предполагает разместить работников. Их пока не хватает, мало кто хочет работать на крестьянской ниве. Но пока Александр и сам способен со многим справиться, так как видит смысл в работе. Недавно его хозяйство расширилось аж на 50 га. На поле, которое выделено местными властями, Маленков решил посадить картофель.

— Буду землю обрабатывать, — говорит он, — уже и семена приобрел в Пружанах, конечно же на органике, зачем людей травить? Даже от жуков не будем обрабатывать, а собирать их специальным устройством. Его еще 15 лет назад в аграрном университете собрали, это опытный образец, но так и не задействовали.

Что касается сбыта, картофель, скорее всего, повезут на продажу в Россию. Пока на зарплату не очень рассчитывают, хотя продукт и органический. Но все будет зависеть от спроса. Кажется, что прибыль от реализации Маленкова мало волнует.

«Домострой»

Дом представляет собой открытое пространство, где и кухня, и гостиная, и плита, и печка, и еще много места остается. Особый уют идет от огня и от стен. Они выложены из толстых бревен, будто без всякого пропитывания. Может, и так. В кухонном «отсеке» хозяйничает жена Дарья. Ее главная гордость — толстая дубовая столешница.

— Она очень удобная, — говорит Дарья. — можно и горячее поставить. Когда, бывает, мужа рядом нет, можно даже птицу порубить.

Кажется, от бывшей горожанки не осталось и следа. Нас встречает самая настоящая крестьянка, причем из прошлого. Длинное платье с поясом, на голове — платок. Эту «моду» ввел муж, говорит Дарья. Особенно настаивал на платке, ведь это главный признак замужней женщины. Жена в конце концов согласилась.

Дарья разговаривает и накрывает на стол. Конечно, еду подают в глиняных тарелках, которые сделаны у наших гончаров, по заказу. Пользуются в семье и деревянными ложками, но они часто ломаются, говорит Дарья. Должны заменять металлическими. Супы варят в котелках над огнем. Глядя на кухонные устройства, нетрудно представить тонкую молодую женщину с горшочком в руках или с ухватом. Так оно и есть на самом деле. Свои обязанности есть у восьмилетнего сына Саши — Александра Третьего, как представил его отец. Например, в печи разжечь, за курами посмотреть, ворота закрывать и даже занавески затягивать. Конечно, есть у него и свои игры. Сейчас мальчик возводит древний замок из глины. Конструкция крепится специальным раствором, поэтому будет прочная.

В доме нет телевизора и всяческих гаджетов. Это способствует тому, что семья чаще бывает вместе или занимается нужными для хозяйства делами.

— Нельзя сказать, что у нас все гладко, — говорит Александр Маленков, — бывают определенные споры. Но если есть возможность не подчеркивать личные амбиции, зачем это делать?

Для Дарьи переезд в деревню не стал катастрофой. Она считает, что в каждом из нас заложено нечто крестьянское, память предков. Это она почувствовала, когда впервые переступила порог дома.

— Как вошла, поняла, что я в своем доме, я здесь хозяйка, хотя деревня раньше и пугала, так как работа здесь тяжелая, — объясняет она. — Но мы нередко выезжаем, путешествуем по разным странам. Но вот удивительно: в гостиницах, даже самых лучших, нам трудно спать, будто воздух не тот. Только когда возвращаемся домой, чувствуем себя комфортно.

Чудак или хозяин?

Маленков зарегистрировал крестьянское хозяйство и взял курс на органическое земледелие. Одним из важных достижений в этом деле считает выделение ему земельного участка.

— Я заявил о своем желании, и мне дали землю, — говорит Александр, — и неважно, какая там почва. Главное — есть, с чего начать.

Отступать от своей цели Маленков не собирается, так как сам долго к ней шел. Чтобы лет десять назад ему кто сказал, что из Москвы он вернется в Гродно, а затем еще в маленькую деревушку, не поверил бы. И понятно: у человека за плечами два высших экономических образования, строительный бизнес. Но поиски духовности и правильного уклада жизни привели в деревню. Александр стал глубоко верующим и обязательно перекрестится перед большим деревянным крестом, который поставил на своем дворе.

— Кажется, безвыходная ситуация, и вдруг на ровном месте деньги появляются, — объясняет Александр. — Ну, например, валялись у меня железки ненужные, вдруг находится покупатель, и Господь посылает деньги через него.

Идеями необычных приезжих начали интересоваться «продвинутые» сельчане. Когда-то их отцы и деды вели натуральные хозяйства и не думали, что они чем-то отличительные. Сейчас деревянный сруб в деревне — редкость. Строят в основном из кирпича или силикатных блоков.

— Молодым следует давать землю и возможность строиться. Позволять дешево для этого приобретать лес. И все будут довольны. Сама по себе деревня не изменится, — уверен Маленков. — Люди отвыкают работать на земле. Например, я долгое время не могу найти помощника по хозяйству, который бы хотел и умел ухаживать за домашними животными, вести огород. И наш выбор — это не что-то чудесное. Мы — обычная крестьянская семья. Раньше люди именно так и жили, и были счастливы...

Маргарита УШКЕВИЧ

Комментарии

А ничего, что Александр 3,как говорит Маленков был отобран от мамы, как и его дочь,зато мы верующие,живем по заповеди божьим

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».