Вы здесь

Укусил контролера — сломал себе зуб. Как мы ловили «зайцев»


Услышав фразу «Проверка оплаты проезда», даже если ты только что приложил проездной к валидатору, а потом еще раз — на всякий случай, все равно невольно начинаешь чувствовать тревогу. Не раз понаблюдав со стороны за пойманными «зайцами», меньше всего хочется оказаться в подобной ситуации. Но, как видно, это правило распространяется не на всех: ведь кто-то катается «на адреналине» чуть ли не все время. Чтобы попробовать на себе одну из самых стрессовых (без преувеличения!) Профессий, мы решили напроситься в напарники к контролерам общественного транспорта.


По утрам не спорят, рискуют днем

Час дня. Радостные сотрудники офисов спешат на обед, а у работников КУП «Минсктранс» только начинается вторая смена. С Галиной ГРИНКЕВИЧ встречаемся в диспетчерской станции «Карастояновой». Женщина работает в этой сфере аж с 2001 года, поэтому психологию пассажиров уже успела изучить досконально.

— За эти годы научилась выделять определенные типажи, поэтому в принципе знаю, кто чего стоит. Но вообще самый скандальный тип — это взрослые женщины, приблизительно моего возраста. Может быть, это связано с тем, что мы привыкли все просчитывать, и сумма штрафа в 12,5 рубля может как-то сбить систему расходов, — рассуждает Галина. Свой возраст — 55 лет — она ​​не скрывает и честно признается, что считает месяцы до выхода на пенсию. Устала.

Рабочий график контролеров выглядит так: пять дней первая смена — с 6 утра до 15, пять дней вторая — с 13 до 22. Те, работники, которые совсем недавно прошли стажировку, работают в самые непопулярные часы, в разные смены с 5- утра и до 12 ночи, так что неохваченными бдительным оком проверяющих минский общественный транспорт не остается никогда.

В среднем за день нужно проверить 40 машин подвижного состава, но когда начинается административный процесс с вызовом милиции, то все это может затянуться, тогда наверстывать приходится в другие дни, рассчитывая на то, что «зайцы» попадутся более сговорчивые. Больше всего безбилетников днем. По утрам люди спешат на работу, потому времени на споры у них обычно нет, вот и не решаются рисковать.

Система распределения фронта работы среди контролеров тоже интересная. Например, от диспетчерской станции «Карастояновой» идет 12 маршрутов, для контролеров они чередуются в определенном порядке. Мы попадаем в день с маршрутом от площади Бангалор, по Орловской и до Веснянки. Завтра, например, Галина со своим коллегой будут проверять направление на Зеленый луг.

По одному контроллеры не работают. Выдержать такое давление непросто и вместе, а в одиночку вообще нереально. Были периоды, когда работали и по трое, но это показалось нерациональным использованием трудовых резервов. Теперь компанию Галине составляет Михаил, который прошел десятидневную стажировку всего месяц назад. Несмотря на солидный возраст полгода назад мужчина из провинции перебрался в столицу. Ранее работал на заводе, а вот в Минске найти место по специальности не удалось, подождал пару месяцев и решил податься в контролеры — здесь кадры всегда нужны. Поработав не так много, Михаил признается: не ожидал, что люди могут быть такие...

«А что вы мне сделаете?»

Наслушавшись рассказов о том, какой едва ли не экстремальной может быть эта работа, не терпится ринуться в бой. «Но вы на многое не рассчитывайте. Мне уже сшили форменную куртку, которую безбилетники вычисляют на раз-два», — предупреждает Галина.

Несколько первых остановок после диспетчерской станции — тишина и спокойствие. В троллейбусах всего по паре пассажиров, предусмотрительно, а может, и честно — не будем клеветать, — ничего не нарушают.

В это время Галина раскрывает нам о профессиональных тонкостях: «Лучше точно не становится. Раньше было проще тем, что штрафная квитанция выдавалась сразу на месте, а теперь для ее получения необходимо представить паспорт или вид на жительство. Любой другой документ не подойдет, так что, когда безбилетный пассажир и хочет решить все полюбовно, — не получится, придется ждать, пока приедет милиция и поможет установить его личность. Это связано с тем, что неоплаченный проезд — административное правонарушение, поэтому оно должно быть занесено в базу. Но при этом самостоятельно задержать правонарушителей контролеры не имеют права, могут только предложить дождаться сотрудников милиции. У кого-то совесть все же просыпается, и они терпеливо стоят на остановке и по полчаса, а кто-то разворачивается и смело уходит: мол, а что вы мне сделаете?

Что касается введенных недавно дифференцированных штрафных тарифов, то человека, который готов заплатить штраф, не важно, на месте или в течение месяца, они не коснутся — он заплатит в любом случае 12,5 рубля. Но если нарушитель не уложится в отведенный срок, то штраф будет уже 61 рубль 25 копеек. Если при составлении протокола пассажир не согласен с привлечением к ответственности, в отношении него будет проведено разбирательство, где решат, какой штраф ему назначить: 0,5 или 1 базовую величину. Такие случаи бывают довольно часто. Например, около двух недель назад Галина обнаружила безбилетника: у мужчины был проездной на количество поездок, он приложил портмоне к валидатору и не убедился, что оплата прошла. Перепроверили — валидатор исправен, проезд точно не был оплачен. Женщина, которая сидела рядом, настойчиво утверждала, что видела, что мужчина проезд оплатил. Кстати, пассажиры чаще всего становятся на сторону «зайца» — что тут страшного, с кем не бывает. В результате с решением контролеров «случайный» безбилетник так и не согласился — поехал на комиссию.

Слушать истории, конечно, интересно, но увидеть что-то подобное вживую все равно хочется больше.

На одной из остановок как раз пересекаемся с коллегами, которые вывели из троллейбуса молодую женщину.

— Я точно пробивала. Понимаете, я не из Минска. Поехала не в ту сторону, потом пересела, мне вообще в центр «Мать и дитя» нужно, — дрожащим голосом доказывает пассажирка, перебирая по карманам, пакетам, различным отделениям сумки и кошелька с десяток бумажек. Когда девушка уже готова расплакаться, заветный талончик все-таки находится — конечно, в самом неожиданном месте.

Укусил контролера — сломал себе зуб

Кстати, и нам «везет» на первого безбилетника. Его история похожа на предыдущую — перепутал (дата на талончике совсем «несвежая»). И поверить было бы можно, если бы контролеры не узнали его в лицо — ловят уже не первый раз. Видимо, зная все «лайфхаки», мужчина спокойно выходит из транспорта и тут же убегает с остановки, издалека еще что-то неразборчиво выкрикивая. Самое удивительное, что через 10 минут мы встречаем его на том же маршруте — и снова без талона.

Правда, на этот раз его уже не трогаем, потому что успеваем заметить другого пассажира без оплаты проезда. Как только административный процесс начинается в отношении одного безбилетника, остальные «зайцы» могут выдохнуть спокойно — их проверять не будут.

На этот раз встречаемся с тем же типажом, о котором сначала говорила Галина, — взрослая женщина, готовая отстаивать свою позицию до последнего. Выйдя на остановке, не менее 10 минут слушаем, что женщина все-таки собиралась купить талон, это сама контролер ей не дала. За это время успеваем узнать все о ее собственной жизни: что она работала учителем, сейчас ухаживает за больной 93-летней матерью, сама гипертоник, на улицу вообще редко выходит. При этом тема выкриков варьируется от «Я напишу на вас большую жалобу», «Так возьмите автомат и расстреляйте меня» до «Вы же женщина, вы должны меня понять». Не знаю, как можно выдержать такое давление ежедневно, но у меня начинает болеть голова и пропадает настроение уже после первого подобного случая. Кстати, вызов милиции так и остается угрозой, и женщину отпускают с миром — ей еще нужно спешить к больной маме. Контролеры признаются, что к определенным категориям у них, в хорошем смысле, предвзятое отношение: пожилым людям, беременным женщинам или молодым мамам, скорее, спокойно попросят купить талон, а вот требовать покинуть транспорт — не будут.

На самом деле мы с легкостью могли бы доказать свою правоту. Камеры включаются при входе в транспорт, запись идет, пока не завершен административный процесс. Жалоб немало, поэтому за документальной хроникой обращаются довольно часто. Но контролеры этого не боятся, они всегда придерживаются должностной инструкции — это пассажиры могут рассказывать любые истории и выбирать любые модели поведения. Галина вспоминает соответствующий случай. Контролеры зашли в транспорт вместе с женщиной, она на их глазах прокомпостировала талон, однако он был непригоден, так как проезд уже подорожал, и его надо было обменять в киоске «Минсктранса». Контролер попросила пассажирку купить новый талон у водителя, но та отказалась. Только на третьей остановке, когда не помогли уговоры, ее попросили выйти и вызвали сотрудников милиции. В результате женщина написала жалобу, что с нее сразу же начали требовать штраф, а милицию ждали час, хотя камера зафиксировала 19 минут. Естественно, с легкостью удалось установить правду.

Обычно все заканчивается только угрозами на словах. Но у коллеги Галины был случай, когда нарушитель ее укусил. Расплата не заставила себя долго ждать — при этом мужчина сломал себе зуб. Его задержали, поучаствовал даже водитель. Результат — 10 базовых величин штрафа и немалая сумма на восстановление зуба.

Что касается школьников, то они обычно ходят со справками, но есть и хитрецы, которые «косят» под малолетних. «Помню, попалась девушка. Так, невысокого роста, худенькая, но по лицу значительно старше. Какой год рождения? — 2001. Говорю, будем вызывать сотрудников милиции. Она отвечает: «Не надо никаких сотрудников, все оплачу». Продолжает паспорт, а там 1991. Резко повзрослела на 10 лет», — рассказывает Галина.

Нам на пути попадаются почему-то одни безбилетные мужчины. Первый утверждает, что поездки закончились неожиданно, хотя последняя оплата производилась неделю назад, второй — что не будет оплачивать наземный транспорт, пока в нем не появятся терминалы продажи билетов, третий — что не имеет работы, поэтому и за проезд платить не должен. Однако угроза вызова милиции действует отрезвляюще — паспорта находятся, а вот желание ездить «зайцем» исчезает. Контролеры выводят из троллейбуса очередного безбилетника, а мы едем дальше, на всякий случай перепроверив свою собственную оплату.

Дарья КОСКО

Фото Анны ЗАНКАВИЧ

Выбор редакции

Культура

Воспоминания об Аркадии Кулешове

Воспоминания об Аркадии Кулешове

История одного выступления.

Общество

Как настоящие мужики усваивают «женское» дело

Как настоящие мужики усваивают «женское» дело

В последние годы тема равноправия между мужчинами и женщинами переживает новую волну процветания.

Экономика

Разработчики — о новом Налоговом кодексе Республики Беларусь

Разработчики — о новом Налоговом кодексе Республики Беларусь

В прошлом году Налоговый кодекс Беларуси претерпел существенные изменения.