Вы здесь

Формула новой украинской школы


Реформа, которая на десятилетия определит образовательный ландшафт страны, началась в Украине. Более трех лет длился публичный диалог о стратегии изменений в образовании. Десятки дискуссий состоялись на площадке парламентского комитета по вопросам науки и образования и в Министерстве образования и науки Украины. Открытость была беспрецедентна. К обсуждению присоединились представители всех заинтересованных групп — педагоги, родители, работодатели, политические силы и органы власти, независимые эксперты, международные организации.

«Выпускник украинской школы не умеет применить полученные знания в жизни. Он как фаршированная рыба. Вроде бы и рыба, но не плавает», — вот так образно, но очень точно охарактеризовали ситуацию в образовании эксперты. Результатом продолжительного обсуждения стал закон «Об образовании», принятый в конце сентября прошлого года. О том, какие же изменения ждут украинскую школу, мы беседуем с заведующей кафедрой методики обучения языкам и литературе Харьковской академии непрерывного образования, кандидатом педагогических наук, медиапедагогом Галиной ДЕГТЯРЕВОЙ.


Ключевые компетенции

— Давайте оглянемся назад, — сразу предложила наша собеседница. — Каким был телефон сто лет назад и какой функционал имеют смартфоны сегодня? Какими были автомобили и что мы сегодня видим на наших улицах? А каким был школьный класс столетие назад? Сильно он изменился? Те же ровные ряды из парт, поднятые учениками руки, и в центре всего действа находится учитель — он в классе главный.

Концепция новой украинской школы появилась не на пустом месте. Были люди, которым не все равно. Они изучили европейский опыт, взяли лучшие практики и попытались их адаптировать с учетом нашего менталитета. Главное — существовало понимание, что нынешнюю систему образования нужно менять, причем понимание было как со стороны простых учителей, так и со стороны руководства системы образования. Министр образования и науки Украины Лилия Гриневич ссылалась на следующие цифры: проведенные исследования общественного мнения показали, что изменений именно в среднем образовании ждали 76% украинцев, а состоянием нынешней школы были удовлетворены только 10% родителей и 15% учителей.

В основу всех изменений в украинской школе был положен компетентностный подход. Всего было выделено 10 ключевых компетенций, способных обеспечить жизненный успех молодежи в обществе знаний. Среди них умение говорить и выражать мысли на государственном и родном языке, владение иностранными языками, математическая образованность, которую можно применять не только на уроках математики, но и в жизни, компетенции в естественных науках и технологиях, информационно-цифровая компетенция, умение учиться на протяжении жизни, общекультурная образованность, экологическая образованность и здоровый образ жизни; предприимчивость, социальная и гражданская компетенции. Все перечисленные компетенции одинаково важны и взаимосвязаны. И каждую из них ученики будут приобретать последовательно, при изучении различных предметов на всех этапах образования. Для примера информационно-цифровая компетенция — очень широкое понятие, которое включает не только уверенное и одновременно критическое применение информационно-коммуникационных технологий, но и информационную и медиаобразованность, работу с базами данных, навыки безопасности в интернете и кибербезопасности, понимание этики работы с информацией. Общими же для всех компетенций являются такие умения, как критическое мышление, способность логически обосновывать свою позицию, инициативность, творчество, умение решать проблемы, оценивать риски и принимать решения, способность к сотрудничеству в команде. Как говорят, можно читать на скорость, а можно — с пониманием. Школа компетенций — это чтение с пониманием.

Фото: unian.net.

Диалог, а не монолог

Один из ключевых моментов в реформе школы — изменение роли учителя с авторитарной на партнерскую и ориентация на потребности учеников. При авторитарной педагогике учитель всегда прав. А ученик, который задает вопросы, — как правило, неудобный ученик. Новая же украинская школа как раз направлена ​​на то, чтобы ученик думал и задавал вопросы. Педагогика партнерства — это диалог, равенство сторон, уважение к личности, доброжелательность и позитивное отношение, доверие в отношениях. В ее рамках будут использоваться методы преподавания, основанные на сотрудничестве (игры, проекты, эксперименты, групповые задания и т д.). Учитель должен не просто вести урок, а реализовывать цели урока вместе со своими учениками. К тому же школа партнерства подразумевает более глубокую вовлеченность семьи в построение образовательной траектории ребенка.

— Украина в этом году, как, впрочем, и Беларусь, впервые будет участвовать в международном исследовании образовательных достижений учащихся РISА. Волнуетесь ли вы за результаты?

— У нас уже более десяти лет практикуется внешнее независимое оценивание, которое определяет уровень знаний выпускников при их поступлении в высшие учебные заведения. И что было замечено: наиболее сложными для участников тестирования являются задания, где нужно работать с текстом. Нынешней молодежи присуще клиповое мышление, они читают заголовками, не вникают в содержание. А в исследовании РISА нет закрытых заданий с вариантами ответов. Ответ ты должен вывести сам. И значение имеет то, как ты к нему придешь. Во время будущего исследования акцент будет сделан именно на читательскую грамотность. Еще в 2011 году был запущен всеукраинский эксперимент по медиаобразованию. Сегодня мы как раз учим наших воспитанников работе с текстом, а им может быть все: и фотография, и картина, и реклама, и диаграмма, и график, которые при наличии умений их анализировать и критически оценивать могут стать источником ценнейшей информации. Элементы медиаобразования интегрируются в школьные предметы. Поэтому будет очень интересно узнать, как украинские подростки справятся с тестами РISА. Мы начали развивать эти жизненно необходимые умения и навыки еще до того, как было принято решение присоединиться к авторитетному международному исследованию, но очень хорошо, что сейчас сможем увидеть себя на фоне других систем образования.

Зазубрил, ответил и... забыл?

— Директор департамента по образованию Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), главный куратор РISА Андреас Шляйхер говорит, что, когда ученики сфокусированы на запоминании и ретрансляции того, что сказал им учитель, это работает только при решении более-менее легких задач, а простое запоминание уже не гарантирует успеха.

— Я вообще думаю, что учителю гораздо проще прочитать на своем уроке «лекцию» или предложить ученикам самим прочитать параграф и ответить на вопросы, что приводятся в конце каждого из них. Но это не гарантирует ни понимания, ни даже запоминания. Почему мы говорим, что в основе обучения должен лежать компетентностный подход? Потому что знания без практики ничего не стоят, это всего лишь абстрактные литры или километры... Я лично не люблю самоучители по той причине, что человек, который пошагово выполняет алгоритм, не задумывается над порядком своих действий. А если ты сам методом проб и ошибок выводишь свой алгоритм, то он запоминается надолго. В реформированной школе мы будем отходить от практики отягощения школьников большим объемом информации и обучения по принципу «зазубрил — ответил — забыл».

Реформа у нас начинается с начальной школы. Буквально месяц назад был принят государственный стандарт для начальной школы и утверждены программы для первого и второго классов. Все учителя, которые берут первоклассников, должны пройти переподготовку, потому что работа учителя радикально меняется. Готовятся тренеры, которые уже в своем регионе будут готовить учителей к их новой роли. Создана образовательная онлайн-платформа для размещения актуальных методических и дидактических материалов для педагогов по основным предметам, мультимедийных учебников и интерактивных онлайн-ресурсов.

Между прочим, согласно новому закону «Об образовании» независимое оценивание теперь будет проводиться за время получения общего среднего образования трижды: после окончания начальной школы (то есть, после 4 класса), на выходе из базовой школы и в выпускном классе на старшей ступени школы. Общее среднее образование будет 12-летним. Начальная школа — 1—4 классы, базовое — 5—9 классы и среднее профильное образование, которое можно будет получить в лицеях или в учреждениях профессионального образования, — 10—12 классы. Несмотря на еще один год учебы, нагрузка на школьников должна уменьшиться за счет сокращения обязательных предметов. Если сейчас таких дисциплин в старшей школе 22, останется всего 9. И вот этого многие учителя очень боятся. Ведь сегодня у них есть гарантированная нагрузка, а в будущем неизвестно, выберут ли ученики их предмет. Между прочим, увлеченность биологией, географией, химией, литературой и так далее начинается именно с учителя: если педагог детям интересен, с уважением относится к своим ученикам, то к нему пойдут, более того, будут бегать за ним хвостом, а когда все уроки у него одинаковы, похожи друг на друга, то вряд ли. В будущем профессионализм педагогов ждет серьезное испытание в виде оценивания их усилий учениками... Появятся также и интегрированные дисциплины, которые дают более полную картину мира.Фото: nikopol.net.ua.

Автономия + ответственность

— Но ваш закон дает и много свободы учителю...

— Прежде всего ему будет дана академическая свобода. Учреждения образования и педагоги смогут самостоятельно разрабатывать собственные образовательные программы (но они должны соответствовать государственным стандартам), составлять учебные планы, выбирать учебники, методы, стратегии, способы и средства обучения и воспитания. Учитель, который не хочет или не может разработать собственную программу, будет выбирать из предложенных, адаптировав под себя и под специфику своего ученического контингента. Что касается авторских подходов, то, возможно, авторская программа и методика будут обсуждаться на уровне школьного методического объединения, а потом утверждаться педагогической советом. Мне кажется, это самый оптимальный вариант, хотя точный механизм еще не прописан. Новая украинская школа гарантирует свободу выбора как ученику, так и учителю. Но свобода обязательно влечет за собой ответственность. Внешнее независимое оценивание покажет, насколько оправданными и эффективными были методы и подходы конкретного педагога. Учитель в новой школе фактически становится тьютором, модератором индивидуальной образовательной траектории ребенка.

— Директоров школ у вас теперь будут выбирать?

— Главой можно быть не более 12 лет. Пожизненных директоров больше не будет. Кандидат сможет избираться на пост директора на два шестилетних срока подряд, а потом или остаться работать в том же учреждении на другой должности, или претендовать на директорство в другом. Полагаю, что такая выборность пойдет только на пользу...

Хочу отметить, что государство гарантирует учителю свободу от вмешательства в его профессиональную деятельность. Но вместе с введением автономии будет усилена и ответственность школы перед обществом за качество образования. При этом тотальный государственный контроль в виде инспектирования заменит общественно-государственная система обеспечения качества. Закон предусматривает полную прозрачность финансирования учреждений образования. В частности, последние будут обязаны обнародовать все средства, поступающие из бюджета и из других источников.

— А какие вы видите самые проблемные моменты в будущей реформе?

— Принять новый закон «Об образовании» — только половина дела. Но если учитель не хочет меняться, не готов к инновациям, то реформу можно сразу «похоронить». Новая школа требует нового учителя, который станет движущей силой перемен. Реформой предусмотрен ряд стимулов для его личного и профессионального роста, чтобы вовлечь в профессию лучших, в том числе и поэтапное повышение зарплат.

Фото: 112.ua.

Я считаю очень важным, что увеличится количество моделей переподготовки учителя: это могут быть курсы при институтах последипломного педагогического образования, семинары, вэбинары, онлайн-курсы, конференции, самообразование (признание сертификатов). Учитель, согласно закону, получит право выбора места и способа повышения квалификации. К тому же закон предусматривает и добровольную сертификацию на знание предмета и владение современными образовательными методиками. Те, кто ее пройдет, получат сертификат на три года и надбавку в 20% к своей заработной плате. Сертификация будет проходить в два этапа. Первый — теоретический, в ходе которого будут проверяться знания по педагогике, психологии, методике преподавания, а второй — практический, когда педагогу предстоит продемонстрировать свое педагогическое мастерство. Не сомневаюсь, что один раз педагогический фейерверк сможет организовать каждый, но показательные выступления никому не нужны. Для меня наиболее ценный — самый обычный урок, когда видна система работы педагога. Поэтому, надеюсь, что заранее предупреждать учителя о визите на урок никто не будет. Педагоги, которые пройдут сертификацию, смогут дальше работать менторами и транслировать свой профессиональный опыт. Насколько я понимаю, это наш аналог вашей квалификационной категории «учитель-методист».

Строительство новой украинской школы — долгосрочная реформа. Пока что мы находимся только в самом начале. Главное, чтобы нам хватило сил, терпения и ресурсов...

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.