15 августа, среда

Вы здесь

Что выясняет автотовароведческая экспертиза?


Какие «подводные камни» есть в оценке ущерба после дорожно-транспортного происшествия? Чем может закончиться авария с, казалось бы, минимальными последствиями? Что ждет человека, который решил не жаловаться на неправильную парковку в ГАИ, а «проучить» водителя самостоятельно? Жизненных обстоятельств, которые приводят в ангар автотовароведческой экспертизы, очень много. И случиться они могут не обязательно с водителем, но и даже с пешеходом.

Точки над «і» корреспондент «Звязды» расставил с помощью ведущего государственного судебного эксперта отдела автотовароведческих экспертиз центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз Руслана Липницкого.


Экономия не на пользу

- Для чего нужна автотовароведческая экспертиза?

- Основные вопросы, на которые должен дать ответ эксперт, - это выяснить объективную стоимость транспортного средства, определить размер ущерба при его повреждении и сумму, на которую потянет восстановительный ремонт.

- ДТП, как известно, происходят разные. Но находятся и страховые мошенники, которые пытаются получить деньги за ДТП, которого не произошло...

- Был у нас такой случай с Mеrсеdеs-Bеnz ML. Авто было якобы повреждено. Страховая компания выплатила деньги по размеру заявленного ущерба, однако после ее специалисты решили все же обратиться в следственные органы. И, как потом выяснилось, ни в каком ДТП машина не участвовала. Также мы сталкивались с тем, что на исправный автомобиль навешивают поврежденные части с другой машины.

Но страховое мошенничество может выглядеть и по-другому. Некоторые грузоперевозчики, направляя авто в Россию, хотят сэкономить. Руководство говорит водителю, мол, езжай купи и страховку именно там, так как это обойдется дешевле. Водитель, долго не думая, приобретает полис в каком-нибудь киоске. Так проходит месяц, другой - и водитель попадает в ДТП. Начинается разбирательство, и оказывается, что... этот полис вообще нигде не фигурирует. Естественно, никаких денег по страховке компания также не получит. Поэтому стоит ли овчинка выделки?

Как ремонт оказался «золотым»

- В Беларуси уже восьмой год действует возможность составления европротокола. Скажем, если повреждения при мелком ДТП не превышают 400 евро, то виновник происшествия и пострадавший могут обойтись без вызова ГАИ. Но все ли так хорошо?

- Честно, не всегда видно все повреждения после ДТП, которые можно легко зарегистрировать. Скажем, образовался у нас на дороге классический «паровозик» - машина, которая ехала сзади, ткнулась в бампер автомобиля впереди. Водители думают, что поврежден только бампер, немного поцарапан перед авто - и все. А вот в сервисном центре выясняется, что повреждений на самом деле гораздо больше. И уже не факт, что они впишутся в лимит по европротоколу.

Показательная история случилась несколько лет назад, правда, она не касается европротокола. Муж и жена - пенсионеры - ехали на довольно бюджетном автомобиле, водитель замешкался на пересечении и ткнулся в заднюю часть Bеntlеу. Скорость была невысокая, повреждения оказались на первый взгляд небольшими - поцарапанный бампер, заднее крыло... Они подумали, что уложатся в страховой лимит, который составляет 10 тысяч евро. Волноваться не стали. И на осмотр автомобиля тоже не приехали. А зря...

Прошло где-то около года. Внезапно раздался звонок в дверь. Почтальон принес заказное письмо. Оказалось, что это извещение из страховой компании. Она просила доплатить за ремонт того же Bеntlеу... примерно 13 тысяч евро. В случае отказа она обещала подать регрессный иск. Пенсионерам стало плохо. Они не понимали две вещи. Во-первых, где взять такую ​​уйму денег? Во-вторых, почему, казалось бы, за мелкий ремонт нужно платить так много?

Сам по себе механизм страховой выплаты прост. Хозяин застрахованного транспортного средства после ДТП законно обращается в страховую компанию об обеспечении выплат, которые вернут нанесенный ему ущерб. Страховая компания, которая взяла ранее на себя обязательства, должна оплатить нужную сумму. Если ДТП произошло по вине застрахованного лица, страховая компания выплачивает ущерб потерпевшему - здесь все логично. Но вот тут и начинается самое интересное. Случается так, что сумма, которую компания выплачивает, покрывая долг, значительно превышает ту, на которую заключен договор с застрахованным гражданином. Для того чтобы вернуть разницу, уплаченную сверх страховой суммы, компания и подает регрессный иск именно на виновника ДТП.

Впоследствии выяснилось, что тот Bеntlеу ремонтировали в Польше. Поменяли там бампер, накладки, парктроники, покрасили боковину... Но, например, чтобы провести работы над задним крылом, нужно было вырезать стекло. Причем обратно его поставить нельзя, нужно исключительно новое. Вот так и набежала огромная сумма...

Чем больше износ, тем меньше выплата

- Какие ошибки допускают люди при оформлении ущерба за последствия аварий?

- Часто виновники и пострадавшие в ДТП просто не являются на экспертный осмотр. Хотя, казалось бы, это должно быть в их же интересах, чтобы противоположная сторона «не повесила», как говорят, «всех собак». Доказать после ремонта, откуда взялись повреждения - до вас или после вас, - будет почти невозможно. А так есть возможность решить все вопросы, как говорится, на месте. Зачем от нее отказываться?

- Влияет ли износ запчастей на оценку ущерба от ДТП?

- В любом случае вы сможете взыскать с виновного не полную стоимость восстановительного ремонта, а только сумму за вычетом износа запасных частей. Скажем, в ДТП вам разбили бампер и стекло. И если поставить новые запасные части, то стоимость ремонта будет составлять условные 4000 рублей. Но если детали уже эксплуатировались много лет, то компенсация будет уже меньше. И не избавляйтесь от поврежденных запасных частей после ремонта. Кто знает, может, виновник ДТП будет недоволен выставленным счетом и попытается подать в суд, чтобы выяснить истинный размер нанесенного ущерба. А так вещественное доказательство позволит вам отстоять вашу точку зрения.

Многие автомобили в Беларуси ездят с просроченным техническим осмотром. Попадались такие и к нам. И если, например, в аварии повреждалось сильно поржавевшее крыло, с которым техосмотр никак не мог быть пройден, то его могли оценить в такую ​​мизерную сумму, что пострадавшему в ДТП фактически приходилось оплачивать значительную часть расходов на ликвидацию ущерба из своего кармана.

Да и сама компенсационная сумма рассчитывается по-разному. Например, возьмем Роrsсhе Сауеnnе и Vоlkswаgеn Tоuаrеg - машины похожие, но цены на запчасти будут разные. Поэтому не всегда можно надеяться на то, что страхового лимита хватит для возмещения ущерба.

«Искусство» с криминальными последствиями

- В сводках новостей с завидной регулярностью попадаются материалы о том, что водителю решили «отомстить» за неправильную парковку и что-то сделать с его автомобилем. Что ждет в таком случае «народных мстителей»?

- Скажем, если недовольный парковкой человек решил «разобраться» с водителем и провел ключиком царапину по корпусу до самого металла, то убрать ее будет гораздо труднее. Был у нас случай, когда один человек в состоянии алкогольного опьянения поцарапал гвоздиком три машины. И «нарисовал» он в итоге на уголовную ответственность, которая начинается от 40 базовых величин.

Или вот вспоминается еще один случай - женщине-водителю на новом дорогом BMW намазали на стекло силикатный клей. И он впитался так, что пришлось стекло менять. Опять же, дело закончилось уголовным преследованием. Казалось бы, что тут может потянуть на 40 базовых? Хватило бы и административной ответственности... Дело в том, что стекло в современных автомобилях совсем не то, которое было два-три десятилетия назад. Там есть и дополнительные элементы - например, очень тонкие нити подогрева. Их невооруженным глазом не видно, но при замене стекла сумма получится довольно кругленькая. Так и вышло в той истории с BMW.

Валерьян ШКЛЕННИК

Название в газете: «Денежная сторона» ДТП

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Какие требования предъявляются к новым учебникам?

Какие требования предъявляются к новым учебникам?

В следующем учебном году в белорусских школах будут использоваться 44 новых учебных пособия. 

Общество

Не боги горшки обжигают...

Не боги горшки обжигают...

...а участники шестого международного пленэра гончаров, который недавно прошел в деревне Городная Столинского района.

Культура

Сверхзадача Всемирных игр кочевников — объединить мир

Сверхзадача Всемирных игр кочевников — объединить мир

Не нивелируя, а подчеркивая его разнообразие, вдохновляясь богатством его красок и оттенков.

Общество

Чем удивит малое «Золотое кольцо России»

Чем удивит малое «Золотое кольцо России»

В одном городе можно почувствовать себя зажиточным крестьянином.