Вы здесь

Африка объединилась в зону свободной торговли


На днях из Кигали (столице Руанды) пришла на самом деле сенсационная международная новость. Здесь было подписано соглашение о создании CFTA (Африканской континентальной зоны свободной торговли). Без преувеличения историческое событие произошло во время проведения чрезвычайного саммита Африканского союза (АС). Свои подписи под документом поставили руководители 44 из 55 независимых стран Черного континента, сообщила руандийская газета New Times. По словам президента Руанды Поля Кагаме, который председательствует в АС в этом году, подписание такого документа является определяющим событием для будущего африканских предпринимателей, фермеров и рабочих. Кроме соглашения, которым создается Африканская континентальная зона свободной торговли, некоторые делегации также подписали договор, регулирующий свободное передвижение лиц и право проживания на территории АС. По мнению экспертов, CFTA будет представлять собой самую крупную свободную торговую зону в мире. Какие перспективы открывает такой гигантский рынок?​


Без барьеров

Решение о создании Африканской континентальной зоны свободной торговли было принято еще в 2012 году на саммите АС, а работа над проектом соответствующего соглашения началась в 2015-м. Согласно тексту документа, государства, которые присоединились к CFTA, обязуются снять таможенные тарифы на 90 процентов категорий товаров, произведенных в пределах зоны, и устранить другие барьеры в торговле между странами континента. Также в будущем возможен и переход на расчеты в единой валюте.

На территории Африканской континентальной зоны свободной торговли проживает более 1,2 млрд человек, а совокупный объем валового внутреннего продукта стран, входящих в нее, составляет свыше 3,5 триллиона долларов. Говорить о том, что весь континент превратился в зону свободной торговли, не позволяет только то, что в договоре пока стоят подписи представителей не всех африканских стран. Среди «отказников» — крупнейшие экономики Черного континента — Нигерия и Южная Африка.

Афрокомиссар по торговле и экономике Альберт Мучанга считает, что они скоро присоединятся к соглашению. Он также сообщил, что в июле состоится еще один африканский саммит, на этот раз в Мавритании, и что на нем ожидается значительное увеличение количества участников CFTA. Президент ЮАР Сирил Рамафоза заявил, что он поставит свою подпись под соглашением сразу после того, как получит разрешение парламента.

Причины отсутствия в зоне Нигерии пока не ясны, но эксперты не исключают вероятности того, что президент этой африканской страны Мохаммаду Бухари не стал спешить с подписанием документа из боязни, что он нанесет ущерб экономике его страны. По крайней мере, крупные нигерийские бизнесмены и профсоюзы опасаются этого. Бухари заявил, что нуждается в дополнительном времени для консультаций дома.

Разные причины у остальных «отказников», среди которых больше нет крупных экономик. В зону свободной торговли не вошли Ботсвана, Намибия, Лесото, Замбия, Бурунди, Эритрея, Бенин, Сьерра-Леоне и Гвинея-Бисау. Для формального создания зоны достаточно согласия 22 государств. Несмотря на отсутствие Нигерии и ЮАР африканская зона станет крупнейшей мировой организацией подобного рода по площади и второй после создания почти четверть века назад Всемирной торговой организации по количеству участников.

Как привлечь ТНК?

Важность подписания торгового соглашения подавляющим большинством африканских стран переоценить трудно. Экономисты считают слабую торговлю между странами континента одной из главных причин бедности Африки и отсутствия у нее сильной промышленной базы. Для африканского бизнеса сейчас выгоднее, считает Мерием Бенсала-Чакрун, возглавляющий марокканскую ассоциацию бизнесменов, покупать товары за пределами континента, чаще всего в Азии, чем производить свои.

Причин того, что африканские государства вяло торгуют друг с другом, много. Это и колониальное прошлое, и высокие внутренние тарифы, и плохие дороги — как автомобильные трассы, так и железная дорога, а также очень сильная бюрократия и коррупция на таможенных и пограничных постах.

Сдерживает экономическое развитие Африки и относительно, конечно, небольшой размер внутренних рынков: население только двух стран — Нигерии и Эфиопии — превышает 100 млн человек. Главным условием для нормального функционирования континентальной зоны свободной торговли является, по мнению специалистов, открытие границ для свободного перемещения рабочей силы и товаров. Соглашение не будет эффективно работать, если африканцы не смогут свободно перемещаться из одной страны в другую и не будут открыты границы, а также отменены нетарифные барьеры.

Африканская зона свободной торговли повлияет на экономические связи между Африкой и другими регионами мира. Об этом заявил в интервью информационному агентству «Синьхуа» министр торговли и промышленности Руанды Винсент Муньешьяка. Он отметил, что CFTA может оказать воздействие на производство товаров во всех областях на всей планете и привлечь инвестиции со всех континентов. По его словам, в зоне свободной торговли будет потенциал для привлечения глобальных транснациональных корпораций (ТНК). При этом, отметил Винсент Муньешьяка, Африка обладает богатыми трудовыми и сырьевыми ресурсами и может принять более активное участие в распределении обязанностей в глобальных цепочках добавленной стоимости. По мнению министра, ЗСТ значительно повысит уровень индустриализации и производства товаров в Африке. Он также считает, что воплощение глобального проекта позволит поддерживать устойчивое экономическое развитие и повысить уровень жизни жителей Черного континента.

Шаг к процветанию

Региональные торговые блоки в Африке существуют уже давно, а самые крупные из них — Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA), Восточноафриканское сообщество (EAC) и Сообщество развития Юга Африки (SADC) — еще в 2015 году объединились в Трехсоставную зону свободной торговли (TFTA). Однако новый торговый блок будет значительно больше — TFTA объединяет 26 стран с населением 650 млн человек и ВВП более $ 1,5 трлн.

Подобные объединения упрощают торговлю между странами, ускоряют промышленный рост и увеличивают приток инвестиций. Все это в конечном итоге ведет к созданию множества новых рабочих мест и к росту ВВП. Особенно нужны такие торговые союзы африканским странам — доля внутрирегиональной торговли в Африке остается очень низкой и составляет всего 15% (то есть 85% всех товаров поступают на африканский рынок с других континентов). Для сравнения, в Латинской Америке этот показатель равен 19%, в Азии — 51%, а в Европе — 72%.

Однако чем более масштабный проект и чем больше сторон в нем задействовано, тем труднее сдвинуть его с места. Так происходило и на переговорах по новому торговому блоку. Многие страны пытались исключить из соглашения отдельные виды товаров, предлагая сохранить различные нетарифные барьеры вроде санитарных норм. В результате количество протекционистских исключений может оказаться так велико, что они похоронят под собой все соглашение.

Альтернатива протекционизму может быть только одна — рост рынка. Необходимо устранение торговых барьеров, развитие инфраструктуры и решительная борьба с контрафактной продукцией. Возможно, считают эксперты, для этого африканским странам имеет смысл создать постоянно действующий орган (комиссию), включив туда не только чиновников, но и бизнесменов с учеными. Эта комиссия могла бы выступать в роли коллективного эксперта, мониторить проблемы общего рынка, а также изучать и адаптировать опыт разных стран и экономических союзов. Для эффективного развития свободной торговли все это может оказаться очень важным. На пути к зоне свободной торговли Африку ждет еще немало трудностей. Это соглашение затрагивает весь континент, пераналаживая существующие торговые связи и создавая новые, — простым заимствованием чужого опыта здесь не обойтись. Зато в случае успеха Африка сделает большой шаг к процветанию.

«Наши народы, наше деловое сообщество и наша молодежь не могут больше терпеть барьеры, которые разделяют наш континент, препятствуют его экономическому взлету и увеличивают страдания, хотя Африка несомненно наделена богатством», — заявил председатель комиссии Африканского союза Муса Факи Махамат. Документ вступит в силу после его ратификации парламентами не менее 22 стран — членов Африканского союза. Ожидается, что к концу 2018 года соглашение одобрят все 44 государства, которые его подписали на этой неделе.

Тем временем

Материк «удвоится»... через 3—4 млн лет

По словам ученых, геологические процессы, происходящие в Восточно-Африканской рифтовой долине, могут привести к катастрофическим последствиям в ближайшем будущем. Специалисты отмечают, что в этом регионе континент медленно, но верно раскалывается на две части (представленные двумя огромными литосферными плитами — Нубийской и Сомалийской), что уже приводит к созданию гигантских трещин и разломов, передает Lenta.ru. Ученые полагают, что Восточная Африка окончательно оторвется от материка примерно через 3-4 миллиона лет. По мнению известного геолога и путешественника Дэвида Адеде, долгое время рифт оставался тектонически неактивным, хотя в земной коре могли происходить небольшие смещения. Сейчас процесс начал прогрессировать вследствие вулканической активности континента. Несколько дней назад гигантский разлом образовался в Кении и разрушил автомобильную трассу. В будущем ситуация точно не станет лучшей. Специалисты прогнозируют стихийные бедствия в регионе, угрожающие жизни людей. Ученые планируют составить карту линий разломов, чтобы спрогнозировать появление очередных трещин и учитывать это при возведении новостроек.

Захар БУРАК

Фото из открытых источников

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.