Вы здесь

В витебском музее Марка Шагала можно увидеть графику Меера Аксельрода


Его при жизни, как и Шагала, критиковали, долгое время художник не был понятен современниками. Сотрудничал с режиссером Сергеем Эйзенштейном, дружил с поэтом и переводчиком Арсением Тарковским, другими известными творческими личностями.


Израильский искусствовед, коллекционер Илья Васильев отмечает, что ранее выставка «Немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода» не экспонировалась, белорусы ее увидят первыми в мире. Автор, кстати, родился в Молодечно — в 1902 году. Израильско-белорусский проект — начало «возвращения имени» Аксельрода на его Родину.

Как метко заметила директор шагаловского музея Ирина Воронова, в этом вопросе ее молодечненские коллеги повторят путь витебских. Нужно многое сделать, чтобы в Молодечно, как и в родном городе Шагала, появилось то, что напоминает о знаменитости. Чтобы туда также приезжали любители творчества. А для этого необходим экспонаты, организация музея.

Графика, которая экспонируется в Витебске, имеет свои особенности. Она выполнена в том числе и на обрывках, бланках, газетах. Писал художник и с двух сторон. Это — из-за дефицита бумаги во время эвакуации. Мы видим его глазами пепелища, руины, несчастных людей, у которых одна перспектива — смерть. Хотя художник не жил на оккупированных территориях, но через сердце пропускал все ужасы, боль тех, кого убивали, насиловали, над кем издевались в гетто. И еще во время Великой Отечественной, когда неизвестно было, чем она закончится, начал делать зарисовки...

...У Аксельрода было нелегкая жизнь. Его творческий путь к известности очень сложный. В частности, в 1930-е вместе с множеством известных художников попал под пресс критики, его обвиняли в формализме. При этом в 1934 году его картины выставлялись во Франции. Что только не печатали о художнике советские газеты! Например, он получил «по полной» за: пессимизм, деформацию, незаконченность, экспрессионизм. Критиковали и за близость творческих подходов к Модильяни.

В результате наш земляк был вынужден заняться иллюстрацией книг и работой в театре. Сделал творческий вклад и в кинематограф. Лично Сергей Эйзенштейн пригласил его в Алма-Ату для создания декораций к фильму «Иван Грозный».

Как написал о художнике Арсений Тарковский: «Это прекрасный пример того, как выгодно быть честным и чистым человеком... Вы видите совершенно наглядно, какие замечательные плоды это приносит, как дорого то, что делается людьми такого рода, которые с действительно святым упорством, с железной волей пробиваются сквозь все преграды».

Творческое признание художник получил, как это часто случается, после смерти (умер в 1970-м). Персональные выставки проходили в 1970—1980-х - в Москве, Ленинграде. А в 1990—2000 годах снова в Москве, Нью-Йорке, Лондоне, Германии, Израиле...

Произведения Меера Аксельрода хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Как отметили на презентации выставки, есть они и в нашем Национальном художественном музее.

Выставку презентовали накануне Международного дня памяти жертв холокоста. После Витебска ее запланировано представить в музеях России, Германии, Израиля, других стран.

Александр ПУКШАНСКИЙ

Фото Алексея СПОТКАЯ

Выбор редакции

Общество

Память сердца. День вывода контингента советских войск из Афганистана

Память сердца. День вывода контингента советских войск из Афганистана

На мемориальном «Острове слез» пройдет традиционный митинг-реквием и встреча однополчан-афганцев

Как женщине оставаться женщиной? Знает Елена Делендик

Как женщине оставаться женщиной? Знает Елена Делендик

Елена Делендик — создательница «Школы очарования».

Общество

Игорь Задорожный: Мечтали, что у нас будет двое детей

Игорь Задорожный: Мечтали, что у нас будет двое детей

А теперь трое сыновей спрашивают, когда у них появится сестренка.