Вы здесь

В Министерстве образования озвучили основные задачи на ближайший год


«В современном мире устойчивое социально-экономическое развитие во многом зависит от уровня и качества образования. Система образования должна быть гибкой, отвечать на глобальные вызовы, изменяться и совершенствоваться в интересах человека, общества и государства», — такое мнение озвучил на итоговой коллегии своего ведомства министр образования Игорь КАРПЕНКО.


— Поэтому каждое принятое нами в прошлом году управленческое решение обсуждалось с профессионалами, учеными, педагогами-практиками, Советом ректоров, директорским корпусом, депутатами, общественно-консультационным советом, созданным при министерстве, отраслевым профсоюзом, родителями учащихся, неравнодушными гражданами. А наиболее масштабные проблемы рассматривались с участием главы государства на Республиканском педагогическом совете и II Съезде ученых, — подчеркнул министр. — Закладывая перспективную законодательную базу, мы не забывали и о текущих вопросах. Так, был изменен ряд важных правовых актов, действовавших в системе образования: Положение об аттестации педагогических работников, о попечительском совете, родительском комитете и другие. Но главное — нам удалось «расшевелить» систему, актуализировать ее роль и место в современном белорусском обществе, наметить приоритетные направления поступательного развития.

Курс — на независимую аттестацию

Значительные изменения произошли в содержании общего среднего образования. В прошлом году были переработаны учебные программы по всем предметам. Выдан 41 новый учебник: их готовили с учетом возрастных особенностей учащихся, задания насыщены национальным контентом, дополнены электронными образовательными ресурсами, интересно оформлены. К 1 сентября 2019 года в соответствии с поручением главы государства будут обновлены все учебники, но мониторинг содержания учебных программ, учебников и учебных пособий, внесение в них необходимых корректировок будут продолжается.

— Для повышения ответственности учащихся за результаты учебы министерством уже принято решение о введении со следующего учебного года неудовлетворительных оценок в V—XI классах: «1» и «2» балла, — сообщил Игорь Карпенко. — Оставлять на второй год учеников с неудовлетворительными годовыми оценками мы пока не планируем. А вот в перспективе, после введения института независимой аттестации, которая должна проводиться при наличии надежных методов оценивания, критериев открытости, прозрачности и доступности информации, точных механизмов обратной связи, каждый выпускник получит объективный ответ на вопрос, какую траекторию дальнейшего обучения ему нужно выбрать. Это будет способствовать повышению мотивации в выборе будущей профессии.

Между прочим, в этом году белорусские школьники впервые будут участвовать в международном исследовании образовательных достижений учащихся РISА (Рrоgrаm fоr Intеrnаtiоnаl Studеnt Аssеssmеnt). Весной прошлого года уже состоялся пробный этап, который показал, что технически и организационно Беларусь к исследованию подготовлена.

За профессией в технопарк

Для предоставления равных возможностей в получении качественного образования принято принципиальное решение: экзаменов в 5-й класс гимназий больше не будет, подчеркнул Игорь Карпенко. Президентом уже подписан соответствующий указ. В связи с этим нам необходимо разработать комплекс нормативных мер по реализации положений указа, начиная с поддержки талантливых и одаренных учащихся и заканчивая созданием национальной системы оценки качества образования. Будут разработаны новые подходы в итоговой аттестации выпускников IХ и ХI классов, создана республиканская структура по оценке качества образования в целом. Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что качество образования не только высокий балл аттестата. Прежде всего это успешно устроенный в жизни человек, его мировоззренческий стержень и активная гражданская позиция. Особая роль в этом принадлежит профориентационной работе.

Игорь Карпенко поставил задачу: со следующего учебного года профессиональной подготовкой рабочих и служащих на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования должно быть охвачено максимальное количество учеников ХХI классов. Вместе с тем требуются инновационные подходы в организации профориентационной работы.

Сегодня Министерство образования совместно с ведущими университетами прорабатывает вопрос организации деятельности детского технопарка. Работа с одаренными и талантливыми детьми должна быть сконцентрирована не только на развитии творческих музыкальных, артистических способностей, но и мотивировать к техническому творчеству и научному поиску. В стенах детского технопарка школьники смогут попробовать себя в будущей профессии, в науке, конструировании и изобретениях. С этой целью изучался опыт соседей: деятельность в России квантортумов и образовательного центра «Сириус» в Сочи. В Беларуси тоже хватает наработок в этом направлении, поэтому основной задачей сейчас является создание соответствующей базы.

Для повышения престижности рабочих профессий, усиления профориентационной работы используется потенциал конкурса профессионального мастерства WоrldSkills. В 2017 году белорусская команда завоевала 2 золотые, 21 серебряную и 6 бронзовых медалей на Международном чемпионате стран-членов Евразийского пространства в Краснодаре; 2 медали — «серебро» и «бронзу» — на национальном чемпионате в Шанхае. А на 44-м Международном чемпионате в Абу-Даби белорусские конкурсанты заняли 16 место из 59 стран. Теперь к этому движению в рамках JunиоrSkills присоединяются более юные учащиеся. В текущем году пройдет уже в третий национальный чемпионат профессионального мастерства WоrldSkills Bеlаrus — 2018.

Совершенствование отбора

На уровне высшего образования деятельность министерства была направлена ​​в прошлом году на оптимизацию структуры, объемов и повышение качества подготовки специалистов: вводились новые специальности, содержание тестов приводилось в соответствие со школьной программой, абитуриентам предоставили право сдавать четыре предмета на ЦТ, срок действия сертификатов продлили на два года, а количество резервных дней было увеличено.

— Работа над совершенствованием правил приема будет продолжаться и дальше, — заверил министр. — Я имею в виду увеличение порогового значения ЦТ, требования к стажу работы для выпускников школ, которые выбрали заочное обучение, собеседование при приеме на специальности, связанные с управлением, закрепление компетенции министерства на введение профильного экзамена, так как при зачислении мы должны видеть не только баллы и цифры, но прежде всего человека!

Начата и будет проводиться целенаправленная работа по сокращению количества невостребованных специальностей и специальностей, которые не соответствуют направлению деятельности конкретного вуза, укрупнению и объединению родственных специальностей, введении новых.

Так, в 2017 году на первой ступени высшей школы в связи с нецелесообразностью подготовки были аннулированы 8 специальностей, 19 направлений специальностей и 17 специализаций. На другой — 5. Одновременно было введено 10 и 8 новых специальностей соответственно.

Кого готовить и как?

Заместитель премьер-министра Беларуси Василий ЖАРКО, который принял участие в коллегии, поставил перед системой образования ряд задач и обратил внимание на вопросы организационного плана. В частности, до конца февраля нужно определиться со сроками обучения в учреждениях образования Беларуси, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

— Сегодня в одном вузе экономистов готовят четыре с половиной года, а в другом — четыре года. Должен действовать единый стандарт подготовки для всех, а политику в этом вопросе должны определять ведущие профильные вузы, — отметил вице-премьер. — В стране модернизируются предприятия, строятся новые, делаются серьезные шаги к развитию цифровой экономики. Подписан соответствующий декрет. Нам нужны специалисты, способные работать на современном оборудовании, управлять сложными технологическими процессами. Вместе с тем многие ссузы и вузы сегодня выпускают специалистов вчерашнего дня, и, как отмечают работодатели, их приходится доучивать и переучивать. Ситуацию надо в корне изменить. К 1 августа необходимо обеспечить разработку или доработку программной документации по всем уровням профессионального образования, исключить ненужные дисциплины, которые не имеют отношения к подготовке по конкретной специальности. Надо усилить практическую составляющую образовательного процесса, осваивать новые перспективные направления подготовки. Наука и технологии не стоят на месте, и сфера образования должна идти в ногу с их развитием, а лучше опережать.

Василий Жарко отметил, что не вузы будут определять, кого и сколько им набирать на обучение. Потребность в кадрах будут формировать Министерство труда совместно с министерствами экономики и образования — с учетом потребностей рынка труда, баланса трудовых ресурсов и демографических прогнозов. Каждая цифра должна быть обоснована.

Под персональную ответственность

Заместитель премьер-министра также обратил внимание на важность сохранения доступности дошкольного образования на селе.

— В каждом агрогородке должен быть детский сад или детский сад - школа. Если не будет таких учреждений, то не будет у села и будущего. Очень больной вопрос — закрытие школ. Такие решения нужно тщательно
продумывать, внимательно вникать в каждую ситуацию, а не гнаться за мнимой экономией, нужно общаться с населением, объяснять, убеждать. Может, где-то уже не требуется сохранение базовой школы, так оставьте там начальную и не возите малыша за 15—20 километров от дома. Прошу обратить внимание: с этого года все решения о закрытии и реорганизации школ будут приниматься только с согласия министра образования, и он будет нести перед правительством персональную ответственность за обоснованность таких решений, — предупредил Василий Жарко.

Остановился заместитель премьер-министра и на «проблеме с бородой»: «Много говорилось о выполнении несвойственных функций учителями, но в некоторых школах эта практика по-прежнему сохраняется, — отметил он. — Казалось бы, принято постановление об ограничении документооборота в школах, а бумажная волокита продолжается. Например, в одной из минских школ от учителей требуют отчет о проведении каникул учащимися, в другой — отчет о самообразовании. И таких примеров много, так поставьте, наконец, точку в этом вопросе, доведите до каждого директора школы, учителя свое постановление и обеспечьте жесткий контроль за его выполнением. В таком русле нужно работать и по другим вопросам. Вы определяете политику в образовании и должны обеспечить эффективный контроль за ее реализацией».

«Поскольку оценку работы школы и учителей дают родители учащихся, то к их мнению нужно обязательно прислушиваться, — уверен Василий Жарко. — С сентября школы работают по обновленным учебным планам, но все ли вопросы с перегруженностью учебных программ решены? Думаю, что нужно провести встречу с родителями школьников, выслушать их мнения и предложения и при необходимости внести коррективы».

Взгляд изнутри

— Многие поколения учеников выросли на зазубривании учебного материала, но те, кто критикуют в связи с этим современную школу, не правы, — поделилась своими мыслями с участниками коллегии учитель белорусского языка и литературы Боровухской средней школы № 15 города Новополоцка, победитель Республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года — 2017» Светлана РУМЯНЦЕВА. — Школа стремится научить детей самостоятельно добывать знания, научить учиться. Новые программы и учебники — только одно из этих условий, но очень важное. Мы, учителя, очень рады тому, что Министерство образования прислушивается к нашим конкретным предложениям по их улучшению, побуждает к работе над учебными пособиями учителей-практиков. И замечательно, что те учебники, которые поступили в школы для учеников 7 класса, отражают в единстве и логику науки, и логику программы, и логику развития личности. Я хоть и являюсь учителем белорусского языка и литературы, но могу так говорить не только об учебнике по литературе, так как отзывы коллег (учителей других предметов), подтверждают это. Новые учебники — информативные, наглядные, они связывают учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждают к самообразованию и творчеству. Считаю, что ссылки в базовых учебниках, которые готовятся сейчас, должны быть не только на электронные ресурсы Национального института образования, но и на разработки учителей-методистов, других творческих учителей-практиков. Чем более широкий будет банк данных, тем более качественно будет усваиваться обновленное содержание образования.

 

Очень важным условием для того, чтобы научить детей учиться, Светлана Румянцева считает и переход от информативных к активным методам обучения, которые включают элементы проблемности, поиска, широкое использование резервов самостоятельной работы учащихся.

«Практика свидетельствует, что выбор технологий на уроке определяется и наличием соответствующих средств обучения, и особенностями учеников, и временным ресурсом и предпочтениями учителя. Самым важным критерием выбора, безусловно, является целевая направленность технологии «Для чего?» Сошлюсь на собственный опыт: долгое время изучала и вводила в практику работы технологию развития критического мышления через чтение и письмо, стратегию активной оценки, и могу с уверенностью сказать, что они позволяют максимально задействовать возможности, знания и интересы учащихся для повышения результативности учебного процесса, развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка», — отметила Светлана Румянцева.

— Будущих учителей нужно готовить в вузах в практическом ключе, — добавила она. — Поддерживать и помогать им в начале карьеры. Развивать на разнообразных методических мероприятиях. Именно тогда сочетание высокой духовности учителя, усовершенствованного содержания образования и современных образовательных технологий позволят достичь такого качества образования, которое будет соответствовать требованиям белорусского общества и государства.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Марины БЕГУНКОВОЙ и БЕЛТА

Выбор редакции

Общество

Рогачук: Дети в песочницах на костях играть не будут

Рогачук: Дети в песочницах на костях играть не будут

Руководитель Брестского горисполкома обсудил резонансную тему раскопок на территории гетто.  

Общество

Как превратить обычный урок белорусской литературы в творческую мастерскую?

Как превратить обычный урок белорусской литературы в творческую мастерскую?

Учителя уверены: будут ли ученики читать, во многом зависит от них самих.