22 сентября, суббота

Вы здесь

Почему багаж знаний без умения их применить — это чемодан без ручки?


Весной текущего года около шести тысяч белорусских подростков из более чем 220 учреждений образования впервые примут участие в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (РISА). Одно из самых авторитетных исследований качества образования в мире призвано дать ответ на вопрос: выполняет ли образование свою основную функцию — подготовки к самостоятельной жизни? Проверяются не столько академические достижения учащихся, сколько их умение работать с информацией и реальные жизненные компетенции, способность учащихся устанавливать причинно-следственные связи, их умение сопоставлять факты и анализировать, быстро принимать решения.


Жизненные задачки

По мнению директора департамента по образованию Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), главного куратора РISА Андреаса Шляйхера, образование должно быть компасом в сложной и нестабильной обстановке. «Предыдущее поколение учителей считало, что материал, который они преподают, будет полезен учащимся в течение всей жизни. Но сегодня школы должны готовить учеников к беспрецедентным переменам в экономике и окружающей действительности, к работе на рабочих местах, которые еще не созданы; к использованию технологий, которые не изобретены, — считает он. — Проще говоря, мир награждает людей уже не за то, что они знают, а за то, как они могут использовать то, что знают. Сегодня это главный фактор, определяющий различия в педагогических стратегиях. Актуальными сейчас становятся разнообразные комбинации знаний, навыки, качества характера, которые могут привести к успеху в карьере. Упор в современном образовании должен делаться на развитие творческого начала, критического анализа, умение решать проблемы и принимать решения. Если посмотреть на проблему через призму естественных наук и в то же время истории, философии, то такой подход может быть успешным».

В исследовании РISА участвуют 15-летние подростки. Такой возрастной ценз выбран неслучайно. Фактически во всех странах мира именно в этом возрасте учащиеся заканчивают базовый этап образования и определяются с дальнейшей жизненной и образовательной траекторией.

Тесты РISА, длящиеся два часа, содержат три основных блока: задания на читательскую грамотность (понимание текстов), математическую и естественно-научную. В них много текстов, которые нужно внимательно прочитать (а для современных школьников, которые не любят большие тексты, это, пожалуй, самое сложное) и ответить на многочисленные вопросы. Они идут группами, с привязкой к конкретному тексту.

Каждый раз акценты в исследовании смещаются. Основное внимание во время последнего мониторинга уделялось естественно-научной грамотности и выявлению тенденций развития естественнонаучного образованию в мире за последние годы. В цикле 2018 года в первую очередь будет проверяться читательская грамотность, а в 2021 году упор будет сделан на математическую.

Исследование РISА-2015 проводилось полностью на компьютерной основе с использованием нового типа интерактивных задач, которые представляли собой компьютерную симуляцию. Например, изучалась терморегуляция организма человека во время забега на длинные дистанции в условиях повышенной температуры и (или) влажности воздуха. Компьютерная симуляция давала возможность учащимся изменять температуру воздуха и уровень влажности, а также варьировать условия — потребляет бегун воду или нет потребляет и так далее.

В тесты был включен также компонент сотрудничества — исследователей интересовала способность учащихся работать в команде. Подросткам предлагалось в отношениях с какими-то виртуальными партнерами совместно обсудить и решить практическую проблему: организовать, например, производство маек или создание школьной газеты и т д. Это значит, требовалось смоделировать процесс взаимодействия между людьми и оценить, насколько продуктивно ученик умеет взаимодействовать. Дополнительным компонентом стало изучение финансовой грамотности подростков.

В чем секрет Сингапура?

В рамках РISА, кроме непосредственно проведения тестов, собирается также информация об учащихся (социально-экономическом положении семьи, отношении к учебе, удовлетворенности школой и системой оценивания, фактах дискриминации в учебном заведении и т д.), Опрашиваются представители школы, анализируется система образования в целом. Это дает возможность не просто оценить успеваемость учащихся в разных странах, а определить, какие факторы способствуют достижению высоких результатов.

Между прочим, результаты РISА каждый раз тянут волну дискуссий — как внутри стран-участниц, так и на международном уровне. Во Франции бьют тревогу из-за неравных условий в доступе к качественному образованию и устаревших методов преподавания. В США обсуждают целесообразность единого общегосударственного стандарта и ищут эффективные пути для привлечения в школы лучших учителей.

В 2015 году лучшие результаты показал Сингапур. При этом сингапурские школьники продемонстрировали высокие результаты по всем трем компонентам комплексного экзамена — чтению, математике и естественным наукам. За ним расположились Япония, Эстония, Тайпей (Китай) и Финляндия. Правда, их результаты по различным компонентам теста отличались — кто-то показал лучшие знания по математике, кто-то — по читательской грамотности. В первую десятку рейтинга входят также Тайвань, Финляндия, Макао (КНР), Вьетнам, Гонконг и крупные города КНР.

Некоторое время существовало мнение, что высокие позиции стран Восточной Азии в международном исследовании обусловлены чрезмерной учебной нагрузкой и зазубриванием материала. И когда в РISА впервые был введен критерий творческой способности к решению проблем, многие эксперты ожидали обрушения рейтингов или, во всяком случае, снижения показателей успеваемости учащихся восточноазиатских стран. Но их ожидания не оправдались. В том же Сингапуре произошла «тихая революция», которая осталась почти незамеченной на Западе. На первый план там вышло развитие творческого и критического мышления, социальных навыков, эмоциональной отзывчивости. Основной задачей современного образования в Сингапуре является создание среды, которая бы стимулировала желание у каждого гражданина учиться на протяжении всей жизни. Уже в трехлетнем возрасте в детских дошкольных учреждениях Сингапура начинается образовательный процесс, у детей развиваются такие навыки, как чтение (на двух языках), счет, музыка, рисование, конструирование, формируется творческий взгляд на окружающий мир.

«Если ученики сфокусированы на запоминании и ретрансляции того, что сказал им учитель, это работает только более-менее при решении легких задач. И это одна из причин того, почему многие восточноевропейские страны, включая Российскую Федерацию, показывают низкий результат в РISА. Просто запоминание уже не гарантирует успех, — уверен Андреас Шляйхер. — Гораздо более эффективным инструментом является способность сочетать новую информацию с уже освоенной».

Упор на профессионализм учителей

Организаторы РISА считают, что результаты тестов представляют собой объективный инструмент для оценки качества системы образования в той или иной стране. По результатам предыдущих исследований Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию были созданы модели, позволяющие предсказывать результаты учеников в разных странах на основе анализа принятых решений в образовательной политике с точностью 85 процентов.

Один из их выводов — качество образования в стране не может быть выше качества подготовки учителей, работающих в школах. Результаты РISА свидетельствуют, что лучшие системы образования отбирают, обучают и поддерживают лучших учителей. Например, успехи финской школы в первую очередь связывают с повышением требовательности к результатам работы учителя и одновременным расширением автономии в его работе. Конкурсы на педагогические специальности в Финляндии — одни из самых высоких: для того чтобы на них поступить, необходимо принадлежать к трети лучших выпускников школы по результатам общенациональных экзаменов.

Все страны, которые улучшили свои показатели в РISА, придерживаются последовательной политики по улучшению качества педагогического состава. Там создают стимулы для самых успешных учащихся, чтобы побудить их к педагогической деятельности, повышают заработную плату учителям, чтобы сделать профессию более привлекательной, или поощряют учителей, чтобы те участвовали в тренингах и педагогических программах.

Относительно необходимого финансирования анализ РISА показывает, что расходы на образование, бесспорно, важны, однако они влияют на успешность только до определенной границы. Увеличение финансирования помогает бедным странам. Если же расходы на ученика превышают $ 50 000, то простое увеличение финансирования не добавляет значительного прироста в знаниях. При этом частные школы не являются исключением. Словакия, которая тратит на одного ученика около $ 53 000, имеет такие же результаты, как США, которые тратят на одного ученика $ 115 000. Дальнейший рост показателей образованности зависит от эффективности использования финансовых и материальных средств. Большую пользу приносят расходы на подготовку учителей и повышение их квалификации.

Эксперты РISА уверены, что система образования может способствовать высокой мотивации к обучению, если она обеспечивает отношение ко всем ученикам как к потенциально успешным. Только когда система образования культивирует, стимулирует и поддерживает веру в то, что все ученики могут достичь более высоких успехов, те чувствуют желание действовать и достигают лучших результатов. Что является общим для всех успешных стран — так это признание важности образования и сосредоточение общественных ресурсов и усилий на ее постоянном совершенствовании.

Беларусь пока не участвовала ни в каких международных мониторинговых исследованиях, поэтому все рассуждения о «качестве» выпускников, которое вроде бы ухудшается, можно списать на субъективность таких оценок. Наверное, для того, чтобы констатировать, что достижения или проблемы и действительно имеют место, очень полезно увидеть себя на фоне достижений и проблем систем образования других стран. Но есть и определенные опасения: еще никогда страны, которые только присоединились к исследованию, не проявляли сразу высокие результаты. Поэтому главное — сделать правильные выводы из озвученных рекомендаций.

В апреле — мае прошлого года в нашей стране состоялся пробный этап тестирования РISА, в котором приняли участие 66 учреждений образования. Во время его проводилось тестирование компьютерной техники, апробировались задания, представленные международными организаторами, велась подготовка ответственных лиц для проведения основного исследования. Пробный этап показал, что технически и организационно Беларусь готова к проведению основного этапа тестирования РISА. Что покажет исследование, мы сможем узнать только в декабре 2019 года.

Исследование РISА проводится каждые три года, а затем в течение еще одного года анализируются результаты тестов, прежде чем они будут представлены мировой общественности. Первый рейтинг был составлен в 2000 году. Результаты последнего озвучены 5 декабря 2016 года. В РISА-2015 участвовали 536 тысяч школьников из 71 страны, а РISА 2018 охватит уже 82 страны. Беларусь, Украина и еще 9 стран будут в нем новичками.

Надежда НИКОЛАЕВА

Оставить комментарий

Выбор редакции

В мире

Как спастись от тайфуна?

Как спастись от тайфуна?

Более 60 человек погибли на Филиппинах из-за тайфуна «Мангхут», еще почти 50 пропали без вести.

Общество

Кому и чем поможет ТЦСОН

Кому и чем поможет ТЦСОН

От помощи на дому пожилым и до создания кризисных комнат для жертв домашнего насилия.

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.