Вы здесь

«Завезли Деда за село, и всем стало весело...»


Такое необычное сочетание противоположных по значению слов («Деда» же, по сути, везут хоронить) можно услышать только в начале масленичной недели и в единственном районе Витебской области - Городокском. А именно в деревне Долгополье, где по древней традиции справляют веселое обрядовое игрище для взрослых - «Похороны Деда». На севере Беларуси бытовала именно такая форма прощания с зимой. Если в других регионах славянских земель проводился обряд сжигания соломенного чучела, здесь, в Городокском, соломенного «Деда» закапывали в снег. При этом и причитания по «покойнику», и проводы его за деревню, и «поминки» принимают анекдотический характер, считается, что чем больше веселья, потехи, юмора «на похоронах», тем лучше будет встреча весны.


Как всегда, основное участие в народных масленичных гуляниях принимают женщины.

На этот раз в Долгополье «похороны» проводили в доме Валентины Шенделевой. Валины соседки помогли хозяйке сделать соломенного Деда, которого на время игрища в деревне называют Тимофеем Васильевичем. Почему так называют? А все потому, что когда-то здесь жил один веселый и беззаботный дед, который не давал прохода деревенским красавицам, флиртовал с ними. Поэтому образ «Деда», которому было почти сто лет, остался в народной памяти и поныне.

В первый день масленичной недели в Валином доме, после обеда, собираются жители деревни на прощание с «Дедом», посмотреть и послушать, как рыдает и прочитал «вдова». Та старается делать это как можно более красноречиво и остроумно - чтобы «похороны» получились запоминающимися и веселыми. Женщины также присоединяются к веселому театральному действу, шутливо и «солено» вспоминают проделки Деда. И в то же время не забывают похвалить Тимофея Васильевича за его «трудолюбие» и «работоспособность», «геройские» поступки, прощают его. Женщины переодеваются то в «доктора», который засвидетельствует «смерть» Деда, то в «священника», который справляет панихиду. А потом веселой толпой проводят «Васильевича» за село. Возвращаясь домой, «вдова» поет: «Завезли Деда за село, и всем стало весело...»

В доме уже накрыт «поминальный» стол, гармонисты достают свои гармошки, и начинаются веселые «поминки».

Говорят, современному человеку не дано до конца понять, какой смысл вкладывали наши предки в это игрище. Игра предшествовала важному событию земледельческого календаря крестьянина - Великому посту, поэтому нужно было хорошо повеселиться. И в то же время обряд давал понимание, что все в этом мире временно и что умирание должно восприниматься как необходимое продолжение существования и символ возрождения земли.

Городокский народный масленичный обряд внесен в список объектов нематериального историко-культурного наследия Беларуси. Организаторы мероприятия - отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома, а также центр традиционной культуры и народного творчества района.

Анатолий Клещук, фото автора

Городокский район, деревня Долгополье

Оставить комментарий

Выбор редакции

Политика

«Народный избранник — это как река между двумя берегами»

«Народный избранник — это как река между двумя берегами»

Об особенностях депутатской деятельности, работе с населением и творческом настрое.

Общество

Андрей Равков: Я не мечтал быть генералом

Андрей Равков: Я не мечтал быть генералом

Министр обороны — о сложном пути к генеральским погонам, перспективах развития белорусской армии и мирном небе над головой.

Общество

Иван Кирчук: Я 14 лет жил один и более не планировал никакой семьи

Иван Кирчук: Я 14 лет жил один и более не планировал никакой семьи

«Ой, Иван Иванович, а где ваша борода?» Само собой вырвался у меня этот вопрос, когда открыла дверь в этнолабораторию и увидела лидера группы «Этно-трио «Троица»...