Вы здесь

Если вовремя диагностировать рак, его можно победить


Продолжительность жизни в развитых странах увеличивается, а население планеты стареет. Именно с этим связывают рост онкологических болезней во всем мире. В нашей стране ежегодно 50 тысячам новых пациентов ставится такой диагноз. Как диагностируется рак в Беларуси, в каком возрасте нужно проверяться и почему войну против этой болезни пока нельзя выиграть, мы спросили у заместителя директора по научной работе РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова, члена-корреспондента Национальной академии наук Беларуси, доктора медицинских наук, профессора Сергея Красного.


— Сергей Анатольевич, в каком возрасте нужно задумываться о диагностике рака?

— Онкологические болезни встречаются в любом возрасте, и даже у новорожденных. Поэтому помнить об этом нужно всегда, но прежде всего это должен иметь в виду врач. Вообще же рак — это заболевание людей пожилого возраста. У молодых он встречается достаточно редко, даже несмотря на то, что в последнее время заболевание помолодело. Помнить необходимо следующее: если что-то беспокоит, то нужно не ждать, когда станет совсем плохо, а сразу обращаться к врачу. Это касается людей любого возраста. Если говорить о целенаправленном обследовании на злокачественные опухоли, то в нашей стране существуют скрининговые программы, которые разработаны для различных категорий населения, так называемых групп риска.

В частности, если мы говорим про рак шейки матки, то в группе риска все женщины в возрасте от 30 до 60 лет. Этот рак помолодел, ведь девушки раньше начинают половую жизнь. Заболевание вызывает вирус папилломы человека. Считается, что около 10 лет после инфицирования и реинфицирования достаточно для развития рака. Поэтому если девушка начинает половую жизнь в 13 лет, то в 22—24 года у нее может возникнуть злокачественная опухоль. Такое редко, но встречается. Женщин мы целенаправленно обследуем в возрасте с 30 до 60 лет, гинеколог берет мазок. Сейчас полученный материал исследуется по новой системе окраски, это так называемая жидкостная цитология, она с конца прошлого года внедрена во всех регионах страны. Это более дорогой, но гораздо более точный метод.

Рак молочной железы встречается и у молодых пациенток, но тоже не часто. Поэтому обследовать начинаем женщин в возрасте с 50 до 70 лет. Раз в два года делается рентген-маммография. В более раннем возрасте она неинформативна из-за высокой плотности молочных желез, и если что-то беспокоит, то нужно периодически делать УЗИ (ультразвук). После 70 лет, если раньше ничего не проявлялось, маммографию делать нецелесообразно, так как опухоль, еслиа и появилась, развивается медленно и, как правило, не ведет к серьезным проблемам. То же самое касается подобного, только мужского заболевания — рака предстательной железы. Диагностику проходят также один раз в два года в возрасте с 50 до 65 лет. Выполняется анализ крови на ПСА, и, если показатель повышен, делается биопсия.

И последняя скрининговая программа, направленная на выявление рака толстой кишки. Используется два метода диагностики. Наиболее точный — тотальная колоноскопия под анестезией с удалением полипов. Делается она один раз в 10 лет, первый раз — в 50-летнем возрасте. А если кто-то из близких имел опухоли толстой кишки, то в 40 или даже еще раньше. Раз в 10 лет такого исследования достаточно, ведь когда удаляются полипы, опухоль не возникнет. Таким образом можно предупредить 80% опухолей. Это сложный метод диагностики, и охватить всех у нас пока не получается. Есть и другой метод — анализ кала на скрытую кровь. Он не такой точный, но если кровь обнаруживается, тогда показана тотальная колоноскопия. В ближайшее время будут идти исследования по скрининговой программе рака желудка и рака легкого у курильщиков.

— Что такое генетически обусловленный рак?

— Есть две вещи, которые часто путают. Рак — это генетическое заболевание, так как оно вызвано мутациями, которые произошли в структуре ДНК. Поэтому можно сказать, что все злокачественные заболевания — генетические. И иногда это путают с наследственными заболеваниями. Наследственного рака не так много — около 5—7% от всех злокачественных опухолей. При некоторых локализациях этот процент больше. Например, при раке молочной железы наследственная обусловленность может достигать 20%, при раке толстой кишки — от 15 до 20%.

— Если близкие болели раком, надо обследоваться чаще?

— Чаще не стоит, а вот начинать надо пораньше. Особенно если близкие болели в молодом возрасте. После 55 лет это уже скорее всего не наследственное заболевание, но проявлять настороженность и проверяться надо. Причем обращать внимание не только на ту локализацию, которая была у близких. Очень похожие рак молочной железы, простаты и яичников. Так же близки рак толстой кишки и рак желудка.

— Какой рак обнаружить сложнее всего?

— Есть локализации, которые обнаруживаются сложней. К тому же они характеризуются более агрессивным течением — опухоль растет очень быстро. И ее запущенность может быть связана с тем, что не успели вовремя поставить диагноз, несмотря на то что человека что-то беспокоило. Это опухоли печени и поджелудочной железы. Они могут вызвать сложности в диагностике: провели УЗИ и не заметили, так как по структуре злокачественное новообразование в этом случае близко к здоровой ткани. То же, кстати, касается и опухолей полых органов — они на УЗИ не видны. Есть еще такой момент, что опухоль очень маленькая, до одного сантиметра, но дает метастазы. Правда, такие случаи не часто случаются. Если тщательно подойти к диагностике, несмотря на сложности, все можно обнаружить. Причиной запущенности болезни чаще всего все же служит то, что пациент вовремя не обращался к врачу.

 

— С какими видами рака можно прожить долгую жизнь и умереть от других болезней?

— В зрелом возрасте многие опухоли развиваются медленно и болезнь протекает более благоприятно. Особенно у пациентов после 80 лет. Все обменные процессы в таком возрасте протекают медленно, в том числе и развитие злокачественных новообразований. Вообще же, при всех локализациях рака есть ситуации, когда болезнь развивается более-менее благоприятно. У другого пациента такая же по структуре опухоль может вести себя совсем по-другому. Сейчас мы проводим молекулярно-генетические исследования для того, чтобы выявить, при каких мутациях болезнь протекает агрессивно, а когда более благоприятно. Поэтому каждое злокачественных новообразований может развиваться благоприятно, и пациент живет с ним много лет. У нас таких примеров достаточно. Это рак почки, молочной железы, кожи, простаты. При тех же локализациях могут быть опухоли, которые развиваются стремительно. В каждом случае нужно определять прогнозы течения болезни индивидуально.

— Рак каких локализаций хуже поддается лечению?

— Рак поджелудочной железы, печени, пищевода на самых ранних стадиях может развиваться агрессивно. И даже после полного удаления таких опухолей быстро могут появиться метастазы. Поэтому при многих локализациях, если даже точно обнаруживается, что опухоль единичная, лечение назначается такое, будто бы она распространена. Например, известно, что мелкоклеточный рак легкого быстро дает метастазы. У пациента где-то раковые клетки плавают в крови, просто еще не закрепились. Поэтому удалить опухоль недостаточно, где-то в скором времени появятся метастазы. В таких случаях после операции необходима лучевая и химиотерапия.

— Какой самый распространенный вид рака в Беларуси?

— Наша страна не отличается в этом плане от развитых стран мира, у нас в основном лидируют гормонозависимые опухоли. У мужчин — рак предстательной железы, у женщин — рак молочной железы. В последнее время на лидирующие позиции выходит рак толстой кишки. Поскольку он встречается и у мужчин, и у женщин, то его абсолютное количество больше. Причем скрининговые программы по колоректальному раку охватило лишь 2—3% группы риска, поэтому существенно на цифры она пока не повлияла.

— Онкологи утверждают, что катастрофа на Чернобыльской АЭС оказала воздействие на рост количества рака только одной локализации — щитовидной железы. Влияет ли соседство с загрязненными территориями на нас сегодня?

— Поскольку население расселилось по территории республики после катастрофы, отследить рост рака щитовидной железы у тех, кто получил дозу радиации, также сложно. Что касается малых доз радиации, то они если и оказывают воздействие на рост онкологических болезней, то настолько незначительное, что речь идет о нескольких процентах. Сейчас много людей живет на загрязненных территориях, многие вернулись, особенно пожилого возраста. У них нет злокачественных новообразований, вопреки тому, как прогнозировалось и ожидалось. Я советовал бы обратить внимание на те факторы, которые портят здоровье гораздо больше. Но наши люди так устроены, что хуже всего переносят... здоровый образ жизни. Бросить курить стремятся немногие, так как здесь нужно прилагать усилия. А между прочим, бросив курить, мы бы избежали 90% рака легкого, 80% рака мочевого пузыря и определенного процента рака других локализаций.

— Появятся ли в следующее десятилетие лекарства от рака, которые помогут победить его окончательно?

— Надо сказать, что новые лекарства от онкологических болезней появляются каждый день, а вот универсального средства до сих пор нет. В 70-е годы в США была даже объявлена ​​война против рака. Были потрачены огромные средства — около 100 миллиардов долларов. Предполагали, что удастся создать волшебную таблетку, которая будет помогать от всех опухолей. Но где там! Было разработано несколько эффективных лекарств против опухолей определенных локализаций. А в отношении остальных ничего не получилось. Раковая опухоль — сложное генетическое заболевание. Две опухолевые клетки, расположенные рядом, по генетической структуре очень разнятся. И война против рака была проиграна, потому что тогда был не известен процесс канцерогенеза — механизм образования опухоли, стремились их победить наугад. В настоящее время действуют по-другому. На сегодня известно около тысячи различных мутаций, которые могут вести к опухолям. Между мутациями есть взаимодействие, так называемые сигнальные пути. И сегодня разработаны лекарства почти против каждой мутации и против сигнальных путей. Одни уже используются, другие на стадии клинических испытаний, третьи разрабатываются. Есть тысячи лекарств — каждое средство против определенной точки, они и называются точечные, или целевые, так называемая таргетная терапия. А вот найти что-то общее против всех опухолей пока не получается. Существуют современные лекарства, воздействующие на иммунитет — эффективно, но тоже не 100-процентно. Сейчас появились вакцины против рака. С иммунной системы человека выделяют клетки, помещают к ним антиген, присутствующий в его опухоли. Эти клетки становятся иммунокомпетентными, их с помощью специальных технологий выращивают в большом количестве и вводят пациенту. Это индивидуальные вакцины, достаточно эффективные, но и они пока не совершили переворот в медицине, так как все опухолевые клетки отличаются друг от друга. И эффективная вакцина против 10 клеток оказывается беспомощной против 11-й, которая начинает размножаться. Но мы верим, что со временем что-то универсальное обязательно будет найдено.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.