Вы здесь

За счет чего гомельский «Спартак» наращивает экспорт своей продукции?


В пикантной ситуации героев известного мультфильма, которые прокрались на территорию шоколадной фабрики и оказались с ног до головы в сладко-коричневой глазури, могут оказаться наиболее любознательные посетители гомельского «Спартака» — здесь в новом году планируют сделать регулярными экскурсии горожан и гостей города над Сожем в свои цехи. На предприятии всерьез озаботились налаживанием обратной связи с потребителем и ищут нетрадиционные формы работы, отсюда и идея развития промышленного туризма.


Впрочем, традиционные тоже не считают исчерпавшими себя, поэтому, чтобы быть ближе к покупателю, активно изучают спрос — с помощью давнего и проверенного партнера, каким является торговля. А еще открывают магазины и ларьки фирменной торговли — сейчас через их отлаженную сеть реализуется до 10 % всей продукции фабрики на внутреннем рынке. Эту цифру планируется по крайней мере удвоить.

Любители сладенького увидят не просто россыпи батончиков мюсли, шоколада и шоколадных конфет с ярким дизайном и самыми немыслимыми начинками, а еще печенья, вафель и карамели — это та продукция, на выпуске которой специализируется предприятие, но и красочные наборы с говорящими названиями «Импрессо премиум», «Соnt&Bluе mіх», «Сладкий сундучок», «Зимушка-зима», «Волшебный домик» и другие.

Генеральный директор «Спартака» Олег Жидков в беседе с журналистами назвал любопытную цифру: за те два года, когда корреспонденты «СЕ» не были на предприятии, здесь разработано около 150 наименований новой продукции. 40 из них, которые уже сегодня имеют тенденцию к массовому производству, поставлены на поток, остальные ждут своей очереди. Олег Николаевич не стал перечислять многочисленные новинки, ограничился только тем, что особо выделил новый шоколад — с нугой, на отечественном рынке его никто больше не выпускает. И положил на стол буклеты о новых видах продукции — читайте.

Разговор зашел о новостях производства. Самая важная — проводимая модернизация, создание в ходе ее первого этапа новых цехов (цехов!) и выпуск оригинальной вафельной продукции. На очереди второй этап, по итогам которого покупатели получат принципиально иную продукцию — проливново-вафельные конфеты типа «Аэрофлотских» и «Ананасных» и вафельные батончики.

— С самого начала мы рассматривали модернизацию в комплексе, — рассказывает Олег Николаевич. — Понимали, что дальнейшая автоматизация приведет к высвобождению рабочих рук, и готовились к этому. Никого не отправили за ворота. Часть людей перевели на новые линии — они прошли профессиональный отбор, переподготовку на аналогичных участках. Другим нашли равноценное применение на шоколадном, бисквитном или карамельном производстве.

Думаю, по-хозяйски подошли и к прежнему вафельному производству. Оборудование там вполне работоспособное, да и ассортимент востребованный, даже на внешнем рынке. Рынком этим мы дорожим — Россия, США, Монголия, и замещение новым продуктом должно пройти постепенно, чтобы гарантированно сохранить потребителя. А факти-
чески получилось не замещение прежнего товара, а создание нового, которому пришло время заявить о себе.

Такое внимание развитию вафельного направления генеральный директор объясняет... элементарной заботой о покупателе. Дело в том, что популярный вид продукции обладает не только требуемыми потребительскими качествами, но и невысокой стоимостью для потребителя. Цена вафельных конфет существенно отличается от цены шоколадных, при всех прочих равных условиях — надлежащем качестве прежде всего. Что безусловно важно, так как у людей разные финансовые возможности. И они ждут не только дорогой ассортимент, но и тот, который по карману всем.

— Те же мотивы двигали нами, — продолжает Олег Жидков, — когда всю свою продукцию структурировали на три бренда. «Импрессо» — это группа премьерного сегмента, она немного дороже. Средняя по цене — «Спартак». Самая доступная группа — «Эскоминьо», при тех же высоких потребительских качествах, немногим отличаются лишь ингредиенты.

Ге­не­раль­ный директор «Спар­та­ка» Олег Жидков.

Просим собеседника вернуться к теме хорошо продуманной и эффективно проводимой реконструкции. Как известно, опыт за деньги не купишь.

— Для реализации второй части проекта, — охотно делится генеральный директор, — готовы новое помещение и оборудование, именно на февраль запланированы пусконаладочные работы. Создадим новые рабочие места, а хорошая зарплата делает нас заведомо конкурентоспособными на местном рынке труда. Продукция пойдет как с традиционной, так и с фруктовой начинкой. Вафельное направление интересное и повсеместно востребованное, мы ведь по-прежнему держим здесь пальму первенства на территории бывшего СССР.

Продолжая еще одну актуальную тему — внешних рынков, Олег Николаевич рассказывает об обоснованных планах увеличения экспортных поставок, что позволит не только сохранить темпы производства и объем выпуска продукции, но и превысить уровень 2016—2017 годов.

— Мы знаем, о качестве продукции у вас «заботятся» аттестованная система ІSО 9001 и не менее совершенная система ХАССП, обе они зиждутся на международных стандартах. А можно ли пойти далее требований этих систем?

— Будем иметь в виду, что в стандартизации нет какой-то верхней планки, выше которой не поднимешься. Меняется и совершенствуется все. Вот последний пример: с 1 января введен в действие новый Технический регламент Таможенного союза на наличие трансизомеров в сырье для хлебопекарного производства — в маргарине, жирах и так далее. Требования к их содержанию становятся более жесткими, повышаются в десять раз. И так во всем — процесс совершенствования идет постоянно. В нашем производстве тоже. Поэтому продукция «Спартака» соответствует Техническим регламентам Таможенного союза.

Следует ли говорить, что вопросы качества и ассортиментная политика шагают нога в ногу. Мы ежегодно анализируем ассортимент, проводим специальные исследования и анализ, в ходе чего определяем сильные и слабые ассортиментные позиции, разбираемся в причинах аутсайда и принимаем решение, что с этим товаром дальше делать. Нет больше продуктов-долгожителей, идет постоянная ротация. Сейчас век самого новаторского продукта — три-пять лет максимум.

Хотя периодически возникает интерес покупателя к старому ассортименту, вспомните пример подушечек или клюквы в сахаре. И мы не прячем на дальнюю полочку рецептуры прежних лет, проверенный временем продукт в определенной пропорции сохраняется во всех товарных группах. Но флагманский, конечно, иной.

На «сладком рынке» с каждым годом растет конкуренция, сладкоежки становятся все более разборчивыми. И смело конкурировать с другими производителями мы можем по двум основным позициям — цене и качеству. Приходится постоянно искать такие варианты производства, при которых мы могли бы предложить продукцию аналогичного качества за те же деньги или даже дешевле. (Как вы понимаете, по понятным причинам я в эти варианты углубляться не буду.) Скажу только, что транснациональные корпорации — конкурент очень серьезный, выходить с ними на равные позиции — дело чести для белорусов.

Владимир ХИЛЬКЕВИЧ

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Название в газете: Эта нелегкая сладкая пальма первенства

Выбор редакции

Общество

Персональная медицинская сигнализация поможет пожилым

Персональная медицинская сигнализация поможет пожилым

В следующем году Мингорисполком планирует внедрить дополнительную меру социальной поддержки ветеранов.

Общество

Какой можно открыть бизнес на деньги от центра занятости

Какой можно открыть бизнес на деньги от центра занятости

Чтобы начать свое дело, нужен стартовый капитал.

Общество

Секреты профессии мастера леса

Секреты профессии мастера леса

Парень выбрал профессию с посыла родителей.