21 сентября, пятница

Вы здесь

Почему в XXI веке делают ставку на критическое мышление?


Европейская комиссия всерьез озабочена распространением дезинформации в интернете. По мнению экспертов, термин «фейковые новости» уже не охватывает все аспекты медийного пространства, к тому же дезинформация может включать контент, где ложь смешивается с истинными фактами. Рабочая группа Еврокомиссии рекомендовала развивать во всех странах медиаобразованиt и создавать инструменты, которые позволили бы отличать правдивую информацию от ложной. Документ по борьбе с дезинформацией обещают опубликовать этой весной.

А могут ли считать себя медиаобразованными белорусы? Три года назад педагоги-энтузиасты начали внедрять медиаобразование в школьное преподавание: создали дистанционный курс поддержки учителей, написали пособия. Сегодня в стране действуют 27 инновационных площадок по формированию медиаобразованности и медиакультуры, утвержденные Министерством образования. А совсем недавно на базе Академии последипломного образования прошел двухдневный фестиваль педагогических идей «Медиаобразование в современной школе: опыт, проблемы и перспективы».


Современным учителям и преподавателям требуется серьезная поддержка в плане развития их собственной медийной грамотности.

Не брать все на веру

«Каким одним словом, по вашему мнению, можно охарактеризовать ученика, который часто задает учителю вопросы?» — обратился ко взрослой аудитории профессор кафедры педагогики и менеджмента образования АПО, кандидат педагогических наук, доцент Николай ЗАПРУДСКИЙ. И услышал в ответ: «Почемучка», «Любопытный», «Активный», «Пытливый»!

— Честно говоря, мне хотелось услышать от вас — «тот, кто критически мыслит», так как это означает, что он ничего не берет на веру, все подвергает сомнению. А в медиаобразовательной практике самое главное — критическое мышление и умение задавать вопросы, — подчеркнул Николай Запрудский. — Проблемами развития медиакомпетенций сегодня озабочены во всем мире, но в большинстве стран, как, между прочим, и у нас, отдельного предмета «медиаобразование» в школе нет. Эти знания интегрируются в другие дисциплины. Как сделать так, чтобы дети и предмет хорошо знали, а параллельно еще и медиаобразовывались? Причем на все отводится 45 минут урока... Я считаю, что это своеобразный вызов для учителя.

Пока что не все педагоги умеют формировать критическое мышление учеников или хотя бы стремиться к этому, не все имеют навыки декодирования медиатекста, не все обладают соответствующими методиками. Хватает и учителей, которые довольно узко понимают медиаобразование, ограничиваясь, например, только демонстрацией видеороликов на своих занятиях.

На педагогических специальностях мало внимания уделяется формированию медиаобразованности будущих педагогов. Отсутствует концепция медиаобразования, принятая на разных уровнях, и стандарт по медиаобразованию. Но у нас уже есть основания гордиться сделанным, есть много профессиональных и ответственных педагогов, и — самое главное — есть понимание того, что медиаобразование чрезвычайно актуально!

Умею или только так думаю?

— К сожалению, но даже в высшей школе пока распространено мнение, что медиаобразованием должны заниматься журналисты, а не педагоги. Мол, а при чем здесь преподаватели? — рассказал заведующий учебно-методической лаборатории инноваций в образовании БГУ Дмитрий ГУБАРЕВИЧ. — В нашей стране не проводилось серьезных исследований, благодаря которым мы знали бы реальную ситуацию с медиаобразованностью и поведением молодежи в медиапространстве, поэтому вынуждены опираться на результаты российских, польских, американских исследований и пытаться спроецировать их на нашу действительность.

В прошлом году Центром проблем развития образования БГУ проводился опрос университетских преподавателей и студентов, по результатам которого выяснилось несколько интересных тенденций. Из почти трех сотен опрошенных студентов (преимущественно второго и третьего курсов) в ответ на предложение оценить собственный уровень медиаобразованности приблизительно 20% заявили, что они знают и умеют все! И если только 3% преподавателей вузов высказались за то, чтобы медиаобразование никак не развивалось в рамках университетского образования, то среди студентов категорически против медиаобразования высказались более 13%. Это значит, что у молодых людей нет никаких запросов на умение работать с информацией. Но умеют ли они это делать? Здесь требуется серьезная исследовательская работа по определению места и роли медиаобразования в учреждениях общего среднего и высшего образования.

Дмитрий Губаревич уверен, что современным учителям и преподавателям требуется очень серьезная поддержка в плане развития их собственной медийной грамотности, также необходимо предложить преподавателям методические инструменты, которые помогут им развивать медиаобразованность в их студентах. Например, существует алгоритм на анализ информационного сообщения, который учит его проверять, выяснять позицию автора, его осведомленность в содержании, аргументированность позиции, выявлять то, о чем автор «сознательно промолчал», или выяснить, происходит ли манипулирование фактами. Этот алгоритм может быть полезен как учителям, преподавателям, так и ученикам, студентам.

Также нужно отметить, что впервые за последние годы на рынке был замечен рост спроса на печатную продукцию. Интересная тенденция, которая еще требует осмысления.

— С этим можно соглашаться или не соглашаться, но есть мнение, что печатное слово рождает образ, а визуальность — уже завершенный образ, поэтому образовательный эффект печатного слова куда более значительный, — подчеркивает Дмитрий Губаревич. — Как лично я вижу будущее медиаобразования в высшей школе? Во-первых, средняя школа и высшая должны работать в одной связке, а преподаватели — развивать то, что было заложено у наших студентов в школе.

В ходе проведенного опроса примерно треть преподавателей из общего числа заявили, что медиаобразованность не является актуальной задачей для современного университетского образования, а остальные голоса разделились. Примерно половина опрошенных сказали, что медиаобразование должно быть элементом в каждом учебном курсе, интегрироваться в него. А вторая половина высказала мнение, что медиаобразование должно быть отдельным предметом, потому что есть ряд вопросов, которые не вписываются в содержание предметов, которые они преподают. Я тоже думаю, что не в каждую университетскую дисциплину можно интегрировать медиаобразовательный аспект, в школе для этого гораздо больше маневров. А вот ввести медиаобразование за счет расширения для студентов курсов по выбору можно. Но еще раз подчеркну, что требуются исследования, которые отражали бы белорусскую специфику в развитии медиаобразованности.

Чем раньше, тем лучше

Секретами создания медиапродуктов поделилась на своем мастер-классе учитель английского языка Несвижской гимназии Наталья Катченко.

Украина осознала необходимость развития медиаобразованности намного раньше: правда, и там инициатива родилась не в министерских стенах, а со стороны общественных организаций. Медиаобразование начиналось у соседей силами Академии украинской прессы, организации «ДетекторМедиа», инициативы «СтопФейк» и отдельных энтузиастов. В 2010 году была утверждена Концепция сопровождения медиаобразования в школе, а на следующий год в всеукраинский эксперимент по медиаобразованию были вовлечены уже 200 школ.

 

— Это очень много, учитывая, что сначала нужно было подготовить педагогов, чтобы уже те учили детей, — объясняет заведующая кафедрой методики обучения языкам и литературе Харьковской академии непрерывного образования, медиапедагог, доктор педагогических наук Галина ДЕГТЯРЕВА. — Акцент был сделан на десятиклассниках, которые скоро должны были выйти из школы, начать взрослую жизнь, создать собственные семьи. Нужно было научить их защищать себя и своих детей от деструктивного влияния медиа, показать, как с помощью медиа можно реализовать себя и развить свои творческие способности.

По результатам этого эксперимента в 2016 году психологами была разработана рамочная программа, в которой прописали, как влияет медиаобразование на учеников, с какого возраста нужно начинать учить работать с новостями в СМИ, что должен уметь ребенок в каждом возрасте и так далее. В августе прошлого года официально был подписан приказ Министерства образования и науки Украины, и начался всеукраинский эксперимент «Стандартизация сквозной социально-психологической модели массового внедрения медиаобразования в отечественную педагогическую практику».

Как показал проведенное Киевским международным институтом социологии опрос, 45% его участников считают, что курс медиаобразованности должен быть в школе. Еще 40% — что этим должна заниматься высшая школа.

— Я уверена, что медиаобразованию должны обучать не только будущих педагогов, а студентов всех вузов, потому что медиаобразованным должен быть каждый человек, — подчеркивает Галина Дегтярева. — Между прочим, 30% участников опроса уверены, что должны организовываться также просветительские кампании для взрослых, ведь многие из них ошибочно считают себя образованными в этой теме. И только 12% отрицают важность медиаобразования, говорят, что им эти знания не нужны.

На сегодняшний день медиаобразовательные компетенции прописаны в Украине на уровне государственных документов, в том числе и в Концепции новой украинской школы, которая включает 10 ключевых компетенций. Одна из них — информационно-цифровая, которая подразумевает уверенное и одновременно критическое применение информационно-коммуникационных технологий для создания, поиска, обработки и обмена информацией... Буквально месяц назад был утвержден государственный стандарт начального образования, который предусматривает формирование у учащихся умения анализировать, интерпретировать, критически оценивать информацию в медиатексте и использовать ее, создавать простые медиапродукты. Пока что разработаны программы для первого и второго классов. Так, первоклассник должен воспринимать простые медиапродукты, принимать участие в обсуждении содержания и форм медиатекста, выражать свои мысли и ощущения. Во втором классе учащиеся должны понимать, для кого и для чего был создан конкретный медиатекст, объяснять вербальные и невербальные элементы медиапродукта, создавать простые медиапродукты — фото, коллажи, комиксы, листовки.

Украинские педагоги пошли еще дальше — разработали уже модель медиапространства для дошкольного учреждения — детей в возрасте от 4 до 6 лет.

Факты и интерпретация

В 2018 году белорусские школьники впервые примут участие в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (РISА). Это одно из самых авторитетных исследований в мире, которое оценивает эффективность действующей системы образования. Каждый раз акценты в исследовании смещаются. И если во время последнего мониторинга внимание уделялось естественно-научной грамотности, то в цикле 2018 года, прежде всего, будет проверяться читательская компетенция. Ранее она связывалась у нас преимущественно с филологическими навыками — умением читать и интерпретировать текст, находить средства художественной выразительности и так далее. Но сегодня под ней понимается другое. Читательская компетенция является базовой, потому что тексты сопровождают нас везде: электронное письмо, реклама, информация на маркировке продукта, памятка для потребителя, договор с банком, контракт — все это тексты.

— Поиск и использование информации постоянно присутствуют в нашей жизни, — объясняет заместитель председателя Общества белорусской школы, редактор интернет-портала nаstаunik.infо Тамара МАЦКЕВИЧ. — В исследовании РISА используются графики, диаграммы, рисунки, карты, потому что умение работать с ними считается очень важным. И задания привязаны к конкретным жизненным ситуациям. Учеников могут попросить выбрать самый надежный источник информации о проблеме, предложить оценить, основано ли описанное явление на фактических данных, обобщить и объяснить проблему или ситуацию, определить в СМИ способы передачи негативных стереотипов или примеры поспешных обобщений.

15-летние подростки должны уметь идентифицировать различные заинтересованные стороны в деле, определить, какие выражения в разговоре демонстрируют незнание межкультурной коммуникации, перечислить возможные последствия предлагаемого решения проблемы.

От них требуется как знание формальных индикаторов оценивания интернет-ресурсов (умение установить авторство, дату публикации, URL-адрес, присутствие оценочных суждений, грамотность), так и умение отличать факты от интерпретации, видеть цели и мотивы автора, нарушение логики, знать техники манипуляции («скрытую рекламу», «игру на эмоциях» и другие).

Тамара Мацкевич подчеркивает, что среди читательских умений, уровень которых проверяется в ходе РISА, на первом месте стоит умение найти информацию, критически ее оценить и — самое важное — составить свое мнение ...

Надежда НИКОЛАЕВА

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.  

Общество

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Для системы дополнительного образования присущ отложенный во времени эффект.  

Культура

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Их создали в честь предприятий, которые успешно функционировали в дореволюционное время.