Вы здесь

Дети должны иметь право на собственную культурную территорию


Что мы теряем, когда проходим мимо художественной культуры? Правда ли, что без искусства невозможно успешное экономическое развитие общества? И на какой «необитаемый» остров нужно jnправлять детей? - на эти вопросы ищем ответы вместе с искусствоведом и основателем народной арт-студии «Wоstrаu» Юрием Ивановым:


— Вся история нашей цивилизации, ее важные знаковые события и явления нашли свое отражение в искусстве, литературе. Шаг за шагом человек преобразовывал окружающую среду, создавал определенные артефакты. Достаточно вспомнить, например, египетские пирамиды, древнегреческий театр, готику Средневековья или шедевры народной культуры, как мы тут же оказываемся в определенной точке пересечения времени и пространства. История культуры помогает нам предметно почувствовать время и дух той или иной исторической эпохи. Поэтому общество, которое пренебрегает знаниями о художественной культуре, рискует оказаться без ориентиров, на периферии мирового развития.

— Но, наверное, есть и экономическая выгода от таких знаний?

— Я не думаю, что искусство необходимо целенаправленно использовать в качестве некоего катализатора производственно-экономического развития, но опосредованно в реальности это происходит именно так. Недавно я встретил материал по исследованиям китайских ученых, которые обратили внимание, что в бизнесе успешно развиваются те, кто в детстве посещал студии, кружки, увлекался художественными занятиями. Они более коммуникабельны и активны в жизненных ситуациях, а их бизнес-идеи отличаются креативностью и оригинальностью. Взаимосвязь между искусством и естественными науками — это скрытый процесс. Когда у всемирно известного физика Альберта Эйнштейна спросили, что побудило его к открытию теории относительности, ученый ответил, что этому во многом способствовало чтение романов Достоевского. Казалось бы, где связь между художественным текстом и выкладками теоретической физики?

Наш интерес к чтению, увлечение музыкой, живописью, занятия творческой практикой всегда вознаграждаются — мы становимся более эмоционально чувствительными, острее ощущаем время, приобретаем способность глубже проникать в суть событий и явлений. Многие художественные произведения прозорливо предвосхищают будущий ход истории. Не случайно в последние годы часто научные исследования носят междисциплинарный характер, и в команду «технарей» на равных включаются специалисты гуманитарных дисциплин.

— Если роль искусства так значима и актуальна, то, на ваш взгляд, в каком состоянии находятся дела с эстетическим воспитанием в школе?

— После семилетнего отсутствия в среднюю школу наконец вернулся предмет «Мировая художественная культура», теперь он называется «Искусство». Главной причиной отказа от упомянутого предмета в 2008 году называлась потребность спасти школьников от перегрузки, хотя известно, что именно занятия творческой деятельностью способны переключать нас и заряжать новой энергией. На мой взгляд, проблема хронической усталости кроется не в напряженном учебном плане, а в слабой мотивации и отсутствии живого познавательного процесса, обращенного непосредственно к жизни ребенка. Так или иначе, несколько поколений детей выбыли из пространства эстетического воспитания на долгие семь лет. Для сравнения стоит вспомнить, как исправно действовала система художественного просвещения в советское время. Издавались памятники мировой литературы, адаптированные для чтения в детском возрасте. Развивалось кино и выходили телепрограммы для детей и юношей. Дети 50-х годов прошлого века имели возможность знакомиться с мифологией, мировой архитектурой, искусством, творчеством великих мастеров благодаря визуальным лекциям, которые выпускала студия «Диафильм». Сегодня мир стоит перед вызовом недалекого будущего. Состоится ли гармоничное сотрудничество между разумной и бессердечной машиной и ее создателем-человеком. В решении этой проблемы особое место отдается образованию, которое, к сожалению, по-прежнему ориентировано на запоминание знаний и обучение вычислениям, значит, на все то, что машина делает лучше человека. Наши дети должны быть творческими и инновационными, а для этого им кроме интеллекта потребуется эмоциональное развитие и высокий коэффициент человеколюбия, того, что основатель фирмы «Аlibаbа» Джек Ма называет коэффициентом любви (QL). А это значит, что мы должны повернуться лицом к культуре. Эстетическая и нравственная позиция формируется не законами математики и физики, а на уроках литературы, музыки, рисования, — на территории гуманитарного знания. Именно здесь происходит воспитание человеческих качеств, понимание добра и зла.

Сейчас очевидно, какую важную роль сыграло и продолжает выполнять дополнительное образование. В полученной ситуации кружки и студии в учреждениях дополнительного образования стали практически единственным пристанищем творческого развития детей. Правда, раньше на занятия в студию приходили дети, которые в школе уже что-то узнавали о мифологии, античности, им были знакомы имена художников, композиторов, и все это, разумеется, становилось поводом для размышлений, было отражено в их творческих работах. Сегодня нашим школьникам малопонятен метафорический язык современного театра, часто обращенный к мифологическим сюжетам, зато большинству детей известны имена Микеланджело, Рафаэля, но для них это герои анимации «Черепашки Ниндзя».

— Какие основные принципы вашей педагогической системы?

— Мы принимаем в студию детей с трех лет. Такой ребенок уже на первых занятиях хватает кисточку и начинает смело рисовать. Он еще не испорчен вопросами «что и как делать». Если же ребенок боится рисовать — это означает, что взрослые уже заложили сомнение, что он неправильно это делает. И это большая проблема! Начальная стадия аутентичного детского рисования — это спонтанная игра, во время которой взволнованный ребенок оставляет на бумаге энергичные, внешне хаотичные штрихи. Когда маленький художник бродит в цветных лабиринтах, он постепенно создает свой собственный мир. Это изумительная способность ребенка узнавать окружающую жизнь средствами его отображения — бесценный опыт, который пригодится в более зрелом возрасте. К сожалению, так называемые «каляки-маляки», которые являются типичным результатом творческой деятельности ребенка, не готовы воспринять многие родители и педагоги.

— Получается, что своими советами и оценками сами родители могут нанести вред ребенку?

— Дети способны на большее, чем им предлагают взрослые, — ту печальную исполнительную работу, вроде штриховки росписей или заданий «дорисовать» домики и собачек. А какие чудесные вещи получаются у маленьких творцов, если им создать здоровую среду, быть рядом и не мешать! Иногда хочется отправить детей с нашего перегруженного ненужной информацией мира на необитаемый остров, чтобы они оказались в непривычном окружении, почувствовали запахи леса, пение птиц, обучались мечтать, создавать вещи, реально нужные для жизни, и учиться делиться этим с другими. Очевидно, это неосуществимая утопия, поэтому ребенку нужно помочь ориентироваться в реальности, выбирать и отстаивать истинные ценности в жизни и искусстве. И пусть они учатся преодолевать различные трудности, делают ошибки, спорят с нами, доверяют нам свои сокровенные мысли, но только не молчат безразлично. Вспомним книгу известного литератора и поэта Корнея Чуковского «От двух до пяти», вышедшую в 1928 году. Автор сознательно сохранил «неправильность» лексики своих маленьких персонажей и предлагает не только от души посмеяться над «приколами» малышей, но и поразиться образной выразительности и оригинальности детской речи, заставляет задуматься об ответственности нас взрослых перед тайным и хрупким храмом детства, о правах ребенка на собственную культурную территорию. Но в реальной жизни часто все наоборот: вместо творческого человека рядом с ребенком оказывается учитель, который подменяет детское творчество ремесленным умением, чтобы однажды похвастаться: «Смотрите, мой ученик рисует, как взрослый!» К нам приходят подростки, которые за 5-7 лет прошли уже не одну студию изобразительного искусства. Они довольно уверенно владеют академическим рисунком, но теряются, когда нужно поработать на свободную тему. Ожидают задания от преподавателя. Их научили рисовать, но не научили самостоятельно мыслить, не помогли открыть себя, поэтому у них нет своей темы, своего отношения к жизни.

— Предмет «Мировая художественная культура» уже вернулся в школу, каким, на ваш взгляд, должно быть его содержание?

— За этот период многое произошло, изменился социально-культурный контекст. Вряд ли сегодня ребенок согласится променять яркие динамические изображения смартфона или планшета на блеклые репродукции учебника. Возвращаться надо на другом уровне. Ставку надо делать не столько на информацию, а на вовлечение учеников в среду творческого производства. К традиционным художественным средствам добавились новые медиа. Смартфон — это целая творческая лаборатория в руках школьника. Сегодня с ним подросток может снимать кино, заниматься художественной фотографией, создавать социально-культурные проекты, например, о своем городе, истории семьи, молодежное субкультуре. Как перенаправить модненькое увлечения детей на интересное и перспективное для них самих реальное дело? Этим должны увлечь детей интересные люди, учителя-профессионалы. Сегодня столько молодых людей, закончивших творческие вузы, они могли бы и заниматься с детьми, если бы на базе школ у них была возможность получить творческую мастерскую. Надо позвать такую ​​молодежь в школу. Пусть она создает кластерную среду, занимается театром, музыкой, организует выставки и лекции о художественной культуру. Вот это и будет реальная основа для воспитания будущих специалистов в области искусства и креативных индустрий, которые успешно развиваются в мире и составляют ощутимый сектор экономики.

Елена ДЕДЮДЯ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.