Вы здесь

Университет 3.0. Как изменяется «ландшафт» высшей школы?


Возможности и вклад университетских технопарков в развитие модели «Университет 3.0» руководство Министерства образования обсудило с молодыми учеными в ходе семинара, который прошел на базе научно-технологического парка БНТУ «Политехник».


Медицинские изделия, созданные в технопарке «Политехник», используют в повседневной практике кардиохирурги. Одна из разработок — биологический эндопротез клапанов сердца.

Пилотный проект

Нужно объяснить, что под моделью «Университет 3.0» имеется в виду, в первую очередь, создание интегрированной образовательной, научно-исследовательской и предпринимательской среды, единство системы «образование — наука — инновация — коммерциализация». Все университеты, входящие в мировых рейтингах в топ-10 и даже в первую сотню, представляют собой мощные научно-образовательные корпорации, центры научных знаний и генераторы инновационного развития. Современный университет уже априори не может заниматься только подготовкой кадров. Это общемировой тренд, который нельзя игнорировать.

— Я считаю, что в Беларуси созданы все условия для реализации модели «Университет 3.0»: сегодня наши университеты занимаются не только образованием и научными разработками, но и продвигают свои проекты в экономику и другие сферы, — поделился своими мыслями с участниками мероприятия министр образования Игорь КАРПЕНКО. — Министерством образования в рамках пилотного проекта определено шесть вузов: БГУ, БНТУ, БГУИР, БГТУ и БГЭУ, а также ГрГУ имени Янки Купалы, которым поручена разработка и реализация экспериментального проекта по внедрению новых подходов в развитие учебной, научной и предпринимательской инфраструктуры университета. Изменения в образовательном процессе будут реализованы в следующем учебном году, но уже сейчас мы должны постараться выйти на конкретные решения, включая совершенствование нормативно-правовой и законодательной базы.

Министр подчеркнул, что в ближайшей перспективе молодежному научному сообщества предстоит внести непосредственный вклад в преобразование Беларуси в IT-страну. Также вузовской науке предстоит углубить и расширить фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям научно-технической деятельности, как это делается в университетах многих стран мира, в том числе путем создания научно-образовательно-производственных кластеров, предусматривающих интеграцию образовательных учреждений и предприятий.

Уже сейчас налажено взаимодействие университетской науки и производственных предприятий. Совместные научные исследования проводятся на базе девяти отраслевых лабораторий, открытых в интересах лесной, химической, пищевой промышленности и приборостроения.

Для качественного проведения научных исследований и разработок в учреждениях высшего образования создана инновационная инфраструктура, включающая шесть научно-технологических парков и 15 центров трансфера технологий.

Игорь Карпенко сообщил, что в прошлом году был открыт первый в стране студенческий инновационный центр профессионального развития — бизнес-инкубатор БГУИР, который представляет собой платформу для создания и развития перспективных инновационных проектов и дальнейшего их продвижения на рынок. Еще один пример стимулирования молодежного инновационного предпринимательства — опыт работы стартап-центра в Белорусском национальном техническом университете «От идеи к внедрению».

— И это только начало масштабной работы по развитию инновационной инфраструктуры, в которую предстоит включиться всем университетам, — подчеркнул министр образования. — Кроме того, для реализации модели «Университет 3.0» учреждениям высшего образования необходимо создать научно-образовательную платформу, которая позволяет изучать и осваивать новые и перспективные технологии обработки и передачи данных, выполнять научные исследования и разработки по базовым информационным технологиям, разрабатывать и создавать высокопроизводительные программно-аппаратные комплексы и информационные системы в целях развития информационного общества и цифровой трансформации экономики.  

Стельки «Кинезиа» — разработка Центра адаптивной кинезитерапии (резидента технопарка БНТУ).

Мы должны понимать, что успех реализации модели «Университет 3.0» позволит создать в ближайшем будущем высокоинтеллектуальную мотивированную среду для трансформации вуза в модель «Университет 4.0». Это самая перспективная модель для развития передовых университетов, которая обязательно должна включать кроме образования, науки и инноваций еще и создание креативной среды. Инженеры, которых будут здесь готовить, смогут решать сложнейшие задачи, которые по разным причинам не по силам ни корпоративной, ни академической науке.

Перспективы для научной карьеры

— Для достижения поставленной цели Минобразования уделяет особое внимание поддержке научной карьеры молодых людей, — заверил министр. — Сегодня аспирантура открыта в 26 учреждениях высшего образования по 233 специальностям, докторантура — в 15 вузах по 180 специальностям.  

Всего в 2017 году в аспирантуре обучалось 2747 человек, в докторантуре — 142 человека. В прошлом году по сравнению с 2016 годом выпуск из аспирантуры с предыдущей экспертизой диссертации увеличился до 20% (в 2015 г. было 16%, в 2016 г. — 18,4%), а с защитой диссертации в срок обучения — до 6,6% (в 2015 г. — 2,9%, 2016 г. — 5,2%).

По мнению министра образования, положительные результаты достигнуты благодаря созданной в стране системе стимулирования и привлечения в науку талантливой молодежи. Так, в 2017 году стипендии Президента Республики Беларусь получили 94 молодых ученых, в том числе 25 — из учреждений образования и организаций системы Министерства образования. Также по итогам конкурса докторантам, аспирантам и студентам на выполнение научно-исследовательских работ Министерство образования выдало 100 грантов на общую сумму 350 000,0 рубля.

Технолог дизайнерской вышивки Fainy.by Анна Кныш около одной из крупнейших вышивальных машин.

От идеи — к бизнесу

В технопарке БНТУ «Политехник» науку превращают в бизнес уже 25 лет — это старейший в стране университетский технопарк. Площадка была создана специально для того, чтобы идеи и технологии, рожденные на кафедрах и в лабораториях, вырастали до производства, коммерциализации и маштабиравання. За это время в парк удалось привлечь 20 резидентов и приступить к реализации 50 уникальных проектов. Был создан целый ряд предприятий и известных брендов — от «Полимедтеха», чьи медицинские изделия используют в повседневной практике наши кардиохирурги и ортопеды-травматологи, до дизайн-центра машинной вышивки Fаinу.bу. В прошлом году структуру технопарка пополнил международный инновационный центр.

— Сегодня наш технопарк сопровождает полный научно-инновационный цикл в университете: от фундаментальных и прикладных исследований до основания новых инновационных предприятий и высокотехнологичных производств, — говорит заместитель генерального директора по маркетингу научно-технологического парка «Политехник» Виталий ГМЫРАК. — Только за последние годы нашим технопарком были созданы шесть инновационных предприятий, а это новые высококвалифицированные рабочие места, технологический экспорт. При этом абсолютно очевидна важность такой структуры для учебного процесса в университете, когда есть возможность совместного использования научно-производственного оборудования, помещений различного функционального назначения. В отличие от классического технопарка, как исключительно коммерческой структуры, технопарк БНТУ активно участвует в воспитании инженерных кадров как будущей бизнес-элиты.  

Студенты БНТУ имеют реальную возможность напрямую контактировать с инновационными технологиями, производством и непосредственно с рынком. Так, каждый год на базе «Политехника» более ста студентов разных специальностей проходят производственную практику, которая затем ложится в основу курсовых и дипломных работ. Многие из них становятся сотрудниками технопарка, а некоторые даже основывают свои предприятия. Проекты «ТурбоСфера» и Fаinу.bу — примеры того, как идеи будущего бизнеса рождались еще во время студенчества.

Технопарки помогают развивать также и материально-техническую базу университета, поскольку привлекают инвестиции под строительство и реконструкцию зданий и сооружений, а также под приобретение современного научно-технологического оборудования, которое в дальнейшем может использоваться и в научно-образовательном процессе университета.

Визитная карточка дизайнерской вышивки Fainy.by — вещи с белорусскими мотивами.

Наука — спорту

Настоящий технологический допинг для белорусских спортсменов создается сегодня силами кафедры спортивной инженерии и Центра адаптивной кинезитерапии (резидента технопарка БНТУ). Одна из их разработок — стельки «Кинезиа». Коррекция нарушений биомеханики опорно-двигательного аппарата спортсменов осуществляется с помощью использования индивидуальных адаптированных кинезитерапевтических стелек, которые производятся на собственной высокотехнологичной линии. Ключевым отличием отечественной технологии стал запуск программы объективной оценки пространственной кинематики тазового региона, которая позволяет определять асимметрию нижних конечностей спортсменов при взаимодействии с опорой. Сенсорные датчики, которые вкладываются в кинезитерапевтическую стельку, позволяют отслеживать, как распределяется давление по стопам человека, есть ли улучшения.

По заказу Министерства спорта и туризма кафедра спортивной инженерии сотрудничает с национальными командами по гребле на байдарках и каноэ, тяжелой мужской атлетике. Так, например, снаряды для последней оснащаются специальными датчиками интеллектуальных движений (микроэлектроника закрепляется в клипсу). Последние позволяют спортсменам с помощью специальной компьютерной программы шлифовать каждое свое движение, поскольку во время толчка буквально каждый килограмм имеет значение. Такие же датчики, которые определяют в том числе и скоростные характеристики, устанавливаются и на весло.

Подводя итоги встречи, Игорь Карпенко подчеркнул, что вузы не могут оставаться просто учреждениями образования, им всем нужно совершить рывок к новой модели, причем очень стремительный: «Если мы хотим оставаться суверенной страной, то при отсутствии природных ресурсов, за счет которых можно еще несколько десятков лет выживать, нам нужно нащупать точки, которые позволят эффективно развиваться и идти вперед, а мы можем рассчитывать только на свой интеллект», — добавил министр образования.

Историческая справка

Первым в мире считают технопарк, созданный в начале 50-х годов ХХ века в Калифорнии при Стэнфордском университете. Но фактически начинался он еще раньше. Профессор Фредерик Терман, многолетний проректор Стэнфорда, был одним из тех, кто пытался удержать в регионе выпускников местных университетов, которые в поисках работы уезжали в восточные штаты. Так и возникла идея строительства на большой территории университета новых помещений, которые на льготных условиях сдавались бы в аренду готовым открыть собственный бизнес молодым инженерам. В результате здесь сформировался целый высокотехнологический регион, получивший позже название «Силиконовая долина» с легкой руки американского журналиста Дона Хофлера. Стэнфордский индустриальный парк, соединивший академическую науку с промышленностью ради получения высокотехнологичных знаний, стал колыбелью, из которой вышли самые лучшие умы в этой сфере.

А в Европе первые технопарки возникли в начале 70-х годов в Великобритании, Бельгии и Франции.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Марины БЕГУНКОВОЙ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.