Вы здесь

Павел Иванов: «Мы уже забыли, как снимать хорошее кино»


Неуспехи отечественного кино белорусская киносреда часто связывает с образованием, откуда шишки в сторону факультета экранных искусств Академии искусств, предложения отправить белорусских студентов на учебу за границу и нелестные упоминания ФЭИ на недавней коллегии Министерства культуры. Мы встретились с деканом факультета Павлом ИВАНОВЫМ, и тот объяснил, почему обвинять Академию не стоит, в чем, на его взгляд, проблема белорусского кино и когда «Беларусьфильм» снял свою последнюю хорошую картину.


— Наш факультет существует всего восемь лет. Мы начинали с кафедры кинотелеискусства, где не было никакой базы. Когда в 2003 году я набрал свой первый курс режиссеров телевидения, какие-то вещи мне приходилось объяснять на пальцах, а единственный компьютер принадлежал студенту — он приносил его и весь курс за ночь монтировал свои работы. За это время у нас, конечно, появилась неплохая база, но и условия стали другими: у каждого студента есть ноутбук и фотоаппарат, с помощью которых можно фактически сделать фильм. На коллегии Министерства культуры прозвучало, что наш факультет, мол, выпускает четыреста человек, а кина нет. Но так рассуждать — значит проявлять неосведомленность. Во-первых, девяносто процентов специалистов мы выпускаем для телевидения. Во-вторых, у нас муссируется мысль, что в стране не хватает режиссеров, но если б вы знали, с какими трудностями в прошлом году мы распределили восемь кинорежиссеров и четырех кинооператоров.

— Вы обязаны найти место для каждого студента?

— Да, для бюджетников. Четырех режиссеров взяли частные студии, а еще четыре чуть ли не по приказу министра культуры пошли ассистентами на «Беларусьфильм», где сейчас сидят в простое, получают никакие деньги и как-то выживают. Мало подготовить специалистов — нужно уметь их использовать. Только один выпускник – Игорь Васильев – снимает на киностудии короткометражку для альманаха о войне. Пару лет назад я попросил под свою ответственность восемьсот тысяч долларов, чтобы каждый студент в качестве диплома снял малобюджетный полнометражный фильм. Это мог бы быть целый прорыв, но мне отказали. Последняя картина Вячеслава Никифорова «Тум-паби-дум» стоила более миллиона долларов — если бы эти деньги получили наши студенты, обязательно что-то бы получилось.

— А за какие деньги студенты сейчас снимают свои дипломные работы?

— Когда я стал деканом, написал наверх письмо с просьбой выделять нам средства на курсовые и дипломные работы. Дали полтора миллиарда еще старых рублей и каждый год обязательно что-то выделяют. В прошлом году мы получили около пятнадцати тысяч долларов, тогда выпускался курс Ренаты Грицковой, и у каждого студента за плечами уже было около десяти фильмов различных жанров. Деньги студенты получают через питчинг, где защищают свои проекты, а мы объявляем тендер для студий. Так вот «Беларусьфильм» в прошлом году не участвовал принципиально, так как для него это очень маленькие деньги. А зачем тогда на всех перекрестках говорить, что надо выращивать, воспитывать, учить режиссеров, мы в этом заинтересованы?.. Заявлять, что это слишком накладно, — подход не государственной киностудии, а частной лавочки. Тендер в результате выиграла частная студия, и все получилось.

— А что вы скажете об альманахе «Мы»? «Беларусьфильм» дал возможность дебютировать пятерым режиссером.

— Если быть честным, этот альманах появился случайно: когда у Министерства культуры остались какие-то деньги, возникла естественная идея убить двух зайцев сразу — реализовать средства и дать кому-то возможность дебютировать. Наши тогда еще студенты Кирилл Ерохин и Арсений Ильиных сняли короткометражки «Брачо» и «Кукла» — это нормальный уровень для кинорежиссеров-новичков. А лично у меня остались ужасные впечатления, так как «Кукла» снята по моему сценарию, который редакторский отдел киностудии без моего ведома переписывал раз двенадцать... сами понимаете. Я написал сценарий по своему же рассказу, вошедшему в одну из антологий российской Академии наук, то есть с редактурой там все как положено. Киностудии нужно было заняться тем, чтобы как-то объединить короткометражки внутри альманаха, а не переписывать чужие сценарии, и получился салат.

— В отношении альманаха много разговоров было даже не о результате, а об условиях, в которых пришлось работать молодым людям.

— Да, им было трудно, жаловались на моральное давление «вы ничего не можете и не умеете, а должны делать вот так и так». По моим сценариям снято уже несколько десятков киноединиц ​​и почти все — за пределами Беларуси, потому что я никак не мог прийти к чему-то общему с нашей редактурой: она всегда начинает учить, как писать.

— Но режиссерам, которых выпускает Академия искусств, кроме как на «Беларусьфильм», почти некуда идти.

— После коллегии мы начали считать — оказалось, около семидесяти процентов наших выпускников с направленностью именно на кино работают по специальности. Это большой процент, для сравнения, из выпускников ВГИКа в профессии остается около тридцати. Но надо еще выяснить, сколько режиссеров работает за границей, потому что не имеет возможности снимать дома, где из-за интересов либо какого-то чиновника, либо руководства киностудии деньги отдаются на проекты, которые потом непонятно где. До сих пор разбираются, почему фильм «С 8 Марта, мужчины!» перестал быть белорусским и куда исчез «Парень без адреса». Каждый проект стоил около миллиона долларов, на такие деньги можно было дать работу молодым, которые благодаря этому остались бы в Беларуси. Они действительно хотят здесь снимать, правда, часто не на «Беларусьфильме», ведь зачем? Придешь со своим сценарием, а твою индивидуальность убьют. Поэтому и ищут деньги сами.

— В нашем кинопространстве часто звучит мысль, что кинематограф находится в стагнации в том числе из-за низкого уровня образования. Можно ли сказать, что с образованием на самом деле все в порядке?

— Идеального ничего нет. У нас кадровая проблема: преподаватели, которым бы позавидовал сам ВГИК, стареют, а замены им нет, ведь талантливая молодежь не хочет преподавать хотя бы из-за отсутствия материального интереса. Но я общаюсь с другими киношколами, периодически посещаю их кинофестивали, смотрю учебные работы и могу сказать, что мы не уступаем ни в процессе, ни в результате. Как-то к нам приезжали гости то ли из Литвы, то ли из Эстонии и с гордостью сказали, что за пятнадцать лет существования киношколы имеют два диплома международных фестивалей. А когда мы ответили, что у нас их более сотни, у них был шок. Мы нормально развиваемся, многие фильмы студентов академии даже интереснее беларусьфильмовских. Последней достойной картиной киностудии я считаю «В августе 44-го...» Михаила Пташука. Скоро она сдает сериал «Держись за облака», сценарий которого участвовал в конкурсе кинопроектов еще в 2012 году, но был отклонен. Каким образом он в итоге запустился, я не понимаю. Часто говорят, что кино производит не режиссер, а сценарист, так вот зачем брать провальный сценарий, тратить деньги, чтобы потом положить фильм на полку? О ситкоме «Автошкола», на который была выделена большая сумма, я никогда не слышал. «Тум-паби-дум» Вячеслава Никифорова мне не понравился еще в качестве сценария, и я оказался прав.

— В чем, на ваш взгляд, проблема нашего кинематографа, если даже студенты интереснее «Беларусьфильма»?

— В субъективизме принятия решений. Когда делится пирог, все хотят отрезать себе кусок, а идея развития белорусского кино отходит на второй план. В то время как конкурс кинопроектов играет в демократию, члены комиссии, которая отбирает проекты для финансирования, могут только рекомендовать, а решение принимает кто-то один. Я работал еще в первой комиссии в 2012 году и отнесся к этому очень серьезно. Должно было быть три этапа, а меня после первого позвали сразу на третий, где было озвучено готовое решение. После моего письма, где я категорически не согласился с результатами, меня тихонько исключили из состава комиссии. 

— Заместитель премьер-министра Василий Жарко на коллегии Министерства культуры в отношении учреждений образования сказал, что «надо считать каждый рубль и получать отдачу». Можно ли так сказать о вашем факультете?

— Можно. Отдача у нас так или иначе есть в успехах на международных кинофестивалях. Было бы лучше, если бы нам удалось присоединить к факультету учебную студию и создать архив, как во ВГИКе, где архивируется каждый кадр студента. Учебная студия могла бы зарабатывать, так как к нам иногда обращаются, в том числе государственные предприятия, с просьбой что-то снять. Для одного чиновника, который курировал завод по переработке мусора, наш студент сделал четыре рекламных ролика, которые, кажется, и сейчас крутятся.

— Также на коллегии было сказано, что необходимо модернизировать учебные программы, адаптируя их под потребности рынка труда...

— Мы работаем именно под эти нужды и обеспечиваем страну кадрами. Когда прихожу на какой-то телеканал, вижу только наших выпускников. А ведь мы готовим не только режиссеров, но и операторов, звукорежиссеров, организаторов кинотелепроизводства. Другое дело с аниматорами, которых мы в этом году выпускаем: профессия редкая, а киностудия заявила только одного человека, прошлый выпуск тоже там не остался, хотя я уверен, что беларусьфильмовской анимации нужна молодая кровь. В ближайшее время мы не планируем набирать режиссеров кино, потому что появилось новое требование: чтобы набрать курс, в базе должны быть заявки на шесть режиссеров на пять лет вперед. Хотя как можно заявлять, ведь за это время все может кардинально поменяться. Кто-то предлагал закрыть наш факультет и отправить студентов учиться, например, во ВГИК, но ВГИК нам не поможет: он уже не тот, остаться в Москве проще всего, да и у нас уже не Советский Союз, где можно было режиссера из Москвы распределить в Минск.

— Что вы скажете о характеристике белорусского кино как «чернухи, снятой за три копейки на цифровую камеру», которая была дана министром культуры и вызвала активную дискуссию?

— Теперь все снимается на цифровую камеру, и что значит «за три копейки»? История знает случаи, когда кино за три копейки приносило миллионы, а мы тратим миллионы и получаем три копейки — вот о чем надо думать. Пусть молодые люди снимают фильмы, это лучше, чем пропадать на Зыбицкой. После коллегии я придумал афоризм «плох тот министр культуры, который не мечтает снять национальный блокбастер», так как каждый из них приносит эту идею. А что такое национальный фильм? Любое хорошее кино — национальное, нужен только сценарий. В России сейчас тенденция — искать сюжеты о героях, почему и выстрелила картина «Движение вверх». На самом деле кино слабое, с художественной точки зрения «Легенда № 17» о Валерии Харламове куда сильнее и интереснее, но «Движение вверх» попало в яблочко благодаря идее «мы победим». Вот пожалуйста — национальный фильм. А мы уже забыли, как снимать хорошее кино.

— На «Беларусьфильме» же работают профессионалы, почему последней достойной картиной, как вы говорите, является «В августе 44-го...»?  

— Все начинается со сценария, а с ним надо работать. Хороший редактор иногда ценнее сценариста, у него должно быть чутье и чувство времени, он помогает развить идею. А у нас они начинают писать под себя. Пока сценарный отдел не будет работать должным образом, результата не будет.

— Факультет экранных искусств выпускает сценаристов?

— Да, это сборная специальность — редактор, кинотеледраматург, киновед. Я как-то хотел пригласить преподавать одну из самых знаменитых фигур в драматургии Елену Попову, но не получилось. К сожалению, студентов учат бывшие редакторы и искусствоведы, а не драматурги и писатели.

— Что должно сделать Министерство культуры, чтобы облегчить жизнь факультету экранных искусств?

— Не вмешиваться в процесс: мы знаем, куда двигаться. У нас на факультете триста семьдесят студентов плюс семьдесят педагогов — штат не меньше, чем на киностудии, но у нас порядок, мы не пропускаем никому не нужные сценарии и можем снимать дебюты лучше «Беларусьфильма». 

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Как в Беларуси трансплантируют органы

Как в Беларуси трансплантируют органы

И почему к нам на операции едут иностранцы.  

Общество

Парад в Минске состоится 3 июля в 9 часов вечера

Парад в Минске состоится 3 июля в 9 часов вечера

Сейчас к нему готовится пешая колонна.  

Общество

Корреспонденты «Звязды» посетили «Волчьи норы»

Корреспонденты «Звязды» посетили «Волчьи норы»

Там отбывают наказание мужчины, впервые осужденные за незаконный оборот наркотиков.

Экономика

Частный бизнес выбирает Смиловичи

Частный бизнес выбирает Смиловичи

В этом убедилась корреспондент, посетив поселок.