Вы здесь

За счет чего гомельский «Спартак» наращивает экспорт своей продукции?


В пикантной ситуации героев известного мультфильма, которые прокрались на территорию шоколадной фабрики и оказались с ног до головы в сладко-коричневой глазури, могут оказаться наиболее любознательные посетители гомельского «Спартака» — здесь в новом году планируют сделать регулярными экскурсии горожан и гостей города над Сожем в свои цехи. На предприятии всерьез озаботились налаживанием обратной связи с потребителем и ищут нетрадиционные формы работы, отсюда и идея развития промышленного туризма.


Впрочем, традиционные тоже не считают исчерпавшими себя, поэтому, чтобы быть ближе к покупателю, активно изучают спрос — с помощью давнего и проверенного партнера, каким является торговля. А еще открывают магазины и ларьки фирменной торговли — сейчас через их отлаженную сеть реализуется до 10 % всей продукции фабрики на внутреннем рынке. Эту цифру планируется по крайней мере удвоить.

Любители сладенького увидят не просто россыпи батончиков мюсли, шоколада и шоколадных конфет с ярким дизайном и самыми немыслимыми начинками, а еще печенья, вафель и карамели — это та продукция, на выпуске которой специализируется предприятие, но и красочные наборы с говорящими названиями «Импрессо премиум», «Соnt&Bluе mіх», «Сладкий сундучок», «Зимушка-зима», «Волшебный домик» и другие.

Генеральный директор «Спартака» Олег Жидков в беседе с журналистами назвал любопытную цифру: за те два года, когда корреспонденты «СЕ» не были на предприятии, здесь разработано около 150 наименований новой продукции. 40 из них, которые уже сегодня имеют тенденцию к массовому производству, поставлены на поток, остальные ждут своей очереди. Олег Николаевич не стал перечислять многочисленные новинки, ограничился только тем, что особо выделил новый шоколад — с нугой, на отечественном рынке его никто больше не выпускает. И положил на стол буклеты о новых видах продукции — читайте.

Разговор зашел о новостях производства. Самая важная — проводимая модернизация, создание в ходе ее первого этапа новых цехов (цехов!) и выпуск оригинальной вафельной продукции. На очереди второй этап, по итогам которого покупатели получат принципиально иную продукцию — проливново-вафельные конфеты типа «Аэрофлотских» и «Ананасных» и вафельные батончики.

— С самого начала мы рассматривали модернизацию в комплексе, — рассказывает Олег Николаевич. — Понимали, что дальнейшая автоматизация приведет к высвобождению рабочих рук, и готовились к этому. Никого не отправили за ворота. Часть людей перевели на новые линии — они прошли профессиональный отбор, переподготовку на аналогичных участках. Другим нашли равноценное применение на шоколадном, бисквитном или карамельном производстве.

Думаю, по-хозяйски подошли и к прежнему вафельному производству. Оборудование там вполне работоспособное, да и ассортимент востребованный, даже на внешнем рынке. Рынком этим мы дорожим — Россия, США, Монголия, и замещение новым продуктом должно пройти постепенно, чтобы гарантированно сохранить потребителя. А факти-
чески получилось не замещение прежнего товара, а создание нового, которому пришло время заявить о себе.

Такое внимание развитию вафельного направления генеральный директор объясняет... элементарной заботой о покупателе. Дело в том, что популярный вид продукции обладает не только требуемыми потребительскими качествами, но и невысокой стоимостью для потребителя. Цена вафельных конфет существенно отличается от цены шоколадных, при всех прочих равных условиях — надлежащем качестве прежде всего. Что безусловно важно, так как у людей разные финансовые возможности. И они ждут не только дорогой ассортимент, но и тот, который по карману всем.

— Те же мотивы двигали нами, — продолжает Олег Жидков, — когда всю свою продукцию структурировали на три бренда. «Импрессо» — это группа премьерного сегмента, она немного дороже. Средняя по цене — «Спартак». Самая доступная группа — «Эскоминьо», при тех же высоких потребительских качествах, немногим отличаются лишь ингредиенты.

Ге­не­раль­ный директор «Спар­та­ка» Олег Жидков.

Просим собеседника вернуться к теме хорошо продуманной и эффективно проводимой реконструкции. Как известно, опыт за деньги не купишь.

— Для реализации второй части проекта, — охотно делится генеральный директор, — готовы новое помещение и оборудование, именно на февраль запланированы пусконаладочные работы. Создадим новые рабочие места, а хорошая зарплата делает нас заведомо конкурентоспособными на местном рынке труда. Продукция пойдет как с традиционной, так и с фруктовой начинкой. Вафельное направление интересное и повсеместно востребованное, мы ведь по-прежнему держим здесь пальму первенства на территории бывшего СССР.

Продолжая еще одну актуальную тему — внешних рынков, Олег Николаевич рассказывает об обоснованных планах увеличения экспортных поставок, что позволит не только сохранить темпы производства и объем выпуска продукции, но и превысить уровень 2016—2017 годов.

— Мы знаем, о качестве продукции у вас «заботятся» аттестованная система ІSО 9001 и не менее совершенная система ХАССП, обе они зиждутся на международных стандартах. А можно ли пойти далее требований этих систем?

— Будем иметь в виду, что в стандартизации нет какой-то верхней планки, выше которой не поднимешься. Меняется и совершенствуется все. Вот последний пример: с 1 января введен в действие новый Технический регламент Таможенного союза на наличие трансизомеров в сырье для хлебопекарного производства — в маргарине, жирах и так далее. Требования к их содержанию становятся более жесткими, повышаются в десять раз. И так во всем — процесс совершенствования идет постоянно. В нашем производстве тоже. Поэтому продукция «Спартака» соответствует Техническим регламентам Таможенного союза.

Следует ли говорить, что вопросы качества и ассортиментная политика шагают нога в ногу. Мы ежегодно анализируем ассортимент, проводим специальные исследования и анализ, в ходе чего определяем сильные и слабые ассортиментные позиции, разбираемся в причинах аутсайда и принимаем решение, что с этим товаром дальше делать. Нет больше продуктов-долгожителей, идет постоянная ротация. Сейчас век самого новаторского продукта — три-пять лет максимум.

Хотя периодически возникает интерес покупателя к старому ассортименту, вспомните пример подушечек или клюквы в сахаре. И мы не прячем на дальнюю полочку рецептуры прежних лет, проверенный временем продукт в определенной пропорции сохраняется во всех товарных группах. Но флагманский, конечно, иной.

На «сладком рынке» с каждым годом растет конкуренция, сладкоежки становятся все более разборчивыми. И смело конкурировать с другими производителями мы можем по двум основным позициям — цене и качеству. Приходится постоянно искать такие варианты производства, при которых мы могли бы предложить продукцию аналогичного качества за те же деньги или даже дешевле. (Как вы понимаете, по понятным причинам я в эти варианты углубляться не буду.) Скажу только, что транснациональные корпорации — конкурент очень серьезный, выходить с ними на равные позиции — дело чести для белорусов.

Владимир ХИЛЬКЕВИЧ

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Название в газете: Эта нелегкая сладкая пальма первенства

Выбор редакции