25 сентября, вторник

Вы здесь

В витебском музее Марка Шагала можно увидеть графику Меера Аксельрода


Его при жизни, как и Шагала, критиковали, долгое время художник не был понятен современниками. Сотрудничал с режиссером Сергеем Эйзенштейном, дружил с поэтом и переводчиком Арсением Тарковским, другими известными творческими личностями.


Израильский искусствовед, коллекционер Илья Васильев отмечает, что ранее выставка «Немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода» не экспонировалась, белорусы ее увидят первыми в мире. Автор, кстати, родился в Молодечно — в 1902 году. Израильско-белорусский проект — начало «возвращения имени» Аксельрода на его Родину.

Как метко заметила директор шагаловского музея Ирина Воронова, в этом вопросе ее молодечненские коллеги повторят путь витебских. Нужно многое сделать, чтобы в Молодечно, как и в родном городе Шагала, появилось то, что напоминает о знаменитости. Чтобы туда также приезжали любители творчества. А для этого необходим экспонаты, организация музея.

Графика, которая экспонируется в Витебске, имеет свои особенности. Она выполнена в том числе и на обрывках, бланках, газетах. Писал художник и с двух сторон. Это — из-за дефицита бумаги во время эвакуации. Мы видим его глазами пепелища, руины, несчастных людей, у которых одна перспектива — смерть. Хотя художник не жил на оккупированных территориях, но через сердце пропускал все ужасы, боль тех, кого убивали, насиловали, над кем издевались в гетто. И еще во время Великой Отечественной, когда неизвестно было, чем она закончится, начал делать зарисовки...

...У Аксельрода было нелегкая жизнь. Его творческий путь к известности очень сложный. В частности, в 1930-е вместе с множеством известных художников попал под пресс критики, его обвиняли в формализме. При этом в 1934 году его картины выставлялись во Франции. Что только не печатали о художнике советские газеты! Например, он получил «по полной» за: пессимизм, деформацию, незаконченность, экспрессионизм. Критиковали и за близость творческих подходов к Модильяни.

В результате наш земляк был вынужден заняться иллюстрацией книг и работой в театре. Сделал творческий вклад и в кинематограф. Лично Сергей Эйзенштейн пригласил его в Алма-Ату для создания декораций к фильму «Иван Грозный».

Как написал о художнике Арсений Тарковский: «Это прекрасный пример того, как выгодно быть честным и чистым человеком... Вы видите совершенно наглядно, какие замечательные плоды это приносит, как дорого то, что делается людьми такого рода, которые с действительно святым упорством, с железной волей пробиваются сквозь все преграды».

Творческое признание художник получил, как это часто случается, после смерти (умер в 1970-м). Персональные выставки проходили в 1970—1980-х - в Москве, Ленинграде. А в 1990—2000 годах снова в Москве, Нью-Йорке, Лондоне, Германии, Израиле...

Произведения Меера Аксельрода хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Как отметили на презентации выставки, есть они и в нашем Национальном художественном музее.

Выставку презентовали накануне Международного дня памяти жертв холокоста. После Витебска ее запланировано представить в музеях России, Германии, Израиля, других стран.

Александр ПУКШАНСКИЙ

Фото Алексея СПОТКАЯ

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Чего мы ждем от ЕАЭС?

Чего мы ждем от ЕАЭС?

В течение шести лет ЕАБР финансировал мониторинговые исследования.

Экономика

Как изменятся экономические отношения России и Беларуси?

Как изменятся экономические отношения России и Беларуси?

Мнениями о грядущих переменах обменялись эксперты во время видеомоста Москва—Минск.

Экономика

Почему продукция белорусских машиностроителей не «застаивается» на складах

Почему продукция белорусских машиностроителей не «застаивается» на складах

Причина этой положительной тенденции — диверсификация экспортных направлений.

В мире

Как спастись от тайфуна?

Как спастись от тайфуна?

Более 60 человек погибли на Филиппинах из-за тайфуна «Мангхут», еще почти 50 пропали без вести.