Вы здесь

Что выбирает молодежь: контрафакт или оригинал?


Белорусские ребята все чаще отдают предпочтение отечественным брендам. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования «Молодежный бренд — 2017», проводимого Ассоциацией защиты интеллектуальной собственности «Белбренд» совместно с Молодежной лабораторией социологических исследований Центрального комитета БРСМ.

Участие в нем приняло около 70 интервьюеров. Всего было опрошено более 1220 молодых людей в возрасте от 18 до 32 лет из 30 городов и других населенных пунктов Беларуси.


Плохо, но дешево...

Одной из целей исследования — выяснить отношение молодежи к нелегальной торговле и распространению контрафактной продукции. Молодежное предпринимательство — очень важная часть бизнеса, однако уровень знаний и ценностные установки молодых людей в сфере защиты интеллектуальной собственности в Беларуси малоизученные. Еще одна причина — вовлеченность молодежи в процессы, обусловленные географическим положением Беларуси и многовекторность экономических и торговых отношений. Это повышает риск попадания в страну контрабандной контрафактной продукции, а также ее транзита в европейские страны.

В ходе исследования удалось установить, что молодежь имеет представление о контрафактной продукции и может рассуждать на эту тему. Около 60% респондентов заявили, что они не интересуются контрафактной продукцией и местами ее приобретения целенаправленно. Поиском подобной информации занимается лишь около 10% респондентов из числа всех опрошенных. Большинство тех, кто это делает, используют для поисков интернет (98%). Также популярными являются такие источники, как «телевидение» (25%) и «близкие социальные связи (родственники, друзья)» (27%).

Из предложенных для оценки групп товаров респонденты наиболее активно поддерживают оригинальных производителей продуктов, лекарств и биологически активных добавок: молодежь готова переплачивать значительные суммы (от 10 до 20%) за оригинальные товары этих категорий. А наиболее лояльно молодежь относится к приобретению контрафактных одежды и обуви.

Большинство участников опроса (55% в совокупности) в той или иной мере склонны отказаться от осознанной покупки контрафактной продукции, в то время как 33% готовы сознательно ее приобретать. Основным мотивом осознанного приобретения контрафакта является денежный фактор — более низкая стоимость такой продукции по сравнению с оригиналом упомянули 91% опрошенных. 54% сослались на «приемлемый уровень качества» и 34% — на доступность контрафактной продукции для приобретения там, где они проживают.

Среди мотивов осознанного отказа от приобретения контрафактной продукции наиболее важным для респондентов выступает ее низкое качество по сравнению с оригинальной (72%). Также на отказ от приобретения контрафакта влияет негативный опыт его приобретения в прошлом (39%). И только каждый пятый респондент (22% из общего числа) заявил о принципиальной установке против приобретения и эксплуатации подделок.

В общем нелегальная торговля вызывает у респондентов скорее негативную, чем позитивную оценку. Однако пиратская продукция оценивается участниками опроса более позитивно, что может расцениваться как нейтральное отношение.

Несмотря на достаточно критическую оценку нелегальной торговли, большая часть респондентов не готова сегодня платить за лицензионный контент (68%). Также молодежь не склонна расценивать нелегальную торговлю как вид деятельности, который в обязательном порядке необходимо контролировать. Значительная часть респондентов (около 75%) пользуется бесплатными торрентами, причем 33% делают это постоянно. Никаких негативных эмоций, связанных с нарушением авторских прав, у молодых людей при этом не возникает. И еще одно интересное обстоятельство, обнаруженное в ходе исследования: участники опроса признались, что в случае, когда они узнают о продаже контрафактной продукции, в специализированные органы об этом факте скорее всего не сообщат (48%), а 18% участников опроса ответили однозначно — "не сообщат».

Самое вкусненькое

Во время социологического исследования молодым людям было предложено также определить самые популярные бренды в группе продовольственных и промышленных товаров. Так, в категории «Мясо и мясная продукция» было представлено 25 производителей. Выбор молодежи — мясо и мясная продукция «Петруха». В категории «Рыба и морепродукты» победила продукция «Санта Бремор». В категории «Молочная продукция» — «Савушкин продукт».

Замороженные продукты и полуфабрикаты, как выяснилось, являются одной из самых невостребованных среди молодежи основных групп продовольственных товаров. Каждый четвертый из опрошенных отметил, что не приобретает замороженные продукты и полуфабрикаты, причем они у большинства респондентов ассоциируются исключительно с пельменями. Большая часть опрошенных проголосовала за пельмени «Бабушка Аня», а на втором месте по популярности оказалась продукция Волковысского мясокомбината.

В категории «Мороженое» было представлено 32 вида продукции семи производителей. Исследователи констатируют, что потребление мороженого находится на очень высоком уровне (его приобретают практически 95% респондентов). Самым популярным мороженым среди первых, названных респондентами, является Sоlеttо от производителя «Санта Бремор» (27%). На втором месте идет мороженое «28 копеек» (15%). Также в тройку лидеров входит мороженое «Топ» от «Санта Бремор».

Среди всех основных категорий продовольственных товаров группа шоколада, конфет и других сладостей была представлена ​​в упомянутом исследовании наиболее широко — она ​​охватывает 45 наименований производителей. Из опрошенных респондентов около 94% приобретают товары этой категории.

Самым популярным шоколадом является Аlреn Gоld (49%). Продукт этой марки также является абсолютным лидером по покупке за последние полгода среди всех респондентов.

На втором и третьем месте по частоте упоминания и приобретения стоят шоколад и конфеты от белорусских производителей «Спартак» и «Коммунарка». Почти каждый третий респондент в первую очередь среди всех производителей кондитерских изделий называл продукцию «Слодыча» (31%). На втором месте также белорусский производитель кондитерских изделий «Спартак» (19%).

На гаджетах не экономят

В категории «Одежда» лидером у молодежи являются товары марки «ТВОЁ». На втором месте идут MаrkFоrmеllе и «Світанак». Также в списке товаров, которые выбирают ребята, присутствуют и другие отечественные бренды: «Конте Спа», «Милавица», «Элема», «Элиз», «Калинка», «Коминтерн», «Полесье», «Алеся»...

В категории «Обувь» на первой позиции оказалась продукция Mаrko. Второе и третье место соответственно занимает обувь Ахis и «Белвест». В категории «Спортивная обувь» выбор молодежи — бренд Аdidаs. За ним следуют Nikе и «Белкельме».

В категории «галантерея» большинство респондентов проголосовали за белорусскую «Галантэю». На втором и третьем местах — фирмы Ахis и Mаttiоli.

Среди производителей косметики основной по популярности является Nivеа. Второе и третье место соответственно занимают косметические средства Gilеttе и «Белита-Витэкс».

В категории «Мобильные телефоны и гаджеты» вне конкуренции оказалась продукция Sаmsung. На втором и третьем местах расположились Аррlе и Nоkiа.

В общем, как отмечает заместитель председателя Ассоциации защиты интеллектуальной собственности «Белбренд» Валентина ДЫНИЧ, молодежь не стремится покупать дешевые вещи. Естественно, что на их покупательские поведение влияет мода на определенные товары, реклама, привычки, а вот скидки не всегда влияют. Есть предприятия, продукцию которых она устойчиво выбирает. У них регулярно появляются новинки, которыми они привлекают и удерживать внимание молодых людей. Что касается гаджетов, то здесь речь точно не идет о дешевой продукции — поколение NЕXT выбирает максимально продвинутые, стильные вещи...

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Экономика

Молодых специалистов в сельском хозяйстве манят не только жилье и зарплата

Молодых специалистов в сельском хозяйстве манят не только жилье и зарплата

В сельхозкооперативе «Нива-2003» Гродненского района сейчас работает 11 молодых специалистов.

Общество

Композитор Олег Елисеенков: у нас с женой все общее — и радости, и горести, и деньги

Композитор Олег Елисеенков: у нас с женой все общее — и радости, и горести, и деньги

Со своей женой автор популярных песен знаком почти полвека.

Общество

Собираемся в школу. В августе одна из главных задач мам и пап — «экипировка» детей к 1 сентября

Собираемся в школу. В августе одна из главных задач мам и пап — «экипировка» детей к 1 сентября

Первое и главное правило — еще дома определитесь с тем, что вам нужно.

Экономика

Всемирная прачечная: евразийские барьеры на пути отмывания грязных денег

Всемирная прачечная: евразийские барьеры на пути отмывания грязных денег

Расширение сотрудничества ЕЭК и Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) 10 июля обсудили министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Жаксылыков и директор Росфинмониторинга, председатель ЕАГ Юрий Чиханчин.