Вы здесь

Как показана Вторая мировая в школьных учебниках разных стран


Председатель Пермского краевого отделения общества «Мемориал» Роберт Латыпов, который привез в Минск выставку «Разные войны...», утверждает, что, если сравнить национальные учебные пособия по истории той войны, в общем складываться впечатление, что речь идет о совершенно не похожих друг на друга вооруженных конфликтах...


Свое мнение об учебниках истории высказала учительница минской гимназии № 36 Ирина Бернат.

Еще со школьного возраста мы знаем, что Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года. В Чехии же, если верить тамошним учебникам, — на год раньше: в результате подписания Мюнхенского соглашения. А в итальянской историографии, в общем, Вторая мировая ведет свою летопись с 1935 года, когда итальянцы вторглись на территорию Эфиопии.

Такие же разночтения событий крупнейшего кровопролитного вооруженного конфликта человечества в пособиях Германии, Италии, Литвы, Польши, России...

С материалами выставки ознакомились иностранные дипломаты.

 Экспозиция будет актуальна пять — максимум десять лет: учебники по истории постоянно меняются, — отмечает куратор выставки Роберт Латыпов. — И это нормально: идет время, меняются подходы, да и, что скрывать, политическая конъюнктура — тоже. Но сегодня у нас есть уникальный шанс посмотреть, какую историю взрослые хотят преподнести молодому поколению.

По мнению посла Италии в нашей стране Стефано БЬЯНКИ, история в этом случае является не только образовательным и воспитательным предметом, но и той материей, которая формирует сознание и мировосприятие. «Это предмет, который находится в постоянном развитии и осмыслении, поэтому очень важнен момент совместного размышления над учебниками, где идет речь об одном и том же событии», — считает дипломат.

Часть материалов выставки напоминает о жертвах войны на территории Беларуси.

Выставка, подготовленная рабочей группой «Историческая память и просвещение» Гражданского форума ЕС — Россия, уже побывала в восьми городах России. Англоязычная версия с успехом была представлена ​​в Праге, Страсбурге, Брюсселе, Вильнюсе и Милане. Символично, что в один день она открылась и в Исторической мастерской имени Леонида Левина в Минске, и в берлинском музее «Карлхорст», где 8 мая 1945 года был подписан Акт о капитуляции Германии, который завершил Великую Отечественную войну.

— Поскольку школьные учебники содержат знания, которые одно поколение стремится передать другому, они часто становятся политическим инструментом, — убежден посол Германии в Беларуси Петер ДЕТТМАР. — Учебники по истории могут поддерживать вражду и предрассудки и в то же время способствуют примирению и взаимопониманию. Обмен воспоминаниями, прежде всего теми, которые противоречат друг другу, должен открыть перспективы для общего будущего.

Посол Чехии в Беларуси Милан ЭКЕРТ верит, что сравнение одних и тех же исторических событий с разных сторон может помочь лучшему пониманию недавнего прошлого.

Одним словом, выставка дает немало поводов для разговоров о нашей совместной истории. Возможность заглянуть в учебники разных стран и познакомиться с методиками преподавания в них истории, причем абсолютно бесплатно, не позднее 28 февраля представляет Историческая мастерская имени Леонида Левина.

Вероника КАНЮТА

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Выбор редакции

Спорт

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Он — один из немногих представителей белорусского фигурного катания на международной арене. 

Культура

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Где можно освоить литературное мастерство? Как становятся писателями? 

Общество

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Прежде всего биохимический скрининг, который выполняется на сроке от 10 с половиной до 13 с половиной недель беременности.