Вы здесь

Чистая скатерть


«Лучше всех» — это не про всех

Из всех дежурных и обычных поздравлений и пожеланий на 8 Марта (весны в душе, цвести, быть молодой и любимой и т д. и т. п.), слышимых в разных вариациях ежегодно, а от того, кажется, не очень искренних, на которые без эмоций просто отвечаешь дежурное «спасибо», мне в этом году повезло получить одно оригинальное. Четырехлетний Костик, сын племянницы, устав повторять всем многочисленным бабушкам-тетушкам пожелания здоровья, счастья, любви и т. д., которым научила его мама, мне по телефону выдал: «Хочу, чтобы у тебя была новая красивая мебель, а на столе у кухни лежала такая скатерть, которая никогда не пачкается!» Мы с его матерью после долго хохотали, удивлялись, какая у малыша практически нацеленная фантазия, пытались разгадать, откуда что взялось (я даже старалась вспомнить: может, тот ребенок и правда видел у меня на столе испачканную скатерть?). Настроение от такого неожиданного поздравления было весь вечер шаловливо-шутливым, словно сама немного впала в детство. А после подумалось о том, что уже, наверное, через год, ну может, через два мы от этого мальчика вряд ли услышим что-то подобное. Повзрослев, он уже будет точно соблюдать правила, и говорить только то, что принято в той или иной ситуации...


Вот интересно: в какой момент человек раз и навсегда теряет свою искренность и непосредственность, заложенную в нем при рождении? Когда он начинает понимать, что говорить то, что думаешь, не всегда хорошо и можно? Где та отправная точка, когда начинаешь становиться полноправным членом общества — типично действовать, типично думать, типично рассуждать? Имея все шансы, если Бог не наделил эпатажной смелостью или особым талантом, стать правильным и скучным, как силикатный кирпич?

Казалось бы, именно сегодня от этой типичности наши дети застрахованы как никогда. Особенно в больших городах столько школ раннего развития, столько кружков, студий, принимающих учеников чуть ли не с пеленок. Они наперебой обещают обнаружить у вашего ребенка способности с самого раннего возраста и развить их. Казалось бы, что может быть лучше. И заботливые родители, беспокоясь о будущем, ведут чуть ли не младенцев в студию, на кастинги, на курсы. Которые отнюдь не бесплатные. Не это ли причина, что принимают туда почти всех? И тут они становятся рабами придуманных стереотипов быстрее, чем в любом другом месте. Ведь ты не можешь быть совершенно бездарным, неблагополучным, неразумным. Ты должен соответствовать. Удивительно наблюдать, как девочка лет пяти старается идти по улице, как модель по подиуму, а мальчик дошкольного возраста, проезжая в метро, ​​держит в руках книжку на иностранном языке (все бы ничего, пока не увидишь выражение его лица)...

Но не всем быть моделями и дипломатами, не всем быть самыми лучшими. Так не бывает. Только как объяснить это еще совсем маленьким человечкам, когда их родителей (а родители после — их) заточвали именно на это? И программа «Лучше всех!», Которую ретранслируют с российского канала, — не самая лучшая для воспитания нормальных детей. Насмотревшись на вундеркиндов, собранных с шестой части суши, еще больше и наших мам-пап бросится искать у своих детей специальные таланты. Если же не получится — есть большая вероятность заполучить поколение запрограммированных неудачников, которые потерпели фиаско в раннем детстве и которые больше не имеют желания почувствовать что-то подобное.

И таких много. Знакомая работает преподавателем информатики в столичной гимназии. Рассказывала недавно об одном интересном парадоксе, который наблюдает последние несколько лет. За ту задачу, которую десять лет назад семиклассник с трудом, но решил бы или хотя бы попытался это сделать, большинство семиклассников сегодняшних даже не возьмутся. И это при том, что эти сегодняшние семиклассники сидят за компьютером в разы больше, чем их условные предшественники, а речь идет, подчеркну, о задаче по информатике. И дело здесь не в том, что наши дети отупели. «Они стали очень бояться ошибиться. Они боятся пробовать, им нужно, чтобы сразу было четко и правильно», — объясняет поведение своих сегодняшних учеников учительница с тридцатилетним стажем.

Наш Константин пока не ходит ни в какие развивающие кружки и студии, так как родители решили, что у них самый обычный ребенок, и отдали его в самый обычный садик. Играет с машинками и трансформерами, ежедневно придумывает новые приключения для любимого хомяка, катается с горы на санках. Удивляет родителей своими вопросами и выводами, желает тете на 8 Марта чистую скатерть на столе...

А и правда, с чего бы вдруг он начал фантазировать об этой скатерти? Может, из него вырастет химик, который придумает какую-то новую ткань? А может, станет хорошим ткачом или талантливым поваром? Пока это неважно. Пусть сначала вырастет хорошим человеком, который не боится жить.

Елена ЛЕВКОВИЧ

Оставить комментарий

Выбор редакции

Экономика

Градостроительный паспорт разработают с учетом возможных построек

Градостроительный паспорт разработают с учетом возможных построек

Об этом говорится в новой редакции Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержден

Общество

Учеба может быть в радость, если говорить с учеником на одном языке

Учеба может быть в радость, если говорить с учеником на одном языке

Представьте себе ситуацию: ученик сделал в диктанте 20 ошибок...

Культура

Леонид Ширин: Популярная музыка для меня — это игра

Леонид Ширин: Популярная музыка для меня — это игра

Он уже давно потерял счет песням, которые создал. На просьбу назвать примерное количество задумывается и отвечает приблизительно: около 300.