20 августа, понедельник

Вы здесь

«Завезли Деда за село, и всем стало весело...»


Такое необычное сочетание противоположных по значению слов («Деда» же, по сути, везут хоронить) можно услышать только в начале масленичной недели и в единственном районе Витебской области - Городокском. А именно в деревне Долгополье, где по древней традиции справляют веселое обрядовое игрище для взрослых - «Похороны Деда». На севере Беларуси бытовала именно такая форма прощания с зимой. Если в других регионах славянских земель проводился обряд сжигания соломенного чучела, здесь, в Городокском, соломенного «Деда» закапывали в снег. При этом и причитания по «покойнику», и проводы его за деревню, и «поминки» принимают анекдотический характер, считается, что чем больше веселья, потехи, юмора «на похоронах», тем лучше будет встреча весны.


Как всегда, основное участие в народных масленичных гуляниях принимают женщины.

На этот раз в Долгополье «похороны» проводили в доме Валентины Шенделевой. Валины соседки помогли хозяйке сделать соломенного Деда, которого на время игрища в деревне называют Тимофеем Васильевичем. Почему так называют? А все потому, что когда-то здесь жил один веселый и беззаботный дед, который не давал прохода деревенским красавицам, флиртовал с ними. Поэтому образ «Деда», которому было почти сто лет, остался в народной памяти и поныне.

В первый день масленичной недели в Валином доме, после обеда, собираются жители деревни на прощание с «Дедом», посмотреть и послушать, как рыдает и прочитал «вдова». Та старается делать это как можно более красноречиво и остроумно - чтобы «похороны» получились запоминающимися и веселыми. Женщины также присоединяются к веселому театральному действу, шутливо и «солено» вспоминают проделки Деда. И в то же время не забывают похвалить Тимофея Васильевича за его «трудолюбие» и «работоспособность», «геройские» поступки, прощают его. Женщины переодеваются то в «доктора», который засвидетельствует «смерть» Деда, то в «священника», который справляет панихиду. А потом веселой толпой проводят «Васильевича» за село. Возвращаясь домой, «вдова» поет: «Завезли Деда за село, и всем стало весело...»

В доме уже накрыт «поминальный» стол, гармонисты достают свои гармошки, и начинаются веселые «поминки».

Говорят, современному человеку не дано до конца понять, какой смысл вкладывали наши предки в это игрище. Игра предшествовала важному событию земледельческого календаря крестьянина - Великому посту, поэтому нужно было хорошо повеселиться. И в то же время обряд давал понимание, что все в этом мире временно и что умирание должно восприниматься как необходимое продолжение существования и символ возрождения земли.

Городокский народный масленичный обряд внесен в список объектов нематериального историко-культурного наследия Беларуси. Организаторы мероприятия - отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома, а также центр традиционной культуры и народного творчества района.

Анатолий Клещук, фото автора

Городокский район, деревня Долгополье

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Выбираем школьную форму вместе с учениками

Выбираем школьную форму вместе с учениками

Ежегодно «Беллегпром» выпускает к учебному году сотни моделей одежды.

Общество

Как активная оценка побуждает к учебе?

Как активная оценка побуждает к учебе?

Этим летом в Академии последипломного образования прошел уже второй фестиваль активной оценки.

Экономика

Когда  на Могилевщине повысятся надои?

Когда на Могилевщине повысятся надои?

Корреспондент «МС» попыталась разобраться.

Калейдоскоп

Веселые истории наших читателей

Веселые истории наших читателей

Про жатву, Мулявина и налогового инспектора.