Вы здесь

Коммунальщиков будут готовить по технологиям виртуальной реальности


С апреля специалисты жилищно-коммунального хозяйства начнут изучать работу по теплоснабжению дома на специальном тренажере, имитирующем теплопункт. А уже в марте первой группе коммунальщиков начнут преподавать основы психологии общения с жителями и работы в стрессовых ситуациях и обучать их говорить простым языком, понятным потребителям.


У Екатерины Горбачевой амбициозные планы.

Ошибки без последствий

Такие амбициозные планы ставит перед собой Екатерина ГОРБАЧЕВА, директор учреждения дополнительного образования взрослых «Государственный центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов «Жилком». Буквально через месяц центр изменит адрес и начнет функционировать в более подходящих условиях, где сможет стать «ресурсным центром для обучения специалистов системы ЖКХ». Именно так прописана задача учреждения в концепции развития жилищно-коммунального хозяйства к 2025 году.

В то же время центр собирается стать площадкой и для подготовки специалистов других учреждений образования, которые учат родственным профессиям. Это специалист по комплексному обслуживанию, слесарь-сантехник, работы зеленого строительства и другие. Вскоре здесь появятся специализированные классы: по вторичным материальным ресурсам, энергоэффективному оборудованию, тепловому, водопроводно-канализационному, электрическому, лифтовому хозяйствам.

— Занятия будут проводиться на настоящем оборудовании, наглядно будут представлены тепловые пункты, макеты теплоузлов и прочее. Без интерактивного развития сейчас никак, — уверена Екатерина Горбачева. — Свой программный комплекс обслуживания зданий (ПКОЗ) мы разрабатывали год. Создавался он с целью минимизировать затраты на обучение специалистов на предприятиях, а также чтобы уменьшить затраты на оборудование для обучения. Неправильное действие в теплопункте на работающем оборудовании — это выход из строя дорогостоящего насоса или другого устройства. Наш тренажер позволяет делать ошибки без последствий для дома.

Максимальное погружение

Тренажер будет полезен для многих коммунальных профессий: от рабочего по комплексному обслуживанию зданий до главных инженеров, говорит Екатерина Горбачева. Программа позволяет детально изучить теплопункт, скрупулезно рассмотреть каждую деталь оборудования. Причем модель каждого устройства можно посмотреть в ЗD-проекции, покрутить в разные стороны, увидеть ее изнутри в разрезе, «пощупать».

— Тренировка сначала проходит в режиме обучения, когда человек наглядно знакомится с оборудованием теплоузла. После ознакомления преподаватель предлагает выполнить какое-то действие на тренажере. При этом он задает определенные параметры: количество этажей, нагрузку и другие вводимые, от которых будут зависеть действия студента в теплопункте. При неправильных действиях тренажер сразу покажет, что ты наделал: пойдет пар, зашипит оборудование, потечет вода. Мы хотим, чтобы каждый максимально погрузился в ту среду, с которой ему предстоит работать, — рассказала директор. — Благодаря такому учебному оборудованию, теперь не нужно переживать, что в отрасль попадет какой-то недоспециалист и начнет доучиваться и тренироваться на рабочих устройствах в реальном теплоузле.

Тренажер для главного инженера

Пока что симулятор проходит тестирование, и первая группа коммунальщиков начнет занятия на нем с апреля. В центре хотят максимально задействовать в обучении всех: не только учащихся после ПТУ, но и действующих специалистов — мастеров, директоров и главных инженеров, чтобы они проверили себя.

— Хорошо учиться методом проб и ошибок, когда их можно потом спокойно проанализировать с преподавателем, а не испортить оборудование. А оно в процессе работы меняется, появляются новые приборы. И где изучить все эти детали, узнать, как они работают, как не здесь, на тренажере, чтобы идти в ногу со временем, — рассуждает Екатерина Горбачева. — ЖКХ, как и медицина, рядом с людьми всю их жизнь. Если провести аналогию, то люди встречаются с жилищно-коммунальной услугой — водой — после рождения в роддоме и заканчивают путь услугами захоронения, которыми также занимаются коммунальщики. Не всегда можно точно определить, что болит в организме человека. Так и с домом. Сегодня это сложнейшая инженерная конструкция. И специалист должен иметь соответствующий высокий уровень знаний, чтобы все это обслуживать.

Симулятор — это не конечный продукт. С появлением новых инструментов и приспособлений все они будут добавляться в тренажер. На очереди уже, например, элементы диспетчеризации. Пока тренажер представляет собой визуальную интерактивную панель для занятий, но в планах специалистов центра оснастить его возможностью заниматься в виртуальной реальности. Добавить сюда очки и перчатки для максимально полного погружения в виртуальность и достижения эффекта, что ты действительно вошел в действующий теплопункт.

 Система обслуживания дома в плане теплоснабжения, которая представлена ​​в симуляторе, — это лишь одна из 12 основных коммунальных услуг отрасли ЖКХ. В будущем тренажер будет развиваться и по другим специальностям. Уже ставится задача «подняться из подвала в дом». Показать, как движется вода по стоякам. Появится визуализация лифтов, электропроводки и другое, — добавила специалист.

Научиться говорить

Поскольку до сих пор существует определенное недоразумение в общении коммунальщиков и жителей, в центре разработали еще одну программу по обучению специалистов работе с населением. Она предусматривает недельный курс обучения. Сюда входит психологический блок по клиентоориентаванию, работа в стрессовой ситуации, тайм-менеджмент по организации своего времени и времени общения с клиентами. А также базовый курс по основным коммунальным услугам, чтобы можно было максимально доступно объяснить жителю, какая услуга ему оказывается и что из себя представляет. Специалист простым и понятным языком будет объяснять все это. Пока только минчане будут получать такую ​​услугу, после ее распространят на всю страну.

— После выпуска первой группы мы планируем протестировать их, чтобы понять, чего не хватило в этом курсе, а чего наоборот, слишком. Мы хотим, чтобы было и нашему специалисту комфортно работать, и человеку удобно его понимать. Профессионалы научатся корректировать конфликтную ситуацию, договариваться с человеком, — рассказала она. — Они станут работать с психологами, будут проводиться тренинги и круглые столы.

Уже разработана программа психологического тестирования для специалистов системы ЖКХ. Сегодня его проходят руководители и специалисты в процессе профессиональной аттестации.

Предполагается, что после новой переподготовки специалисты смогут и объяснить алгоритм начисления «коммуналки», и рассказать, из чего состоят тарифы, как делается перерасчет оплаты, почему не сходятся показатели по воде, откуда столько «набежало» за свет и другие «потребительские мелочи», которые очень актуальные и волнующие людей.

Ирина СИДОРОК

Выбор редакции

Общество

Как удовлетворить кадровый голод в сфере IТ?

Как удовлетворить кадровый голод в сфере IТ?

Работодатели говорят, что быть хорошим программистом и уметь писать код для эффективной работы уже недостаточно.

Культура

В воскресенье евреи празднуют Новый год деревьев

В воскресенье евреи празднуют Новый год деревьев

На этот праздник особенным образом потребляют разные фрукты, запивая бокалами хорошо разбавленного вина.  

Экономика

Почему кредиты на строительство стали менее доступны?

Почему кредиты на строительство стали менее доступны?

Несмотря на стабильность ставки рефинансирования.