Вы здесь

«Смерть Сталина» показала, что Сталин еще жив


Британцы с французами сняли сатирический фильм про смерть Сталина, политическую верхушку Советского Союза, поразительное восхождение Хрущева и показали, какой это благодатный материал для комедии, причем гомерически смешной комедии. Уморительные сцены, уместные подтрунивания, шикарный кастинг помогли картине «Смерть Сталина» показать игры у власти как фарс – и ты признаешь его качество, киваешь и смеешься, пока в некоторые моменты внутри все не обрывается и ты не понимаешь, как страшно то, что здесь показывается в такой, казалось бы, нелогичной форме. И авторы это понимают, и фильм это имеет ввиду, и властное лицо Стива Бушеми в роли Никиты Хрущева в конце картины окончательно стирает улыбку.


Хотя в случае со «Смертью Сталина» интригует уже одно только название, настоящий шум вокруг фильма спровоцировал, конечно, запрет показывать его в России. Я вообще тайно люблю казусы из истории кино в российской действительности. Наверное, их отсчет начинается еще со времен братьев Люмьер, когда люмьеровский оператор приехал в Нижний Новгород для демонстрации кинематографа, тогда еще нового вида развлечения. Там все обернулось поджогом места просмотра и обвинением в дьявольщине, а из Петербурга, куда оператор отправился после этого, его выгнали за якобы оскорбление русской армии, ведь в демонстрируемом сюжете испанка танцевала с русским офицером.

Своевольное вырезание кинотехниками эпизодов из кинопленок. Создание своих несчастливых концовок для популярных у зрителей датских фильмов, ради чего Ивана Мозжухина гримировали под Псиландера. Оказавшаяся на полке лента «Три песни о Ленине» Дзиги Вертова, потому что Ленин в ней, по мнению «экспертов», перекрывает Сталина. Такая же участь одного из следующих фильмов Вертова «Колыбельная», где вождя уже слишком много, и так далее.

История с уже современными картинами «Матильда» и «Смерть Сталина» – для меня события того же диковатого порядка, что и перечисленное выше. Так что радостно в этот контекст не вписываться, ведь белорусское министерство культуры хоть и сынициировало небольшую проволочку, но британо-французскую комедию к прокату допустило. Если угодно, пусть этот маленький эпизод послужит лишним аргументом в разговорах о том, что россияне и белорусы как нации все же по менталитету отличаются.

Фильм режиссера Армандо Ианнуччи до приятного свободно обходится с личностью Сталина, которая для многих, признаем, осталась священной и после оттепели, десятилетий осмысления событий 1930-х и смены столетия. Комедия не просто позволяет себе оставить генсека на полу в луже собственной мочи, что является так себе шуткой (зато провоцирует много других), но и развить сюжет из его смерти, а не активной деятельности. Вот это плевок: главарь, лидер и вождь не дотягивает до главной роли обычной европейской комедии, в которой все самое интересное начинается после, а не во время. Британо-французская копродукция позволила себе откровенную, на миллионную аудиторию, насмешку над Сталиным, которая у прямых постсоветских наследников чаще возможна лишь в народных анекдотах и кухонных разговорах.

Это если дело вообще доходит до юмора, хотя иногда не допускается даже мысль о критике. В свое время довелось удивиться интонациям экскурсовода в Музее Иосифа Сталина в городе Гори, который презентовали как единственный музей Грузии, получающий прибыль (хотя эта информация не проверена). В музее, в Гори, в Грузии, где отношение к своему земляку крайне неоднозначное, цитировались слова Сталина о том, что как человек он никогда бы не сделал того, что делает как руководитель страны, – такими акцентами презентовалась, смягчалась, ненавязчиво оправдывалась личность. То есть, да, его режим уничтожал ни в чем не повинных людей, но генсеку это было как бы неприятно.

В фильме же Сталин начинает хохотать над письмом пианистки Марии Юдиной, в котором она выразила свою ненависть к вождю, после чего тот якобы умирает. В XXI веке мы можем себе позволить сарказм и даже издевку в адрес того, кто держал в страхе миллионы людей и надолго укоренился в сознании постсоветского человека. Сталин внутри тебя. Только, как водится, авторами являются зарубежные коллеги, которых не сдерживают насаженные скрепы: как в 1940 году Чарльз Чаплин шедеврально поиздевался над Адольфом Гитлером в своем фильме «Великий диктатор», так в 2017 британцы с французами не на шутку разошлись с темой советского 1953 года.

И надо сказать, к изучению материала они подошли основательно. Хрущев, Берия, Маленков, Молотов, Жуков, дети Иосифа Сталина Василий и Светлана превратились в великолепные комичные образы – в них преувеличили нужные черты, определили диспозицию между персонажами, заставили выходить из тени и проявлять себя каждый по-своему. Настоящее удовольствие даже вспоминать анекдотичные ситуации, на которых построена борьба за лидерство, спровоцированные страхом реакции и поступки, трансформацию Хрущева из придворного шута в дельного политика. Из человека, который вместе с женой по вечерам записывал шутки, над которыми смеялся Иосиф Виссарионович, чтобы использовать их еще раз, до того, кто потом развенчает культ Сталина. А гиперболизация, как известно, тыкает носом в нужные вещи, а временами помогает осознавать правду еще более остро, чем если бы она лишилась всяких художественных средств.

Мы имеем доступ ко многим рефлексиям, серьезно относимся к 1930-ым и к 1953 году, анализируем страшное прошлое, читаем о репрессиях, смотрим фильмы, например, Алексея Германа-старшего. Но все еще осторожничаем, хотя кажется, чем больше людей позволит себе посмеяться над сталинскими временами, тем быстрее мы перейдем на следующий этап выздоровления, когда Сталина внутри нас больше не будет.

"Смерть Сталина", таким образом, ценна не только как удачная комедия, но и как возможность переступить через осторожность и под хороший юмор осмеять и свергнуть образ вождя до обычного человека, который умер в луже собственной мочи. Наше общество, хочется верить, к этому готово.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.