21 сентября, пятница

Вы здесь

«Уроки современности»: как увлечь школьников белорусской литературой?


«Литература - это человековедение, и именно она формирует личность, поэтому сокращать программу по таким предметам недопустимо», - в этом убеждена Ольга Шведова-ЮНИЦКАЯ, одна из победителей конкурса методических разработок «Уроки современности», который объявила для учителей белорусского языка и литературы газета «Літаратура і мастацтва». Учительница, работающая в Новоселковском учебно-педагогическом комплексе ясли-сад - средняя школа, предложила урок внеклассного чтения в шестом классе по повести Андрея Федоренко «Щербатый талер», с которым в итоге заняла второе место. Методическая разработка учителя привлекла членов жюри своей креативностью и интерактивностью, разнообразием форм и педагогических приемов.


Всего на конкурс было прислано 75 работ. Наибольшую активность проявили учителя из Гродненской области, которые прислали 22 работы, или 30 % от общего количества. Волей судьбы все три призовых места также достались педагогам с Гродненщины. Награждение победителей состоялось на днях в конференц-зале издательского дома «Звязда».

Третью премию на конкурсе «Уроки современности» получила Светлана КОМПАНЕЕЦ, учитель белорусского языка и литературы Радунской средней школы Вороновского района. Предлагаемые ей занятия для учеников 11 класса по теме «Современная белорусская поэзия: творчество Виктора Шнипа и Алеся Рязанова» знакомят школьников со сложной современной поэзией, помогают воспитывать чувство поэтического слова.

Как отметила во время церемонии награждения победителей главный редактор «ЛіМа» Лариса Тимошик, учительница прислала свою работу буквально за несколько дней до Нового года, хотя конкурс стартовал в самый разгар летних каникул. В общем наибольшее количество конкурсных работ поступило в последние дни уходящего года, а кто-то вообще вскочил в последний вагон 31 декабря, между прочим, все работы нужно было прочитать, осмыслить и вникнуть в их суть.

- И вот среди этого шквала интереснейших разработок мы обратили внимание на урок по современной поэзии. Шнип и Рязанов - непростые поэты в плане их философского осмысления. Поэтому хочу поблагодарить, что и эта часть литературы - современное поэтическое творчество - приходит к нашим детям. Все-таки есть учителя, которые могут научить школьников понимать поэзию. Вообще уроков, посвященных поэзии, на конкурс поступило немного. И это был тот самый случай, который мы просто не могли обойти вниманием, - констатировала Лариса Тимошик.

А первое место заняла методическая разработка двух учительниц из городского поселка Мир Аллы Бакач и Елены Смольской «Неугомонные путешественники» (по произведению Анатолия Бутевича «В гостях у вечности», раздел «Мир - цыганская столица»). Комиссия конкурса высоко оценила сложную форму урока, выдающиеся творческие способности конкурсанток, установку на воспитание толерантности, обращение к национальным традициям различных этнических общностей многонациональной Беларуси.

Интересно, что Елена Смольская - ученица Аллы Бакач. Более того, последняя воспитывала девочку сначала в белорусскоязычном детском саду, а потом, начиная с пятого класса, преподавала ей в школе родной язык. И вот они уже десять лет работают рядом друг с другом. Елена Смольская признается: «Полагаю, что не случайно встретилась на моем пути моя воспитательница и моя учительница белорусского языка Алла Ивановна. Эта встреча предопределила профессиональную судьбу. Мне посчастливилось вернуться после окончания филфака БГУ в свою родную школу и заниматься любимым делом».

Как известно, школьная программа по белорусской литературе в последние годы пересматривается. И не все шаги ее разработчиков поддерживаются учителями.

- Насколько я понимаю, в Союзе писателей Беларуси обсуждался вопрос о том, чтобы наполнить школьную программу современными авторами и произведениями. Может, и надо это сделать, но как при том количестве часов, отводимых на изучение белорусской литературы, охватить все? Мы, учителя, - консерваторы и на все новое трудно соглашаемся, но в дискуссионных спорах к логической истине, наверное, все-таки придем, - рассуждает Светлана Компанеец.

- В литературу приходит огромное количество молодых авторов, с ними надо знакомить школьников, - уверена Ольга Шведова-Юницкая. - Современные дети, в своем большинстве, не ориентированы на интеллектуальную прозу. Ученикам нравятся произведения, связанные с каким-то жизненным материалом, то, что им близко, может зацепить их за живое. Та литература, которую можно назвать белорусскоязычной беллетристикой, в самом хорошем смысле этого слова, которая легко воспринимается, может захватить чтением даже не читателей, та же повесть «Дикая охота короля Стаха» Владимира Короткевича, ведь не секрет, что современные дети читают очень неохотно.

А вот исчезновение из обязательной программы романа Андрея Мрыя «Записки Самсона Самосуя» учителя не поддерживают, как и исчезновение романа Кузьмы Чорного «Поиски будущего». Очевидно одно: критерии отбора художественных произведений для их включения в учебную программу по белорусской литературе и перспективы развития этого предмета в школе надо обязательно обсуждать с педагогической общественностью.

Кстати, у организаторов конкурса «Уроки современности» есть замысел подготовить PDF-сборник с лучшими конкурсными работами. Он станет хорошим подспорьем для всех учителей родного языка в подготовке интересных и нестандартных уроков.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.  

Общество

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Для системы дополнительного образования присущ отложенный во времени эффект.  

Культура

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Их создали в честь предприятий, которые успешно функционировали в дореволюционное время.