Вы здесь

На Витебщине оптимизируют школы


В этом году на Витебщине запланировали завершить оптимизацию учреждений системы образования. Именно этот вопрос был в центре внимания на сессии Витебского областного Совета депутатов.


Рациональный подход

Тема волнует многих жителей глубинки. Когда закрывают школу в деревне или сельское средняя школа становится базовой, конечно, людей это не радует. Но что делать, если ученики в дефиците? И ежегодно их количество сокращается...

А при этом тратятся большие суммы на зарплаты учителям, другим работникам, на оплату коммунальных услуг, ремонт и так далее.

Председатель областного Совета депутатов Владимир Терентьев, кстати, напомнил народным избранникам, что в начале оптимизации было немало недовольных. Многие часто не понимали, зачем это делать. Но время показало, что был выбран правильный «вектор», так как закрывают или реорганизуют только бесперспективные учреждения.

Сэкономленные средства традиционно направляются исключительно на нужды образования. Таким образом улучшаются условия в других школах, садах.

Как отметил начальник управления образования Витебского облисполкома Дмитрий Хома, за последние два года, благодаря оптимизации, существенно увеличилась наполняемость классов в нескольких районах, а параллельно снижается стоимость обучения одного ученика в год.

— В общем, работу по экономии затрат нельзя оценивать только по закрытию и реорганизации учреждений. Это — комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию работников, количества классов, подгрупп, классов с музыкальной направленностью, на экономию от энергосберегающих мероприятий. Эффективность проведенного — важнейший показатель, — рассуждает Дмитрий Хома.

Чтобы возить школьников на занятия, только в прошлом году купили около 60 автобусов. А для тех ребят, которым ездить учиться далеко, создали пришкольные интернаты. Они есть уже в 15 из 21 района Витебщины.

Из прошлого в будущее

Школы в глубинке и впредь будут оптимизироваться. Например, на сессии было озвучено, что 37 зданий учреждений образования являются неприспособленными, 10 — в аварийном состоянии. В более чем 10 школах для отопления используют печи. А в нескольких — туалет во дворе.

Здания не просто закрывают, а стараются использовать в новых целях. Для этого их продают на аукционах, и с 2010 по 2017 год более 90 купили. Запланировано вовлечь в хозяйственный оборот еще 147 зданий. И все больше примеров, когда в экс-школах организуют новое производство. Кстати, школу можно приобрести и под жилье.

Об эффекте от оптимизации говорили и депутаты.

Председатель Браславского районного Совета депутатов Нина Пучинская рассказала об опыте района. Там, кстати, наполняемость учениками в сельской местности примерно в два раза меньше, чем в райцентре. Но и в Браславе школы заполнены не по полной, как говорится. Нина Пучинская считает, что закрывать школы, где очень мало учеников, целесообразно. В результате оптимизации на укрепление материально-технической базы существующих школ уже направлены сотни тысяч рублей.

А председатель Верхнедвинского райсовета депутатов Ирина Козел сообщила о возможности для развития системы образования использовать средства Международного банка реконструкции и развития.

Кстати, в каждом районе до 2022 года появится не менее одной «Школы будущего». По оборудованию они должны соответствовать требованиям века «высоких технологий». Ярким примером можно назвать СШ № 1 г. Дубровно, где соответствующий проект уже реализован.

Александр ПУКШАНСКИЙ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.