22 февраля, четверг

Вы здесь

«Наши» и «ненаши» в отечественном кино


Высказывания министра культуры Юрия Бондаря на коллегии министерства, состоявшейся во вторник, в кинопространстве прозвучали как гром среди уже давно не ясного неба. Министр с помощью цифр озвучил достижения национальной киностудии, но сказал, что вокруг белорусского кино «создан нездоровый информационный фон», в котором происходит наглое, открытое унижение «Беларусьфильма», а наш кинематограф представляется «чернухой, снятой за три копейки на цифровую камеру». Национальной киностудии от министра тоже досталось: она, по словам Юрия Бондаря, не обеспечила повышение художественного качества продукции, а, например, на студии документального кино «Летопись» «слабо разрабатываются острые социальные проблемы». Коснулся министр и кинофестиваля «Лістапад», предложив радикально изменить подходы к формированию его программ...

Высказывания министра быстро распространились среди представителей сферы кино, а мы собрали реакции и помещаем их на этой странице. От имени же СМИ в ответ на претензии к информационному полю вокруг белорусского кино можем сказать: какое кино - такое вокруг него и поле.


Константин Воробей, продюсер, руководитель некоммерческой организации «Мастерская социального кино»:

- Слова министра культуры, к сожалению, еще больше лишают оптимизма независимых кинематографистов. Молодые авторы, представляющие белорусский кинематограф не только в стране, но и на международных фестивалях, так и не дождались слов поддержки и благодарности. То же самое с дирекцией «Лістапада», которая много сделала для того, чтобы фестиваль стал важным событием для наших кинематографистов. Министерство продолжает разделять киносообщество, принижая одну из сторон, и не видит других субъектов для стимулирования и поддержки, кроме «Беларусьфильма». На мой взгляд, это поспособствует продолжению процесса эмиграции белорусских молодых режиссеров, сценаристов и продюсеров за границу. Надеюсь, министерство услышит другую сторону, не дожидаясь ухудшения ситуации.


Антонина Карпилова, киновед, кинокритик, заведующая отделом экранных искусств Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы НАН Беларуси:

- Министр, как и многие, справедливо недоволен положением «Беларусьфильма»: киностудия не выпускает достаточное количество игровых и документальных картин надлежащего художественного уровня. И все же дело не в информационном поле, которое негативно относится к белорусскому кино, а в самом белорусском кино, которое не дает поводов говорить о нем позитивно... К тому же информационное поле состоит из различных элементов: министр упоминает социальные сети (на самом деле это тоже СМИ), но как человек из Академии наук хочу подчеркнуть, что есть и научные исследования академического киноведения. Пусть они выходят маленьким тиражом и не всегда доступны читателю, но существуют, кстати, в интернете тоже. Например, нашу книгу о Великой Отечественной войне в киноискусстве Беларуси просто порасхватывали на цитаты.

Что касается прессы, которую, наверное, руководитель нашей культурной сферы обвиняет в создании нездорового информационного поля в большей степени, следует заметить работу журналов «На экранах» и «Мастацтва», газет «Звязда» (в которой есть интересные полемические материалы, стимулирующие позитивную деятельность), «Літаратура і мастацтва», «СБ. Беларусь сегодня» и некоторых других. Их публикации не несут нездоровой атмосферы, а достаточно объективно показывают ситуацию в белорусском кино и остаются наиболее важной платформой для высказываний по этой теме. Так что акцентировать внимание на роли социальных сетей, по-моему, не совсем уместно.

Не могло меня не затронуть и высказывание о «Лістападе». Неоднократно я являлась членом отборочных комиссий, входила в разные жюри - глядя и изнутри, и снаружи, считаю, что на фестивале на равных сосуществуют мировое и отечественное кино, элитарное и мейнстрим, игровое и документальное. Национальный конкурс в прошлом году действительно обострил, скажем так, проблему: призы получило так называемое независимое кино, так как показало жизнь, как она есть. Я говорю «так называемое», потому что нужно уже говорить об общем поле кинокультуры, хватит делить на красных и белых. Надо привыкнуть к мысли, что в кинокультуре нет «наших» и «ненаших». Повторю известную идею: дело не в технике и реконструкции, а в мозгах и таланте тех, кто делает кино. Хотелось бы, чтобы кинематографистам помогали независимо от того, где они работают.


Максим Карпицкий, кинокритик, член FIРRЕSСI:

- Кто-то, по-видимому, через розовые очки представляет неравнодушных зрителей, которые упорно обсуждают белорусское кино в социальных сетях, кафе, ночных клубах и за фрезерным станком. На самом деле если у широкой публики и просыпается интерес к «своему» кино, то прежде всего благодаря независимым кинематографистам. Пока что единственным очевидным плодом завершенного ремонта «Беларусьфильма» стали большие неоновые буквы на здании студии, а три крупных имиджевых проекта (полнометражные ленты «Следы на воде», «Тум-паби-дум» и альманах «Мы») вряд ли окупились, по крайней мере точно не получились. Определенные изменения все же происходят, но чтобы прозвище «Партизанфильм» стало анахроническим, должно быть сделано куда больше. И чуть ли не самой главной преградой для развития как национальной киностудии, так и независимого кинематографа становятся действия Министерства культуры, которое отдает великобюджетные проекты сомнительным, зато иностранным постановщикам и не может организовать прозрачный республиканский конкурс кинопроектов, но все еще мечтает о «национальном» блокбастере по цене гамбургера с колой. Теперь вот министр открыто заявляет, что собирается повлиять на формирование программ «Лістапада», несмотря на то, что они создаются не силами министерства, а фестиваль не полностью финансируется из бюджетных средств. Почему-то чиновники от культуры не способны увидеть, что Национальный конкурс фестиваля становится интересным только благодаря «снятым за три копейки» фильмам молодых режиссеров. У представителей независимого киносообщества получилось выдвинуть собственные предложения по новому законопроекту "О мерах по стимулированию развития кинематографа», но сейчас кажется, что самая лучшая помощь, на которую способны официальные структуры, - по возможности давать деньги и не мешать...


Дарья Амелькович, кинообозреватель, кинокритик, член FIРRЕSСI:

- Юрий Бондарь сделал много замечаний национальной киностудии - о не лучшем качестве ее фильмов, об отсутствии четкой стратегии творческого развития, о невключенности бизнеса в кинопроизводство... Понимая это, глава ведомства, между тем, обратил внимание на «нездоровый информационный фон вокруг белорусского кино». Однако второе как раз следует из первого. Если киностудия предлагает пусть и малобюджетные, но сильные в художественном плане игровые картины, изменится и отношение к ней. В этом контексте незаслуженно наносится удар по независимому кинематографу, который в последнее время как раз пытается выйти из тупика и предложить зрителю кинопроизведения, которые резонируют с современным днем. Если они «чернушные» - тогда можно назвать таковыми и большинство лент мирового, европейского и российского кино. В качестве примера можно упомянуть безусловный российский «хит» прошлого года - победителя «Кинотавра» «Аритмию». Ее режиссера Бориса Хлебникова так же неоднократно упрекали в «беспросветности», тем не менее Министерство культуры России сочло важным и стоящим профинансировать его проект о тяжелых, иногда невыносимых буднях врачей скорой помощи.

И особенно обидно слышать критику в сторону кинофестиваля «Лістапад», которому за последние годы удалось создать собственное лицо и заслужить хорошую репутацию не только на постсоветском пространстве, но и во всей Европе, с каждым годом только прибавляющую в символическом весе. Подобный результат достигнут именно благодаря созданию выдающихся кинопрограмм, соответствующей творческой среды и поддержке тех национальных кинопроб, инициатив, проектов, которые, несмотря на свой - самый разный - статус, соответствуют современному киноконтексту. Комплименты в адрес минского кинофестиваля с каждым годом слышу все чаще и, признаться, только с ужасом могу воспринимать желание изменить подходы к формированию его программ.


Оксана Эйхарт, директор студии «Летопись» киностудии «Беларусьфильм»:

- Фильмы «Летописи» действительно мало исследуют социальные проблемы, в прошлом году только «Агмень» претендовал на что-то подобное. Но финансирование мы получаем через конкурс кинопроектов Министерства культуры, который объявляется уже с темами, которые часто не содержат в себе никаких проблем. Так что это вопрос не столько к нам, сколько к самому министерству. Например, в прошлом году мы занимались восемью картинами о номинантах на госпремию - разумеется, мы рассказывали о выдающихся людях, а не исследовали проблемы. Нужно включать социальные вопросы в темы конкурса - глядишь, они появятся и в кино. К тому же наши сроки производства не так велики, чтобы режиссер мог долго наблюдать за героем, а на экране что-то происходило.

Министр также сказал, что «Беларусьфильм» должен зарабатывать деньги. Объемы продаж у нас действительно увеличились, но в принципе киностудия призвана формировать национальное самосознание, что не всегда можно измерить деньгами. Наша основная задача - чтобы белорусы почувствовали себя нацией, поэтому много проектов носят заведомо некоммерческий характер, государство должно это поддерживать. Что касается молодежи, она у нас появляется: в штат мы взяли Игоря Чищеню, интересный проект делает Саша Маркова, над совместным с Францией фильмом работает Дарья Юркевич.

Министр говорил о нездоровом информационном фоне вокруг белорусского кино, я немного с этим согласна. В последнее время, особенно осенью, очень вперед выдвинули независимых кинематографистов. Я вообще против того, чтобы делить режиссеров на зависимых и независимых, так как те не полностью независимы, а мы не полностью зависимы. К качеству и художественной ценности того, что показывали на Национальном конкурсе прошлого «Лістапада», много вопросов, при этом фильмы подаются как очень хорошие. Акцентируется внимание на картинах, снятых бесплатно, но так можно сделать одну-две работы, а у нас работают профессионалы, которые хотят зарабатывать. Рано или поздно эти мальчики и девочки должны будут обратиться к индустрии с профессиональными сотрудниками и техникой. Случаются отдельные успехи отдельных режиссеров - я только за. Но у «Летописи» - хотя у нас и был провальный 2016 год, когда мы ничего не снимали, - много побед. Когда я читаю в «Фейсбуке» «белорусский фильм впервые в Амстердаме...» - да не впервые он в Амстердаме, там уже была наша Галина Адамович. Внимание немного перенеслось на другую сторону, и объективного отношения к белорусскому кино нет.

Игорь Поршнев, генеральный директор киностудии «Беларусьфильм»:

- Поддерживаю слова Юрия Бондаря относительно нездорового информационного шума вокруг киностудии в социальных сетях. Конечно, каждый человек имеет право высказывать свое мнение. Но в этом случае речь идет не о нормальных пользователях и даже не о тех, кто «не смотрел, но осуждает», - такие всегда были и будут. Речь идет о людях, которые за счет вброса непроверенной или даже заведомо ложной информации удовлетворяют свои личные амбиции, пиарятся таким нехитрым, но, как оказалось, действенным способом. Если говорить на языке интернет-сообщества, идет хайп ради хайпа. При этом совсем необязательно говорить правду: просто крикни громче, придумай задористую историю - и тебе поверят.

Со своей стороны мы учтем все высказанные министром замечания и примем меры для устранения недоработок. Среди ближайших целей - создание четкой стратегии творческого развития отечественного кинематографа и как результат - повышение художественного качества кинопродукции, активизация работы по реализации отечественного кино и анимации на внешние рынки. Планируем более активно сотрудничать с частными кинопроизводителями, собирать редакционный портфель с учетом актуальности тем и востребованности их в кинопрокате.

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Почему багаж знаний без умения их применить — это чемодан без ручки?

Почему багаж знаний без умения их применить — это чемодан без ручки?

Около 6 тысяч белорусских подростков из более чем 220 учреждений образования впервые примут участие в Международной программе по оценке образовательных достижений.

Общество

100 лет на страже мира

100 лет на страже мира

23 февраля Вооруженные Силы Беларуси отмечают 100-летний юбилей. 

Общество

Уже который год жители борются против общей парковки во дворе

Уже который год жители борются против общей парковки во дворе

Раньше три заезда во двор перекрывали декоративные металлические ворота, внутрь автомобили могли попасть только через большую арку со стороны улицы Янки Купалы.

Общество

Владимир и Лидия Лисовские награждены медалью «За любовь и верность»

Владимир и Лидия Лисовские награждены медалью «За любовь и верность»

Эти святые являются покровителями супружеской жизни, образцами беззаветной любви и верности друг другу.